бесплатно рефераты
 

Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК». Диплом.

Лизингополучатель публикует информацию о своих финансовых обязательствах,

вытекающих из лизинговых соглашений, а лизинговое имущество и его

амортизация учитываются на балансе предприятия.

7. За лизинг платят из прибыли от использования соответствующего

оборудования, и такие платежи не подлежат налогообложению.

8. При международных лизинговых операциях получатель оборудования может

рассчитывать на налоговые льготы, принятые в стране кредитора. [17,с. 87]

Лизинг имеет также объективные недостатки. Из них можно отметить

следующие:

1. при существенной инфляции лизингополучатель может не выигрывать на

приобретении оборудования по остаточной стоимости;

2. если это финансовый лизинг, а в результате НТП изделие морально

устаревает, то лизинговые платежи тем не менее не прекращаются до

конца действия договора;

3. достаточно сложная организация лизинговой операции, с чем связаны

повышенные затраты времени и сумм административных расходов на

подготовку и реализацию лизингового соглашения;

4. на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования, а для

лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена

оборудования при обычной его покупке;

5. в случае выхода из строя оборудования лизинговые платежи все равно

должны продолжаться в установленные сроки;

6. дороговизна лизинга по сравнению с банковским кредитом. Дело в том,

что лизингодатель берет большие комиссионные. [17, с. 90]

1. Становление и развитие лизинга в развитых странах

Общая идея лизинга сама по себе далеко не нова. Еще Аристотель в

\"Риторике\" (IV в. до н.э.) отмечал, для того чтобы получать прибыль,

совсем не обязательно иметь оборудование или иное имущество в

собственности, достаточно лишь иметь право его использовать и извлекать

доход. Однако лизинговые сделки были известны задолго до жизни Аристотеля.

Они заключались еще в древнем государстве Шумер (примерно за 2 тыс. лет до

н.э.). Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур,

содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных

источников, волов и других животных. [7, с. 89]

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в

законах Хаммурапи (были созданы около 1760 г. до н.э.), в статьях которых

рассматривались все известные на тот период случаи аренды и нормы арендной

платы, условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали

аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом

приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Древние финикийцы,

прослывшие отличными мореплавателями и торговцами, практиковали аренду

судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с современной

формой лизинга оборудования. Римскому праву также был известен комплекс

имущественных отношений, связанных с владением вещью без полного права

собственности. Император Юстиниан I (483 - 565 гг.), модифицировавший

римское право, отразил лизинговые отношения в известных Институциях. [6,

с. 6] Таким образом, лизинг различных видов имущества был популярен в

Европе еще с давних времен.

Первое употребление термина \"лизинг\", по данным австрийского исследователя

В. Хойера, относится к 1877 г., когда американская телефонная компания

\"Белл\" решила не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в

аренду. Это начинание оказало сильное воздействие на развитие связи.

Исследователи истории развития лизинга в странах Запада обычно отмечают,

что толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе

послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании,

стремясь уйти от излишне обременительных расходов, стремились приобретать

локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь

в пользование.

В начале XX века несколько американских компаний, специализирующихся на

поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что контракты с

более коротким сроком действия более выгодны.

Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду автомобили.

Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и

компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в

Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах был предложен новый вид

лизинга - долгосрочную аренду автомобилей. [5, с. 10]

В течение Второй Мировой войны лизинг стал широко распространенным

средством финансирования поставок оборудования за счет средств,

предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Например, между

правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на аренду

(лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские

эсминцы, также существует множество примеров таких сделок.

Настоящая революция в арендных отношениях в Америке произошла в начале

50-х годов XX столетия. В аренду стали массово сдаваться средства

производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда,

самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно

разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

United States Leasing Corporation - первая современная компания, для

которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она была

основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Первоначально он

создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом предприниматель

понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, к тому же

появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как

“международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои

филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в 1960

годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States

Leasing International. [9, с. 30]

Популярность лизинга в 60е годы, объясняется тем, что: было обеспечено

стопроцентное финансирование; гибкость в выборе времени и качестве

лизинговых платежей; амортизация оборудования. Кроме того, предоставляемые

налоговые льготы предопределили успех развития лизинга в США. Это говорит

о том, что в странах с развитой рыночной экономикой формировалась широкая

законодательная база. Множество законов, указов и постановлений определили

развитие лизинга.

Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств.

Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили

предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание

контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы лизинговых

компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как:

электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера,

контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин);

определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются

наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам. Эти

преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только

усилит рыночные позиции лизинговых компаний. На рынке лизинговых услуг

компании США являются наиболее заметными и крупными.

Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки

свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового

рынка. Их всего 15. [6, с. 7]

Можно сделать вывод о том, что лизинг различных видов имущества был

популярен в странах запада еще с давних времен. Он прошел долгий период

развития и совершенствования и является основным инвестиционным

инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится,

например, в США более 30% инвестиций в оборудование.

2. Опыт развития лизинга в России

В России с понятием \"лизинг\" познакомились во время Второй Мировой войны,

когда по leand-lease в нашу страну поставлялась американская техника. Т.

е. в России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно

небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше

напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к

оперативному лизингу.

В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми

организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации

такого оборудования, как станки, самолеты, морские суда, автомашины и т.д.

Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и

иностранными партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Мин Морфлотом

СССР, являлся “бэрбоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть

этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта,

заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой,

предоставляющей интересующее Мин Морфлот судно в аренду, на это судно,

прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом

третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского

Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации.

[20,с. 49]

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок

внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом

на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового

автомобильного транспорта.

В июне 1991 года была создана международная советско-немецкая лизинговая

компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали

Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из

крупнейших банков Европы Bank National de Paris, а с немецкой - одна из

крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке

можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на

арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных

правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных

республик об аренде. Развитие сети коммерческих банков способствовало

внедрению лизинговых операций в банковскую практику. [8, с. 10]

Собственно российские лизинговые компании начали образовываться в 1-й

половине 1990-х годов (Приложение 2). В октябре 1994 г. на основе

объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская

ассоциация лизинговых компаний \"Рослизинг\", которая была призвана

выполнять методические, организационные и информационные функции в

интересах развития лизинга в стране. В том же году \"Рослизинг\" стал

корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых

компаний \"Leaseurope\".

На 1.01.2001 г. лизинговую деятельность в России вела 1541 лицензированная

резидентская компания. По данным за 2000 г., промышленное оборудование

сдавали в лизинг 162 компании; компьютерами, банковским и офисным

оборудованием занимались 40 компаний; самолетами, судами, железнодорожными

вагонами и цистернами - 70; автотранспортом - 103, оборудованием для

переработки сельскохозяйственной продукции - 207, дорожно-строительной

техникой - 94. И 865 компаний занимались деятельностью, связанной

исключительно с финансовыми операциями. [15,391]

Как представляется, приведенные данные свидетельствуют о том, что в России

имеется значительная потребность в развитии лизинга и, что в данном случае

еще важнее, очень немалая сеть лизинговых компаний. Тем не менее, лизинг

до сих пор занимает у нас весьма скромное место в обеспечении инвестиций.

Все российские лизинговые компании можно разделить на две группы:

собственно лизинговые, получившие определённые льготы по налогообложению,

и государственные отраслевые лизинговые компании, которые призваны

облегчить реализацию готовой продукции в ряде машиностроительных отраслей.

Лизинг нашёл своё место не только в крупной промышленности, но и в малом

предпринимательстве. Лизинговые операции с субъектами малого

предпринимательства несут в себе дополнительные сложности: возникающие

риски, низкая залогоспособность лизингополучателей. Поэтому малые

предприятия находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и,

испытывает определённую дискриминацию со стороны банков по сравнению с

иными, более крупными заёмщиками. [11,с. 67]

Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с

1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а

оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически

устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления.

Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой отрасли

хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная

промышленность.

Так что же мешает развитию лизинга в России? Можно выделить несколько

факторов:

1. Некачественная нормативно-правовая база лизинга;

2. Недальновидность и неэффективность налогообложения лизинговых

операций;

3. Недостаток в экономике вообще и в пассивах коммерческих банков, в

частности \"длинных денег\", строго необходимых для финансирования

(кредитования) лизинговых сделок;

4. Тяжелое финансово-экономическое положение большинства производителей в

реальном секторе экономики, ограниченность круга устойчиво и

рентабельно работающих предприятий - потенциальных клиентов;

5. Высокие процентные ставки за кредит (16%). Хотя цена кредита все еще

намного превышает среднюю прибыль в реальной экономике, что \"отсекает\"

большинство предприятий, как от банковского кредита, так и от лизинга.

[17, с. 107]

Также фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной

организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная

подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество

аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение.

В решении перечисленных проблем определенную помощь может оказать изучение

опыта других стран, а также создание отечественной законодательной и

нормативной базы, которая обеспечит благоприятные экономические условия.

Эти условия определяются налоговыми льготами, таможенным и валютным

регулированием лизинговых операций.

Таким образом, отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга в

России, считаются сельское хозяйство, строительство, тяжелое

машиностроение, транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а

также малое предпринимательство. Перспектива использования лизинга как

эффективного метода инвестирования в основные фонды предприятий зависит не

только от сложившихся в стране социально-экономических условий, проводимой

властями и самими предприятиями инвестиционной политики, но и от

правильной, грамотной, профессиональной организации и проведения

лизинговых сделок.

2 Правовое регулирование лизинговых отношений

2.1 Современное состояние правовой базы лизинга в России

До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не

имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что

отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций,

регулировались по аналогии, сходных с лизинговыми (отношения

имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя

из общих начал и смысла гражданского законодательства.

На современном этапе Россия - страна, в которой существует специальное

законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность состоит в

том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах

государственных органов власти и управления различных уровней, имеющих

неодинаковую юридическую силу.

Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал

Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994 г. \"О развитии финансового лизинга

в инвестиционной деятельности\". Он носил в основном порученческий

характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам

провести определенные мероприятия, разработать документы и внести

предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в

Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения,

которые не были восприняты последующим законодательством.

В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ

постановлением № 633 от 29.06.1995 г. \"О развитии лизинга в инвестиционной

деятельности\" утвердило \"Временное положение о лизинге\". Этот нормативный

акт, ныне также отмененный, и положил начало конкретному регулированию

лизинговых отношений в стране.

В дальнейшем правительство и его органы приняли еще целый ряд документов

общего значения (не отмененные, хотя в большинстве своем и не

применяющиеся):

\"Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной

амортизацией\" (утвержден Минэкономики и Минфином РФ 29.12.1995 г.);

\"Методические рекомендации к расчету лизинговых платежей\" (утверждены

Минэкономики и Минфином РФ в апреле 1996 г.);

\"О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской

Федерации\" (документ утвержден постановлением Правительства № 752 от

27.06.1996 г., получил частично новую редакцию в соответствии с

постановлением Правительства РФ № 794 от 12.07.1999г.);

\"Указания об отражении в бухгалтерском учете операций договора лизинга\"

(утверждены приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997 г.);

\"О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000

годы\" (документ утвержден постановлением Правительства РФ № 915 от

21.07.1997 г.);

\"Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление

лизинговых операций\" (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от

3.09.1998 г.).

Имелось также \"Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ\"

(утверждено постановлением Правительства РФ № 167 от 26.02.1996 г.).

Документ утратил силу в связи с тем, что постановлением № 80 от 1.02.2001

г. Правительство РФ утвердило новое Положение \"О лицензировании финансовой

аренды (лизинга) в Российской Федерации\". Последнее было отменено в связи

с принятием Закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. \"О лицензировании отдельных

видов деятельности\", в соответствии с которым лизинг в России перестал

быть лицензируемым видом деятельности.

Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала часть II

Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1.03.1996 г. Здесь лизингу

посвящены статьи 665 - 670 (§6 \"Финансовая аренда (лизинг)\" гл. 34

\"Аренда\"), в которых даны определения договора финансовой аренды, предмета

договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска

случайной гибели, ответственности продавца. В ГК РФ впервые был применен

термин \"финансовая аренда\".

Здесь уместно будет отметить, что вся эта серия нормативных документов, по

мнению многих авторов, была сделана в целом непрофессионально: они были

выпущены, по сути, без учета уже действовавшей законодательной базы;

большинство этих актов в разной мере противоречило друг другу. Может быть,

поэтому некоторые из них вообще не исполнялись, а другие исполнялись и

исполняются плохо.

8 февраля 1998 г. был подписан Закон № 16-ФЗ \"О присоединении Российской

Федерации к Конвенции УНИДРУА \"О международном финансовом лизинге\".

Основная цель Конвенции - унификация правового регулирования отношений

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.