бесплатно рефераты
 

Жизнь и учение Будды

люди, одаренные чувствительной и восприимчивой натурой, с сильно развитой

фантазией. Способны переживать такого рода ощущения и под влиянием сильного

нравственного и ли умственного возбуждения или потрясения, под влиянием

внезапно озарившей их мысли при этом возбуждении они приходят к решению

занимавших их ум вопросов, находят ответы на эти вопросы[7]. Сиддхарха-

Гаутама обладал крайне чувствительной и восприимчивой натурой и пылкой

фантазией, отшельническая жизнь могла только развить в нем эти качества, и

весьма возможно, что при одном из сильных психических экстазов в его мозгу

мгла возникнуть идея, разом осветившая, как ему казалось, все то, что до

того времени было для него темным и неясным. С этого момента Сиддхартха-

Гаутама сделался Буддой, т.е. просвещенным, а со временем его восторженные

поклонники совместили в нем все совершенные нравственные, умственные и

физические качества, какие только можно допустить в человеке. Сам

новоявленный Будда не думал о себе так высоко, но был убежден в верности и

основательности открытых истин и надеялся, что с их помощью ему удастся

искоренить предрассудки и заблуждения людей. Рассмотрев всесторонне

озарившую его идею, Шакьямуни выработал свой собственный взгляд, как на

философию, так и на аскетику, и составил новое учение, значительно

отличавшееся от существовавших при нем философско-религиозных систем.

Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос,

должен ли он поделиться своим знанием с человечеством, скованным цепями

неведения и греха. Но движимый состраданием к миру, Будда решился

возвестить ему свое учение.

Глава 3: Сущность учения Будды.

«Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в мои

слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет смысл. Если

в моих словах смысла нет, отбросьте их! Если смысл есть, возьмите сказанное

на вооружение!» - постоянно повторял Будда[8].

Свое учение Будда разделил на три части: теорию или догматику,

нравственность или аскетику и практику или созерцание. По своей сущности

учение Будды являлось собственно логическим выводом из учения браминов и

выделившейся из брахманства философии Санкхьи. Его учение также проникнуто

мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем вообще людям в известные

моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество

обречено на страдания.[9] Будда только развил эту идею более глубоко и

приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования.

Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве

ничтожества жизни и стремления освободиться то нее, - с ней он является на

проповедь своего учения и с ней и умирает.

Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенарейской проповеди (как

нагорная проповедь Иисуса Христа). Она знаменита тем, что в ней содержится

переход от религиозного эгоизма брахманов к состраданию обездоленным.

Будда совершенно отрицал браминский центр бытия, мировую душу,

Брахму[10]; он понял, что сущность бытия браминов – не что иное, как

отвлеченное представление, пустота, и что на самом деле существуют только

дробные явления, не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному

изменению. Говорят, что Будда якобы сознательно избегал вопросов о

мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен

или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или

от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал,

но считал бесполезными. Все внимание основатель буддизма сосредоточил на

освобождении от страдания, которым преисполнен мир[11]. В своих проповедях

Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной

жизни), так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.

Отсутствие постоянства в мировой и земной жизни составляет одну из

максим учения Будды и, по его мнению, есть величайшее из всех зол – это

«огонь, пожирающий весь мир».

Его слова, когда он касался этой максимы, поражают своей

безнадежностью и горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно

рано или поздно распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за

другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над

всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце

безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей

жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его прошедшую

жизнь. Утром мы видим какой-нибудь предмет, к вечеру уже его не находим.

Зачем гнаться за призрачным счастьем?…»

Но и смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного

изменения, - он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так без

конца вращается колесо перерождений, и от этого круговорота есть одно

только прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана» происходит от глагола

«нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного

«исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного –

«исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный

покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений»[12]. Нирвана –

это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности,

окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Тем самым

потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны

нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите[13] «архат» -

заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость). Буддизм

корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния

нирваны, архат[14].

О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно,

иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние

сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна – есть причина

достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана также

беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и

ничем не обусловлена. Нирвану нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни

обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь «праведный ученик,

идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой,

не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…»[15] К

нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий;

к ней должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель

для всех людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это

лечебница, врачующая от всякого рода страданий»[16].

Итак, Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил,

что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его

до основания, «погасить в нирване».

Но каким же образом можно было достигнуть этого состояния

совершеннейшего покоя? Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и

лежавших в основании его учения.

o Первая истина: жизнь есть страдание: «рождение – страдание, старость –

страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным

– страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание»[17].Буддизм

видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не знакома.

o Вторая «благородная истина» говорит о происхождении страдания. Будда

видит корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде

существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.

o Третья истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно

прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой

жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

o Четвертая «благородная истина» говорит о «пути», ведущем к

освобождению от страдания. Это высокий «восьмеричный путь».

Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь –

должное понимание четырех истин, истинная решимость – воля преобразовывать

свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь –

воздержание ото лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, истинное

действие – непричинение зла живому, воздержание от воровства, истинный

образ жизни – привычка жить честным трудом, правильное усилие – борьба с

соблазнами и дурными мыслями, правильное направление мысли – понимание

преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает

человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму.

Направление мысли имеет 4 ступени:

1. Сосредоточение своего чистого и незамутненного ума на осмыслении и

истолковании истин;

2. Вера в истины, тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает и

достигается душевное спокойствие и радость;

3. Освобождение от радости, в частности и от ощущения своей телесности

вообще;

4. Состояние полной невозмутимости и безразличия, т.е. состояние нирваны.

Познанием «благородных истин» можно достигнуть вечного покоя, мудрости,

просвещения, нирваны. Кроме познания этих четырех истин, люди для

достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти цепей»,

приковывающих к существованию[18]:

V От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны;

V От сомнения в том, что существует путь к освобождению от

перерождений;

V От убеждения в том, что разные религиозные обряды – молитвы,

жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут к

спасению;

V От чувственных страстей и желаний;

V От ненависти и недоброжелательства к своим близким;

V От любви к земной жизни;

V От желания будущей жизни на небе;

V От гордости;

V От высокомерия;

V От неведения.

Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по

учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства,

совершенства Будды и вместе с тем нирваны. Низшие степени совершенства,

присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10ти цепей,

но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям

знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).

Но этого совершенства может достичь незначительная часть людей, а

именно тех, которые решатся покинуть мирскую жизнь; большая же часть,

преданная суетной мирской жизни, не в состоянии достичь совершенства, а

может только, в зависимости от свершенного, улучшить или ухудшить свою

будущую жизнь и, следовательно, приблизить или удалить блаженную минуту

вечного успокоения в нирване, и только в редких случаях и при особенно

благоприятных условиях человек, ведя мирской образ жизни, мог достичь

степени анагамина.

Будда признает верование браминов в переселение душ и в соединенный с

этим верованием закон воздаяний. Им он придавал только нравственное

значение. Всякое существование зависело от дел, добрых или злых,

совершенных в предыдущие рождения.

Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что

Будда принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в

буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход

к новой жизни и поэтому – к новым страданиям.

Этот закон воздаяний обусловливался моральным порядком вещей

(кармой[19]), законом связи причины и следствия.

Будда придавал большое значение личности человека, его воле – всякий

человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила,

данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от

страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного

человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая

достается в удел существу редко, через тысячелетия.

Будда отвергал первобытный идеалистический пантеизм (он не признавал

божества как чего-то неизменного, как и остальные существа) и все источники

браминского религиозного учения – Веды[20] с их объяснениями, всю

браминскую теологию[21] с ее запутанной, софистической диалектикой, с ее

многообразной обрядностью и жертвоприношениями.

Будда признавал в душе творческую силу, так сказать смысл

существования всякого бытия – она может нисходить до степени души существа

животного и даже растительного царства и уничтожиться в нирване, смотря по

заслугам. В этом заключалась догматическая часть учения Шакьямуни.

Теперь аскетика или нравственность Будды: вместо

продолжительных, тяжелых покаяний и жестоких истязаний браминов, Будда

ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в соблюдении

нравственной чистоты.

Будда установил правила аскетики, которые необходимы для достижения

возрождения:

. Охранять жизнь всякого живого существа и не причинять ему никакого

зла;

. Уважать чужую собственность;

. Быть целомудренным, правдивым, воздержанным в питье и еде (Будда

запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в

определенное время дня и, по возможности, раз в день)[22];

. Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;

. Воздерживаться от всякого рода украшений, мазей и т.п.

От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще

соблюдения двух следующих:

[pic] спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;

[pic] жить в добровольной бедности.

Отсюда видно, что Будда, ясно сознавая, что не все люди способны

отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные

правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и

внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по

крайней мере, их горести и печали.

Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть

неизбежного зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для

всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными,

сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других

ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о

своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что

следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия,

доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.

Добрым, совершаемым без всякой своекорыстной цели, делам Будда

придавал большое значение и относился с презрением к людям, поступающим

хорошо только на словах.

Ради облегчения участи людей он, кроме того, давал весьма

практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например,

рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить

рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды

для утоления голода и тень для отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные

дома и т.п.

Одна древняя надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори

добро, обуздывай свои мысли»,- в этих немногих словах, можно сказать,

заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он

проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как

бы в зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом

каст. Провозгласив равенство людей по происхождению в смысле

общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для

всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет каст.

Будда преследовал только одну цель – цель спасения человечества путем

его нравственного улучшения.

Будда положительно отказывался решать некоторые метафизические

вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало

мира или нет и т.д.

На подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения к

нравственным обязанностям человека, что драгоценным и скоротечным временем

надо дорожить и не следует тратить его на подобные рассуждения, а

необходимо готовиться к достойной встрече смерти. «Представьте себе

человека, - говорил он, - раненного в грудь стрелой. Спасение его зависит

от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели

раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В какой цвет и

какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели

он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему

грозит непременная смерть?»[23]

Будда очень редко произносил длинные речи, что было результатом его

долгой отшельнической жизни, большая часть которой прошла в безмолвном

созерцании; в большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но

сильных афоризмах (сутры), украшая их поэтическими сравнениями и

аллегориями. Своим афоризмам он часто придавал числительную форму, что

сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего

учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть

покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он

знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего

безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В

буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще

как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность

признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма

божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как

высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения

человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне

сходный) человека богу.

Социальная роль буддизма определяется основными положениями его догматики.

Какие бы формы не принимал буддизм в своем развитии, его центральным

принципом является религиозная идея необходимости освобождения от пут

«земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая социальная,

рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего

окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую

асоциальность. С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы

за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы.

Заключение.

Будда как метафизик смотрел на жизнь и ее явления сквозь призму

субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к

отрицательному, безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь и, как

результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду,

что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в

бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к

развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что

противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки

зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит в

подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении

мысли и чувства.

Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни и, особенно

на культуру принявших его стран. Распространение буддизма способствовало

созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных

комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую

культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и

схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего

средневековья.

В своей основе, буддизм религией не является. В отличие от

христианства или ислама, это в первую очередь практическое учение. Не

налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из

возможных путей постижения жизни.

Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы

вынуждены кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся

знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?

Список использованной литературы:

1. Антология мировой философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987г

2. Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г

3. Буддизм: четыре благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.

5. Карягин К. Будда. Конфуций. СПБ.1998г

6. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970г

7. Культурология. История мировой культуры (под ред. А.Н. Марковой). М.:

Юнити.- 1995 г

8. Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М., Юрайт. 2002г.

9. Учение Будды. Элиста. 1992г

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа.

1981г.

11. Эррикер, Клайв. Буддизм. М., Гранд. 1998г

-----------------------

[1] Карягин к. Будда. Конфуций. СПб. 1998г.

[2] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,

1983.- с. 576

[3] Эпиграфика – наука о древних надписях. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. М., 2001.

стр.911

[4] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.14

[5] Лядвея – «ляжка» (словарь М. Фасмера).

[6] Пантеизм – философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.

[7] Буддизм: история и культура. М: 1989

[8] John Bowker “Worlds of faith” BBC: 1983

[9] Учение Будды. Элиста, 1992

[10] Брахма (брахман) в брахманизме и индуизме один из 3х высших богов, бог-

создатель, творец Вселенной и всего сущего. Одно из центральных понятий

инд. Философии и религии индуизма, косм. духовное начало, безличный

абсолют, лежащий в основе всего сущего. Советский энциклопедический

словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г. стр.166

[11] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа.

1981г. стр. 77

[12] Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М., 1978, с.340

[13] Санскрит – литературно обработанная разновидность др. - инд. языка

индоевр. языковой семьи. Отличается строго нормализ. грамматикой. Советский

энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г. стр.1163

[14] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа.

1981г. стр. 79

[15] Антология мировой философии, т.1, ч.1, с.128.

[16] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.44

[17] Антология мировой философии, т.1, ч.1, стр.118.

[18] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.46

[19] Карма – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их

последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения.

Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г.

стр.548

[20] Веды («веда» - знание) – самхиты, т.е. сборники гимнов в честь Богов.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 1981г.

стр. 56.

[21] Теология – богословие, учение о Боге. Стрельник О.Н. Философия:

краткий курс лекций. М.: Юрайт. 2002г. Стр.235

[22] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб.1998г. стр.49

[23] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.52

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.