бесплатно рефераты
 

Язычество Древней Руси

Язычество Древней Руси

ИСЭТ

НОУ ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''.

Реферат

по предмету

''Культурология''

на тему:

"Язычество Древней Руси".

Выполнила: студентка II курса

экономического факультета

Л. Ольга

Николаевна

Проверила преподаватель:

Лебедева Валентина

Генриховна

Санкт-Петербург 1999г.

'' И смешал Бог народы, и разделил на

семьдесят и два народа, и рассеял по

всей земле. От этих же семидесяти

двух язык произошел и народ

славянский''. …

(Повесть временных

лет)

ВВЕДЕНИЕ

П

ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и

события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей

культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех

временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных

авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь

восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали

основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их

верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской

империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI

в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А также

для изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части,

использовались археологические и этнографические исследования.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических,

примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской"

религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось

сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент

огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество

помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии,

делая мир ближе и понятнее.

Этнографические исследования показывают поразительную живучесть

многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям,

но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые

складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в

результате русское православие, по крайней мере в народном представлени,

превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.

И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт,

представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние

которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..

Древнейшие цивилизации на территории Руси

В

настоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до

95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей

эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По

мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов

смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи.

Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в

становлении Древнерусского государства.

Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические времена

были заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться с

иранцами, таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами.

Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к

оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое находилось

в постоянных контактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э.

началась колонизация Северного Причерноморья древними греками.

Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, в

локальных стычках выходили победителями, обращая в рабство непокорные

племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за их

строптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах и собирали

дань в виде великолепной пшеницы, меда и изделиями других ремесел. Позже

скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.

Только в прошлом веке российскими археологами была открыта ещё одна

своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры и

названная историками "черняховская".

Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от

Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них

могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что

"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими

племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развития

земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки для создания

государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов.

Большие изменения в демографическую обстановку на территории нашей

страны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё

древним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на

запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли к

Волге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на два

столетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев).

Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения

"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны вели кочевой

образ жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культур покорённых

народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый гуннский царь

Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Таким образом,

можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства,

простиравшегося до границ римской империи, и которое представляло собой

сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составляли меньшинство.

После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые народы,

воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток в причерноморские

степи.

В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их

роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с

востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток

прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация,

названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве

от Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая

структура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную власть

и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат

распался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганат

властвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил свою

власть и на часть предкавказья.

Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на

запад, в том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территории

утверждался доминант славян.

Только на центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского

(иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал

своё политическое объединение - Аланский союз.

В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него,

самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально

хазары описывались разными источниками как представители монголоидной расы,

однако, позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного

расового типа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннских

племён, хазары смешивались с местными народами. Центром Хазарской державы

сначала был Приморский Дагестан, где находились первые две столицы -

Баланджар и Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками

Византии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из-

за войн с ними вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устье

Волги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи

отмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-

то время поляне.

В покорённых хазарами странах поднимались восстания. К первой

трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить

хазарскую власть предпринимались в Волжской Болгарии - небольшом

государстве, возникшем на Средней Волге. В 10 век Хазария вступила

ослабленной. Главным врагом её теперь была Русь, которая разгромила

Хазарский каганат.

Происхождение славян

В

плоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о

славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в

результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с

различными другими этносами Восточной Европы.

Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты,

отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма

невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались

как с германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделать

предположение, что венеды занимали часть территории нынешней Польши,

Белоруссии и Украины. На протяжении 2 веков славяне оттеснили или

ассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря

и, позже, заняли районы Прикарпатья.

Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения.

Примерно в одно время с заселением тюрками степной части Юго-Восточной

Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5

в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны,

получившей славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть

крупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон -

просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д.

Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали

союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся

ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное

население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и

не было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдоль

больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными

артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское,

балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как

правило, мирным путём.

До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но,

позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом

активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к

византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные

славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же

относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые

считались особой, скорее всего восточной, группой славян.

Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян.

Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело

пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.

Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском

трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко

переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к

ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют

их.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных,

лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у

неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много

выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и в

переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно

выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся

дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При

этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши,

доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с

помощью их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт

никакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг

с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или

даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других

нападать".

Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или

князья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди

своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию,

как бы готовя её к славянской колонизации.

Славяно-Русское язычество

а) Классификация и общие сведения.

«Я

зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в

церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.

Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного

исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и

представления первобытных племен, и дохристианские верования славян,

финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.

Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя

понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант

первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского

происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-

либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества является

этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские

игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса;

важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические

материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории

познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими

ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия,

начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и

т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и

фазы их развития.

В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил

периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу

и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц".

Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости

всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного

плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,

а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При

создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в

княжеско-государственном культе 10 в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало

существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную

половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С

этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,

завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность

обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -

кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого

периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними

событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом

являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых

явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые

наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых,

славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-

третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В

этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом,

которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах",

"собраниях".

Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как

плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена

славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся

навсегда.

б) Мир в представлениях древних славян.

М

ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и

подземно-водной зоны.

У многих народов земля изображалась как округлая плоскость,

окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух

рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы

человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,

ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору,

славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на

краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится

хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это

— отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием.

Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу,

плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными

городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков,

направляется в свои налеты на Русь. Это — реальное историческое

черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее

временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины

славянской прародины или, что то же самое, от южной окраины славянских

царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь

за три дня.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва,

рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей

корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.