бесплатно рефераты
 

Японские комиксы и анимация

Концептуальная схема - это наиболее древняя схема организации сериала

в мировой анимации. В ее основе лежит концепция - система конфликтов и

отношений главных героев, попадающих в разных сериях в различные ситуации.

При этом характер взаимоотношений и конфликтов персонажей не переживает

никаких изменений с ходом показа сериала. Каждая серия начинается в той же

ситуации, что и предыдущие серии, и в конце каждой серии восстанавливается

статус-кво.

Классический пример концептуальной схемы - сериалы "Ну, погоди!" и

"Том и Джерри". В каждой серии развивается один и тот же конфликт (хотя и в

разных конкретных жизненных обстоятельствах), и ни в одной из них он не

решается окончательно. Характеры персонажей при этом на протяжении сериала

не развиваются и поэтому серии можно смотреть в произвольном порядке.

Каждая серия в таком сериале имеет самостоятельный сюжет. Довольно

часто в них вводятся второстепенные "односерийные" персонажи, в жизни и

характерах которых, собственно, и происходят изменения, очевидцами или

участниками которых становятся главные герои.

Единственное нарушение композиции концептуального сериала обычно

происходит в экспозиции (вступлении), которая сводит вместе и представляет

зрителям главных героев. Концепция же сериала остается неизменной на всем

его протяжении.

Для современной японской анимации концептуальная схема не особенно

характерна, хотя и применяется для детского аниме. Ее классические

представители - популярные сериалы "Син-тян и его карандаш" [Crayon Shin-

chan] и "Дораэмон" [Doraemon].

Главное достоинство концептуальной организации - возможность

показывать сериал на протяжении очень долгого времени, не боясь того, что

им не заинтересуются новые зрители, в то время как "старым" зрителям он со

временем надоест. Концептуальный сериал можно начать смотреть с любого

места и при этом быстро разобраться, кто есть кто и что есть что.

Очевидно, однако, что такой сериал представляет мало художественных

возможностей для показа развития характеров главных героев на протяжении

времени. Поэтому японские аниматоры обычно предпочитают две другие схемы.

Сюжетная схема - прямая противоположность концептуальной. В ней единая

длинная история просто разбивается на фрагменты, которые преобразуются в

серии. Каждая серия начинается с того места, на которой закончилась

предыдущая. Основное сюжетное внимание уделяется изменениям в жизни и

характерах главных героев, второстепенные же персонажи меняются гораздо

реже (именно на фоне стабильности их поведения и бытия заметны изменения,

происходящие с главными героями).

Недостатки сюжетной схемы обратны достоинствам концептуальной схемы.

Сюжетный сериал необходимо смотреть с первой до последней серии, поэтому

такой сериал трудно сделать большим. Один из немногих видов сюжетного

сериала, который может расширяться до значительных размеров - "мыльная

опера".

Собственно, лучший способ организации длинного сюжетного сериала - это

постоянная ротация мотивов в событиях, происходящих с героями. Так зритель

может более безболезненно погрузиться в непрекращающийся поток действия,

так характерный для сюжетного сериала.

Поясню, как работает ротация мотивов. Допустим, сериал начинается с

семейных конфликтов супругов. После ряда серий персонажи разводятся и

начинают жизнь с другими партнерами. Мотив "семейный конфликт" сменился

мотивом "новая влюбленность", и зритель, начав смотреть с начала второй

части серий, быстро включится в происходящее (ему уже не нужно знать все

тонкости бывших ранее конфликтов). И так далее.

Классические примеры сюжетного сериала - "Fushigi Yuugi" и "Marmalade

Boy". Сюжетная организация характерна для небольших ТВ-сериалов.

Частично достоинства первой и второй схем объединяет в себе

концептуально-сюжетная схема. В ней последовательности концептуальных серий

(т.е. серий, огранизованных по концептуальному принципу) перемежаются так

называемыми "ключевыми" сериями, в которых происходят события, существенно

изменяющие отношения или жизнь главных героев. Также ключевые события могут

происходить на фоне (или в фоне) событий концептуальных серий. Короче

говоря, речь идет о сериале с развивающейся концепцией.

Наиболее выгодно развитие характеров и отношений персонажей при этом

способе организации сериала видно на фоне их повторяющихся попыток решения

схожих проблем. Поэтому концептуально-сюжетная схема так ярко представлена

в сериалах жанра "девочки-волшебницы".

В самом деле, обычно для этих сериалов характерны две

взаимодействующие линии сюжета - линия взросления главной героини (линия,

характерная для сюжетной схемы) и линия повторяющихся подвигов в борьбе с

ее врагами или в помощи ее друзьям (линия, характерная для концептуальной

схемы). В ключевые моменты сюжета главная героиня переживает события,

которые поднимают ее на новый этап взросления. Затем снова повторения (уже

в новой ситуации), снова ключевые события и так далее.

Очевидно, что концептуально-сюжетная схема применима для достаточно

больших сериалов. В более же современном варианте двух постоянно (а не

только в ключевых сериях) взаимодействующих сюжетов она прекрасно подходит

для сериалов средней длины, рассчитанных на пытливого и "продвинутого"

зрителя.

Классический пример концептуально-сюжетного сериала - сериал

"Красавица-воин Сейлор Мун" [Bishoujo Senshi Sailor Moon].

Организация отдельных серий

Стандартный размер одной телевизионной серии - около 23 мин. Бывают

также мини-серии - около 10 мин, и супермини - около 5 мин. Последний

формат встречается сравнительно редко.

Состоит каждая серия из следующих частей:

1. Заставка

9. Краткое содержание предыдущей серии (в случае сюжетной организации

сериала)

10. Первая часть серии

11. Перерыв на внутреннюю рекламу

12. Вторая часть серии

13. Реклама следующей серии (может отсутствовать)

14. Концовка

Иногда серия может начинаться не с заставки, а с завязки - первых

минут серии, в которых к ней привлекается внимание зрителей. В завязке

обычно происходит что-то необычное - совершается преступление, появляется

новый второстепенный персонаж и так далее. Заставка в этом случае

показывается после завязки. Впрочем, в аниме завязки встречаются

существенно реже, чем в телесериалах с живыми актерами. Завязка - верный

признак концептуальной или концептуально-сюжетной организации сериала.

Заставка - это сконцентрированное и художественно обработанное

выражение идеи и стиля сериала. Она одновременно дает представление новому

зрителю о том, какого рода события будут происходить далее, и настраивает

уже опытного зрителя на восприятие сериала. Также заставка содержит все

основные титры.

Стилистически большая часть заставок - это анимационные клипы на

"заставочные песни" - весьма значительный фактор коммерческого успеха

сериала. Как уже неоднократно подчеркивалось, продажа саундтрека сериала

дает существенные доходы. Исполняют заставочные (и концовочные) песни либо

специально приглашенные музыканты, либо озвучивающие сериал актеры-сэйю. В

некоторых случаях продюсеры могут дать начинающему исполнителю роль в

сериале только для того, чтобы тот (или та) исполнил в нем песню и таким

образом прославился бы.

Особая форма краткого содержания предыдущих серий - рассказ о них от

лица персонажа (от первого лица). Также содержанию предыдущих серий может

быть посвящена целая серия - это классический способ вкратце сообщить новым

зрителям о том, что происходит в сериале, и одновременно сэкономить на

рисовании целой серии (она монтируется из уже нарисованных фрагментов).

Первая часть серии (примерно половина ее экранного времени) содержит

завязку, первичное развитие событий и начало кульминации. Вторая часть

серии содержит собственно кульминацию и развязку серии. Две эти части

разрываются внутренней рекламой, которая держит зрителей в напряжении и

одновременно представляет их вниманию сопутствующие сериалу товары.

Впрочем, конкретное разделение на первую и вторую часть может проходить и в

другом месте, на разделение кульминации - наиболее выигрышный вариант.

Место для рекламы обозначается специальными заставками уже в процессе

создания сериала.

Обычно суммарная длина серии и внутренней рекламы равна 30 мин, это

дает очевидные выгоды при организации телевизионной программы.

Реклама следующей серии обычно выполняется в стиле "рекламный ролик

фильма" - сочетание наиболее выигрышных кадров и "завлекательного"

закадрового текста.

Концовке обычно уделяется значительно меньшее внимание, чем заставке,

поскольку большую часть экрана занимают строчки полных титров серии. Часто

концовка - всего лишь чередование статичных рисунков. Петь концовочную

песню менее престижно, чем заставочную, хотя и это право дается отнюдь не

каждому. Эмоционально же концовка должна успокаивать нервы зрителей,

расшатанные кульминацией и развязкой.

Хентай в аниме и манге

Для многих из тех, кто начал знакомиться с аниме и мангой через

электронные сети, именно хентай стал их визитной карточкой. Многим может

показаться, что, кроме девушек разной степени обнаженности и огромных

половых органов, в аниме ничего нет. Конечно, это совсем не так. Тем не

менее, хентай в аниме и манге встречается довольно часто, и отметать его

полностью, наверно, тоже не стоит.

Слово "хентай" (hentai, правильная транскрипция - "хэнтай", но "е" уже

прижилась) с японского языка переводится как "извращенный". В принципе, оно

может использоваться в разных смыслах, но за пределами Японии утвердилось

его единственное значение - "рисованная эротика и порнография", как

статическая, так и анимированная.

Несмотря на то, что в японском "hentai" - прилагательное, в русском

языке оно было переосмыслено как существительное мужского рода.

Соответственно, появилось и прилагательное "хентайный".

История хентая

В истории японского искусства эротические гравюры и рисунки существуют

очень давно. Уже первые настенные рисунки, дошедшие до нас от середины

первого тысячелетия нашей эры, содержали в себе отчетливые сексуальные

мотивы.

Здесь стоит упомянуть о, которые в Японии хорошо известны.

Сельскохозяйственные праздники, связанные с этой символикой, проводятся

издревле и даже сейчас собирают множество участников и зрителей.

Одним из предшественников современной манги считаются откровенные

эротические гравюры на дереве "сюнга" (shunga) - "весенние картинки",

широко известные во всем мире. Сюнга и аналогичные книги и гравюры активно

создавались в Японии времен сёгунов (военных правителей) Токугава (1603-

1867), поскольку приключенческое и эротическое творчество тогда полностью

заменило запрещенную "политику".

Сейчас публикация этих произведений искусства в Японии запрещена

цензурным законодательством. Эти законы было приняты в 1890 году в

результате реформ, последовавших за реставрацией Мэйдзи (1867), когда

Япония начала перестройку на западный манер. Основано новое

законодательство было на уголовных кодексах Пруссии и Великобритании,

чрезвычайно в то время пуританских.

К сожалению, хотя многие из этих законов были переписаны американцами

после капитуляции Японии во Второй мировой войне, 125-я статья Уголовного

Кодекса осталась прежней. Несмотря на значительные изменения в сознании

общественности по отношению к этим вопросам, отменить или изменить эти

законы японцы пока не могут - для них это уже стало делом чести, хотя

отдельные попытки "явочным" порядком их нарушать и предпринимаются.

Додзинси

Кроме коммерческой манги, существует и любительская манга, "додзинси"

(dojinshi), которую рисут непрофессиональные художники, не зарабатывающие

этим себе на жизнь. Это не мешает им ее продавать, хотя и небольшими

тиражами (зато за большие деньги). Разумеется, значительный сегмент рынка

додзинси занимает хентай-додзинси, часто исключительно откровенная и

"извращенная".

Многие додзинси представляют собой переделки известных коммерческих

произведений, большей частью - хентайные. Такие переделки противоречат

японскому законодательству об авторских правах, но компании-правовладельцы

редко подают на нарушителей в суд. Исключение составляют случаи "особого

цинизма" переделки (классический случай - хентайная додзинси о любви

Сатоси, главного героя ТВ-сериала "Карманные чудища" [Pokemon]).

По степени откровенности додзинси-хентай делится на:

1. Хана-хентай (hana-hentai) - "цветочный хентай", основное внимание

уделяется романтическим отношениям персонажей. Не применяется для

описания однополых додзинси.

15. Лемон-хентай (lemon-hentai) - "лимонный хентай", основное внимание

уделяется изображению сексуальных отношений персонажей. Не применяется

для описания однополых додзинси.

16. Г-хентай (G-hentai, от "graphical") - "откровенный хентай",

изображается исключительно жесткий и извращенный секс.

Помимо садомазохизма и фетишизма, из числа прочих сексуальных

извращений, изображаемых в манге и аниме, особый интерес представляет

однополая любовь.

Разновидности хентая

Как всегда в любой массовой культуре, определяющим фактором эстетики

является потребитель. Основных потребителей хентай-продукции можно

разделить на две основные группы - подростки и взрослые. Естественно, эти

две группы сложно четко разделить - многие читают и то и другое, многие

взрослые продолжают читать подростковую мангу и уже будучи в весьма

солидном возрасте, но общая тенденция "водораздела" именно такова.

Подростковая манга для юношей (сёнэн-манга), как и следует из ее

названия, ориентирована, в основном, на школьников старших классов и

студентов. Ее герои - тоже школьники и студенты, переживающие возраст

первой любви, трудности переходного периода, сдающие вступительные экзамены

(в Японии - самые сложные вступительные экзамены в мире, так что сдать их -

отнюдь не простая задача), делающие первые шаги во взрослом мире. Секс в

подростковой манге играет хотя и значительную, но подчиненную роль, а в

основе сюжета лежат более важные и сложные темы, чем просто откровенный

показ сексуальных актов. Кроме манги, для подростков также снимается аниме

и делаются компьютерные игры на эротическую тематику.

Манга для взрослых (cэйнэн-манга) гораздо проще и утилитарнее. Она не

несет никаких идей и не обсуждает никаких проблем, ее цель - доставить

читателю сексуальное наслаждение. Сюжеты в манге для взрослых черезвычайно

примитивны и схематичны, полностью ориентированы на показ сексуальных сцен,

часто весьма извращенных. Стиль графики этой манги сильно отличается от

подростковой манги, он фотореалистичен, женщины часто изображаются

уродливыми.

Одна из причин популярности сэйнэн-манги - изменение отношений в

современной японской семье. Если раньше женщина полностью подчинялась мужу

и полностью от него зависела, то теперь, женщины начали зарабатывать

деньги, получили финансовую независимость, и феминизм больно ударил по

самым основам японского быта. В результате занятий гимнастикой и спортом, а

также изменения режима и рациона питания, женщины стали попросту физически

крепче и сильнее, чем некоторые мужчины. Этот факт входит в полное

противоречие с традиционным самоуважением и самомнением японских мужчин,

отсюда повышенный интерес к садомазохизму и школьницам, на которых можно

"самоутверждаться" (хотя бы мысленно).

Следует отметить, что развитая японская секс-индустрия не способствует

бурному росту сексуальной преступности. Значительная часть наблюдаемого

роста числа изнасилований связана не с увеличением их реального количества,

а с ростом самоуважения японок, которые все чаще сообщают о насилии над

ними (раньше сообщение в полицию об изнасиловании бросало на жертву тень

стыда). Тем не менее, уровень преступности такого рода значительно ниже,

чем, например, в США. Насколько в этом "виноват" хентай - социология пока

еще точно ответить не может.

Классификация хентая

Фэн-сервис (fan service) - жанpово не опpеделяющие, сюжетно не

обоснованные обнажения/ полyобнажения (сцены в дyше, превращения и т.д.).

Например, в ТВ-сериале "Космическая крепость Макросс" [Cho Jiku Yosai

Macross] есть фэн-сервис Линн Минмэй. Сюда же относятся откровенно

пародийные или юмористические сцены вроде знаменитой сцены стpиптиза в

сериале "Танковая полиция" [Dominion Hansai Gundan].

Эротика (erotica) - сюжетно обоснованные обнажения (любовные сцены

всех видов и типов), но без откpовенного показа самого полового акта. Cюжет

аниме связан с любовной тематикой.

Хентай (hentai) - откровенный показ полового акта (часто с

"цензypой"). Сюжетная линия тесно связана с сексyальной тематикой. Первым

хентай-аниме считается сериал "Лолита" [Lolita] (1984), а первым

влиятельным аниме, определившим канон хентая, - сериал "Сливки первой ночи"

[Cream Lemon] (1984-1986).

Щупальцы (tentacles) - Разновидность хентая, изображение мужских

половых органов в виде огромных щупалец. Обычно щупальцы - признак демона-

оборотня. В традиционной японской графике ассоциация щупалец и мужских

половых органов прослеживается с незапамятных времен. Аниме, определившим

канон "щупалец", считается сериал "Urotsukidoji" (1987-1989).

Садомазохизм (S&M) - Разновидность хентая, содержит изображения пыток

и страданий, причиняемых в качестве извращенного проявления любви.

Яой и юри

Среди прочих направлений хентай-манги и додзинси значительную часть

занимают комиксы мета-жанра "яой" (yaoi) - "однополая мужская любовь".

В последнее время появляется все больше и больше додзинси, посвященных

однополой женской женской любви. По имени героини книжного и ТВ-сериала

"Dirty Pair", ставшего популярным источником такого рода сюжетов, этот жанр

получил название "юри" (yuri).

Яой - это специфический, чисто японский мета-жанр манги для девушек (и

некоторых аниме). Само слово "yaoi" - это сокращение от фразы "Yama nashi,

ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни развязки".

Изначально это был уничижительный "фэнский" термин, однако, сейчас он

приобрел расширительное и почти научное значение.

В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные

отношения между парнями. Более точный и однозначный термин - "сёнэн-ай"

(shounen ai) - "юношеская любовь". Для того, что понять, почему этот мета-

жанр вообще появился и почему он стал достаточно популярен, нужно

обратиться к истории японской культуры и манги.

В отличие от христианской европейской культуры, гомосексуализм в

японской культуре никогда не считался чем-то зазорным. Наоборот, некоторые

трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали

отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может

отвлечь воина от строго исполнения своего долга. К тому же, японская

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.