бесплатно рефераты
 

Выдающиеся литераторы Древнего Рима

конфисковано цезарианцами.

Мировую славу доставило Вергилию его большое произведение —

героическая поэма «Энеида». В «Энеиде» Вергилий изображает прибытие Энея со

своими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этим

основания римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в

«Энеиде» полностью, так как основание Рима отнесено к будущему и о нем

даются только пророчества. Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят

следы неполной доработки (так, например, некоторые стихотворные строки

остались недоконченными). Имеется целый ряд противоречий и по содержанию.

Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее

сжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же была

издана после смерти ее автора.

4. Тибулл и Проперций.

Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н. э. был Тибулл. Он

родился в богатой семье всадника около 55 г. до н. э., а умер в 19 г., в

один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружок

Мецената, пропагандирующего идеологию нового режима, режима принципата.

Кружок Корвина Мессалы в противоположность кружку Мецената не преклонялся

перед цезаризмом и наоборот, даже выражал скрытую оппозицию ему.

До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов.

Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна элегия и одна

эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизни

вместе со своей возлюбленной Делией. Вторая книга элегий Тибулла была

написана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. В трех из

них поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называет

Немезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения, Немезиды. Он с

болью в сердце пишет о том, что его возлюбленная требует денег, одни стихи

ей не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь, — для него не

страшна стража у ворот дома возлюбленной, перед ним даже собака и та

молчит. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля,

даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею.

Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностью

любовных переживаний и связанных с ними страданий.

Тибулл, несомненно, талантливый римский лирик. Его элегии трогают

своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки

любовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизнь

простого человека.

Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и

изящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединение

гекзаметра с пентаметром.

Младший современник Тибулла Секст Проперций был выдающимся римским

лириком. Он родился около 50 г. до н. э., а умер около 15 г. Отец его был

богат, но часть земли потерял при отчуждении ее Августом в пользу

ветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, был другом Овидия.

Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены

любви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея,

было Гостия.

Проперций — певец страстной любви, и он видит цель жизни в любви,

поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит выше

победы Августа, только что одержанной им над парфянами:

Эта победа моя мне ценнее Парфянской победы,

Вот где трофей, где цари, где колесница моя.

Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное ему

общество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрых

нравов:

Ныне же храмы стоят разрушаясь, в покинутых рощах.

Все, благочестье презрев, только лишь золото чтут.

Золотом изгнана честь, продается за золото право.

Золоту служит закон, стыд о законе забыв.

В III книге поэт заявляет, что он освобождается от своей любви и

переходит в поэзии к иной тематике. В 11-й элегии этой книги Проперций

восхваляет Августа и его победу при Акциуме, где принцепсу удалось

окончательно сломить своего политического противника Антония.

Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиям

Проперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние,

простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как язык

элегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов.

Элегии Тибулла были, видимо, более популярны в Риме, чем элегии

Проперция, но стихи последнего тоже охотно читались, о чем свидетельствуют

выдержки из его элегий, начертанные на стенах в Помпее.

Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младший

и Квинтилиан.

Гёте в «Римских элегиях» обратился к элегиям Проперция и творчески

использовал их.

5. Публий Овидий Назон родился в 43г. до н. э. в городе Сульмоне

(приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходил из зажиточного

всаднического рода. Надежды отца сделать его государственным чиновником

очень рано потерпели крушение, так как молодой Овидий скоро убедился в

своей полной негодности для судейских и административных должностей,

которые он пытался занимать.

В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, что и

заставило его тоже с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейших

поэтов Рима — Тибулла, Проперция и даже Горация, несмотря на разницу с

последним в возрасте. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к

изощренному риторически-декламационному стилю, элементы которого заметны

даже в его позднейших произведениях.

Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы,

Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом

стихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и

мотивы, несомненно, вступая в антагонизм с политикой Августа, мечтавшего

возродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияние

Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г.

н. э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-

восточную местность империи, а именно в город Томы (в нынешней Румынии, к

югу от устья Дуная).

Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержанию

по преимуществу легкомысленной и безыдейной тематикой, а по своему стилю –

отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным. «Песни

любви» являются первым произведение Овидия в таком роде. Здесь восхваляется

некая Коринна, скорее всего просто условно-поетический образ. Тематика этих

элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений.

Овидию принадлежат еще такие произведения, связанные с тематикой

любви, как «Медикаменты для женского лица», «Наука любви» и «Средства от

любви».

В произведениях Овидия реализм заменяется красивой и пространной

декламацией с широким использованием школьных риторических приемов.

VI. Историография I в. до н. э.

Римская историография — от Катона Старшего до Тацита — с большой

полнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историков

Рима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков II в. и первой

половины I в. до н. э. сыграли большую роль в создании классической римской

историографии.

1. Гай Юлий Цезарь — полководец и один из основателей Римской империи

и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написал

несколько литературно-критических работ высокого художественного качества

по языку и стилю.

Цезарь родился в 102 г. до н. э., происходил из патрицианского рода

Юлиев; он получил ораторское образование, как и Цицерон, и учился на

острове Родосе у знаменитого оратора Молона.

Цезарь написал «Записки о Галльской войне», произведение,

прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачные

походы в Британию.

Другое его произведение — «Записки о гражданской войне» стремится

убедить читателей в том, что гражданская война вызвана исключительно

действиями врагов Цезаря, и вместе с тем показать, что он только защищал

права республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет свои

записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям

и приказаниям «полководца» — мудрого и любимого войсками, ведущего народ

Рима к победам».

Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой

точностью и простотой, — они восходят к школе Фукидида; им свойственна

некая «чистая и знаменитая краткость». С них точно сорвана «одежда»

словесных эффектов, фигур и др.

Действительно, Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» и «Записках

о гражданской войне» дал классические образцы ясной, экспрессивной и

предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю

и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия

является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или

малоупотребительных «надо избегать, как опасных утесов».

Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших

кораблей в «закрытом» море Севера. Цезарь старается везде выставить себя

гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и

помощь.

С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах,

военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает

он знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции,

который его воины построили в 10 дней.

Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая была

написана соратником Цезаря — Гиртием).

3. Саллюстий.

От Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) дошло полностью два

сочинения — «Заговор Катилины» и «Югуртинская война» (история трудной войны

римлян с нумидийским царем Югуртой II), а также «Истории» — изложение

римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшие лишь в отрывках.

Саллюстий — талантливый мастер исторической прозы, происходил из

плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю,

управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник

аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным

выходцам из других сословий достигать ответственных государственных

должностей. В этом он видит причину разложения республики.

Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев исторических

событий. В сенате по делу Каталины выступают Цезарь — за смягчение

приговора, Катон — с программной критикой равнодушного к народу сената.

Саллюстий, ограниченный своими политическими симпатиями, не мог понять

глубоких корней заговора Катилины. Несомненно, масса безземельных и

задолжавших римских граждан еще со времени героических трибунов — Тиберия и

Гая Гракхов — требовала новых законов о земле, о гражданстве, об оплате

жилищ.

Вторая историческая «монография» Саллюстия — «Югуртинская война» также

отмечала порочность римского государственного строя. Причина, почему Рим

долго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системе

деятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, что

можно подкупать, интриговать, взятками привлекать к себе римлян и

парализовать их силы.

Саллюстий в своих монографиях и в «Историях» во многом следует

Фукидиду, восприняв от него интерес к установлению связи между событиями,

идею исторического прагматизма. Вообще Саллюстий стремится не столько к

полноте в передаче фактов, сколько к указанию их морального смысла и таким

путем к поучению своих современников.

Саллюстий создал жанр художественно-исторического трактата, яркий и

характерный по языку, и подготовил путь Тациту.

3. Тит Ливий родился в 59 г. до н. э. в городе Патавии (в современной

Падуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получил

философское и риторическое образование. Патавия в гражданскую войну была на

стороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливий получал

от Октавиана Августа иногда ироническую оценку «Помпеяпца». Но в

исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского

общества, родственная политическим идеям «Энеиды» Вергилия.

В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима,

прославление древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение

перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой

принципата.

Тит Ливий создал своего рода «поэтическую эпопею в прозе», считая

историю наставницей жизни. Ливий писал сильным, эмоционально захватывающим

языком; он дает яркие художественные характеристики, описания событий и

героических фигур — патриотов легендарного Рима; Ливий — прекрасный ритор.

Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенные

речи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида —Ливий не

исследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа.

Из всего монументального труда Ливия — Истории «от основания города»

(Рима) в 142 книгах сохранилось 35 книг.

Ливий в первой декаде (1-Х) разворачивает панораму древнейших сказаний

о братьях Ромуле и Реме — детях весталки и бога Марса, вскормленных

волчицей, основателях Рима, о героях первых веков Римского государства,

патриотах-защитниках родины. Пусть эти полулегендарные герои древнейшего

Рима — Муций Сцевола, Деций Мус и другие исторически не существовали, но

как художественно поданные Ливием народные сказания они ценны и вошли в

мировую литературу.

Вся XXI книга Ливия — настоящая школа героики.

В своем труде Ливий описывает тяжелые войны с грозным врагом Рима,

карфагенским полководцем Ганнибалом, красочно изображая отдельные этапы

этой борьбы.

Ливий рисует осаду Сагунта (союзной с Римом греческой колонии на юго-

западном побережье Испании), страшные поражения римских легионов,

неотвратимый, казалось, разгром Рима, приводит клич (получивший такую

широкую известность) — «Ганнибал у ворот!», поднявший римский народ на

отчаянную борьбу с Карфагеном, увенчавшуюся полной победой.

Ливий — большой художник массовых сцен боев и собраний, описаний

местности, городов и героев. Следуя за Цицероном, Ливий обильно вводит в

текст повествования эффектные положения и речи.

Язык Ливия — периодическая речь, плавное течение длинных периодов;

часто даны элементы народного языка.

Для современников Тит Ливий был общепризнанным авторитетом. Он

оставался прославленным писателем и в поздней Римской империи, и в эпоху

гуманизма.

Белинский так характеризовал исторические труды Ливия: «...кроме

Вергилия, этого поддельного Гомера римского, римляне имели своего истинного

и оригинального Гомера в лице Тита Ливия, которого история есть

национальная поэма и по содержанию, и по духу, и по самой риторической

форме своей».

VIII. Послеклассическая литература.

Ранняя Римская империя

(I в. н. э. первая половина II в. н. э.)

Утвердившийся в конце I в. до н. э. принципат Августа, рядившийся

вначале в ветхие одежды республики, превращается в I в. н. э. в Римскую

империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско, при

почти полной пассивности общественных сил.

Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае, на Британских

островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные

провинции.

Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями. В

столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов

обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся

украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,

великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали

мощь и блеск империи.

[pic]

Колизей. Рим. 80-е годы н. э.

После классического периода литература в дальнейшем была представлена

писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или

же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным

образом идей стоической философии (Сенека, Персии). Характерным было также

появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В

произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление

сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны

жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.

1. Сенека является создателем нового стиля, сменившего «старинный»

стиль Цицерона.

Сторонники «Нового» риторически-декламационный стиля гордились

«веселой красотой» речи, проявлявшейся в остроумных, коротких сентенциях,

изобилии метафор, составляющих «изысканное поэтическое убранство».

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.),

родился в Испании в Кордубе (Кордова). Отец его, написавший труд о римских

риторах, был всадником. Он оказал большое влияние на риторическую

подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился

философии и стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца

своей жизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном

и Эпикуром.

Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека накопил огромное

богатство.

Литературное наследство Сенеки состоит из сочинений философского

характера и поэтических произведений.

К первой группе относятся: 1) три утешительных послания к Марции,

дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание из

ссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущеннику Клавдия Полибию;

2) трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе»,

«О кратковременности жизни», «О милосердии», «О стойкости мудреца», «О

счастливой жизни», «О досуге», «О спокойствии души» и др.),

«Естественнонаучные вопросы» и, наконец, сборник «Моральные письма к

Луцилию».

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого

императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,

«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,

«Геркулес на Эте» и «Октавия».

В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической

философии, ее практическую сторону. Особенный интерес он проявляет к

вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к достижению этого

блага. Человек, по его мнению должен искать счастья не в материальных

благах, а внутри себя, Поэтому Сенека превозносит простоту нравов,

показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.

2. Марк Валерий Марциал (42—103 г. н. э. — приблизительно) —

талантливый автор эпиграмм, родился в Испании, в городе Бильбилисе. Получив

риторическое образование, он приехал в 64 г. в Рим, рассчитывая сделать

карьеру. Лишившись покровительства своего земляка Сенеки, присужденного к

смерти Нероном, Марциал сделался клиентом богатых патронов. В условиях

унижений, разочарований он начал свою писательскую деятельность.

Основной период его деятельности совпадает с правлением Домициана,

который твердо проводил режим абсолютизма, приказывал называть себя

«господином», «нашим богом». Домициан не терпел никакой оппозиции даже в

литературе, но считал себя покровителем поэтов и устраивал состязания в

красноречии и поэзии. Ему Марциал посвящал ряд своих эпиграмм, непомерно

заискивая не только перед ним, но и перед его фаворитами. Он прославлял

также и последовавших за Домицианом императоров Нерву и Траяна.

Литературное наследство Марциала состоит из сборника «О зрелищах»,

куда входят 32 неполных стихотворения, написанные в связи с открытием

огромного амфитеатра Флавиев.

Марциал известен благодаря тем эпиграммам, которые он посвятил

изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной

жизни. Эти эпиграммы составляют 12 книг. Марциал во многом следовал

Катуллу, используя его размеры: ямбы, хромые ямбы и одиннадцатисложные

фалекийские стихи; Марциал часто писал и традиционным элегическим дистихом.

В основе всех его эпиграмм — подлинная жизнь. В своих эпиграммах он

стремится к тому, чтобы «жизнь узнала свои нравы». Трудное положение

клиента, обязывающее его всюду сопровождать своего патрона, способствовало

выработке у Марциала наблюдательности. В его стихотворениях проходит целая

галерея образов в обстановке действительности императорского Рима. Немало

эпиграмм Марциал посвятил положению клиентов — бедных людей, живущих

подачками богатых патронов и вынужденных пресмыкаться перед ними. С большой

остротой подчеркивает он контраст между роскошью богачей и нищетой бедноты:

На золоченых блюдах у тебя распростерты барвены,

А на тарелке моей жалкий красуется краб.

Свита рабов у тебя поспорит с распутником Трои.

Мне же помощник — рука: вот она, мой Ганимед.

3. Публий Корнелий Тацит — один из талантливейших историков древнего

мира, родился в 55 г. в Умбрии, умер около 120 г. н. э.

Биография Тацита не сохранилась полностью. Он происходил из

всаднического сословия, получил хорошее риторическое образование, а

женитьба на дочери знаменитого полководца видного сенатора Агриколы помогла

достичь высоких государственных должностей. При императоре Траяне, вероятно

в 113—116 гг., Тацит был проконсулом провинции Азии. Последние годы жизни

Тацита мало известны. Из его сочинения «Об ораторах» видно, что он

увлекался красноречием и, по словам его друга Плиния Младшего, был

выдающимся патетическим оратором.

Тацит восхваляет честную жизнь, гражданскую доблесть и победы Агриколы

в Британии.

Тацит возмущенно пишет о кровавых злодеяниях Домициана. Он скорбит о

преждевременной смерти Агриколы, но в то же время признает, что он,

Агрикола, ушел из жизни вовремя. В 90-х годах I в. террор при Домициане

особенно усилился. Заканчивая свой труд уже при Нерве, Тацит пишет, что при

Домициане невозможно было хвалить честных людей, теперь же, когда император

Нерва впервые соединил в Риме «принципат и свободу», граждане вздохнули

полной грудью.

Весь же период принципата— от Тиберия до Домициана — Тацит называет

временем рабства. Эту мысль он неуклонно развивает в «Истории» и в

«Анналах».

«Германия» Тацита — неоценимый источник по истории, быту и нравам

германских племен I в. н. э. Тацит подробно характеризует родовой строй,

экономику, культуру и нравы, обычаи древних германцев; он не идеализирует

их: пишет об их жестокости, страсти к пьянству и дракам, ведущим к

убийству. Он советует римлянам хорошо изучить врага... Но в то же время

Тацит указывает, что эти варвары-германцы не имеют тех губительных пороков

— роскоши, продажности, жадности, разврата, рабства, которыми поражен

великий императорский Рим.

«История» освещала период, хорошо знакомый Тациту как современнику, от

смерти Нерона до убийства Домициана.

Сохранились первые четыре книги и часть пятой книги. В них описывается

кровавая борьба за власть Гальбы, Отона, Вителлия, события из жизни Флавиев

— Веспасиана и Тита, осаждавшего Иерусалим. Очень ценны сведения о

восстании батавов.

«Анналы» («Летописи») Тацита — наиболее совершенное и зрелое его

произведение. Он пишет историю Юлиев — Клавдиев (14—68 гг. н. э.), т. е. о

периоде, предшествовавшем материалу «Историй». Первые шесть книг «Анналов»

посвящены правлению жестокого Тиберия. В книгах 13—16 красочно повествуется

о Нероне, его преступлениях, о пожаре Рима.

Тацит в начале «Анналов» обещал современникам писать «без гнева и

пристрастия». Он, несомненно, во многом этого добился, хотя сам принадлежал

к сугубо партийной аристократической оппозиции — Домициану и тирании его

предшественников. Идеалы Тацит находил в прошлом, в гражданской доблести

времен республики. Он дал яркую картину кровавой истории императорского

Рима, полную и глубоких рассуждений, но обширные провинции империи его не

интересовали. Это не могло не сказаться на известной ограниченности

кругозора Тацита как историка.

Тацит является выдающимся писателем, обладающим большими

художественными достоинствами стиля. У него сжатый выразительный язык,

умение создавать яркие, запоминающиеся образы. Тацит обладал редким даром

истинно драматического рассказа. Уже у современников Тацит пользовался

полным признанием; его ценили преимущественно со стороны литературных

достоинств французские классицисты XVII в., он вызывает большой интерес в

XVIII в.; этот интерес к нему как к выдающемуся историку и писателю еще

более углубляется в XIX в.

Французский поэт (XVIII в.) Мари-Жозеф Шенье писал: «Имя Тацита

заставляет бледнеть тиранов».

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

Во II в. н. э. Римская империя достигла наивысшего развития. Она

занимала почти всю территорию известного в то время мира: под именем

«imperium romanum» мыслился весь мир («orbis terrarum»).

Этот период характеризуется ростом городов, развитием путей сообщения

и распространением римской культуры по всей территории империи, среди всех

народов провинций. Но со II в. н. э. усиливаются и те социально-

экономические противоречия, которые привели впоследствии античный мир к

кризису и краху.

Со второй половины II в. н. э. в римской литературе чувствуется

упадок. Поэты стремятся воскресить старые жанры, в области лексики они

обращаются к словарному богатству Катона, Энния, Плавта, любят блеснуть

вычурностью формы, ритма стихов. Некоторые из писателей-архаистов, будучи

не в состоянии дать творчески самостоятельные произведения, прибегают к

собиранию различных выписок из греческих и римских писателей. Так,

например, Авл Геллий (около 130—180 гг.) оставил нам такой труд под

названием «Аттические ночи». Начал он работать над ним в Аттике, в Афинах,

отсюда и название «Аттические ночи». В этом произведении, состоящем из 20

книг, до нас не дошла лишь восьмая книга. Авл Геллий собрал массу цитат или

сокращенно переданных отрывков из книг разных греческих и римских

писателей. Его больше всего интересуют филологические и историко-

литературные вопросы, поэтому он занимается критикой текста писателей,

сопоставлением греческой и римской лексики, выписывает редкие

грамматические обороты. Всего в «Аттических ночах» Авла Геллия собраны

цитаты, отрывки приблизительно из 250 авторов.

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всей истории античной литературы, можно сказать

следующее.

Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной

литературы, — это огромная склонность античных писателей изображать главным

образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных

переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и

многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко

отличается как от средневековой литературы, в основе которой лежит

духовное, спиритуалистическое понимание мира, так и от литературы XVIII и

XIX вв., преимущественно посвященной анализу психических переживаний

человека.

В то же время эта духовная ограниченность античной литературы имела

свое огромное преимущество. Отвлекаясь от углубления в субъективную

психологию, античная литература обращала пристальное внимание на

материальный и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и

благоустроенном виде.

Доклассический и послеклассический периоды античной литературы уже не

обладают этим стилем и этой идеологией в такой степени, как классический.

Доклассический период характеризуется чертами дисгармонии и образами,

свойственными первобытной мифологии. Послеклассический период, или

эллинизм, является по преимуществу разложением классики. В нем нет

классической простоты, строгости и нет ее принципиальной идейности. Здесь

очень много сложностей и психологизма.

Античная литература никогда не умирала окончательно. Даже в средние

века, т. е. в эпоху совершенно иной общественно-экономической формации

(феодализм) и религии абсолютного духа (в противоположность земной

античности), мы везде встречаем то там, то здесь античные реминисценции.

Почти в самом начале средневековья Карл Великий (VIII в.) в своей столице

Аахене основывает Академию, сзывая для нее ученых из разных стран, здесь

культивируется античная литература и пишутся подражания древним поэтам.

В X в. саксонская монахиня Гросвита пишет на латинском языке комедии,

хотя и с христианской тематикой, но с использованием стиля Теренция.

В XII в. основывается Парижский университет, где преподавалось отнюдь

не только богословие, здесь изучались латинские авторы — Вергилий, Овидий,

Гораций, Цицерон. В XI—XII вв. в Провансе, на юге Франции, где и вообще

сохранялись в известной мере остатки древнеримской культуры, певцы любви и

страсти, так называемые трубадуры, использовали любовную лирику Овидия.

В течение всех средних веков латинский язык был официальным языком

литературы, философии, историографии, законодательства, школы и церкви. В

результате этого Европа нового времени познакомилась с античностью по

преимуществу в ее римском обличье.

Античность является для людей Ренессанса идеалом полной свободы тела и

духа, знаменуя собой бурный рост индивидуализма молодой буржуазии с ее

вполне светской культурой. Первые шаги Ренессанса полны буйной жажды все

понять, все охватить, приобщиться к земной мудрости античного мира.

Таким образом, римская литература — это органическое соединение

универсализма и индивидуализма, когда грандиозность, возвышенность, чувство

достоинства, риторика и динамика изображения соединились с беспощадной

трезвостью оценок, практически деловым и прозаическим подходом к жизни,

страстностью чувств и натурализмом. Все это делало римлян людьми гораздо

более трезвыми и деловыми, чем были греки, и все это лишало их литературную

практику греческой фантастичности, склонности к философии, углублению в

бесконечные проблемы духа. Однако это не было у них каким-то падением

античной культуры. Наоборот, фантастическая мифология, углубление в

изощренную поэтическую практику и упоение философско-теоретической мыслью —

все это было для них уже пройденным этапом, и их оригинальность заключалась

именно в постоянном стремлении создавать грандиозные формы в литературе и

жизни, для которых эллинизм был только слабым началом.

Последние века античного мира являются глубоким и органическим

смешением исконно греческих и исконно римских элементов, где римская

духовная культура действовала нисколько не меньше, чем культура греческая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи., М., 1980.

2. Культура Древнего Рима / Под ред. Е. С. Голубцова., М., 1983-1988.

3. История мировой культуры / Под ред. Левчука Л. Т., К., 1994.

4. Н. А. Машкин. История Рима., М., 1967

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.