| |||||
МЕНЮ
| Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков|который не занимается живописью |болезни, выздоровев, Гойя начал | | |как профессией, сочетается у |рисовать снова. Однако его | | |Веласкеса крайне любопытный |близкое соприкосновение с | | |склад душевный. Его семья, |глухотой и одиночеством, в | | |имевшая по линии Сильва де |которые он был погружен, | | |Опорто португальские корни, была|изменило его искусство навсегда.| | |исполнена аристократических |Кроме работ на заказ, Гойя начал| | |претензий. Она полагала, что |писать картины исключительно для| | |происходит не более и не менее |самого себя, измеряя глубину | | |как от Энея Сильвия. Быть |бездны своего воображения и | | |аристократом - вот что Веласкес |проявляя себя в своем стиле и в | | |как бы ощущает своим подлинным |изменении темы, где присутствуют| | |призванием, а так как степень |свобода и своеобразие, которые | | |аристократизма в эпоху |не встречались в его предыдущих | | |абсолютной монархии измеряется |работах. Его произведения, | | |для придворного близостью к |начиная с этого времени, | | |особе короля, то для Веласкеса |отличались новой глубиной и | | |главной его карьерой была череда|критическим видением. Если | | |дворцовых должностей, на которые|глухота Гойи имела положительный| | |его назначают и кульминацией |эффект на его искусство, то | | |которых явилось награждение |нельзя сказать то же самое о его| | |орденом Сантьяго. Когда во время|профессиональной жизни. 1819 г. | | |второй поездки в Рим, в 1649 |Гойя приобрел сельский дом в | | |году, он пишет портрет |окрестностях Мадрида, известный | | |Иннокентия Х и папа жалует ему |как “Вилла глухого”. Там, | | |золотую цепь, Веласкес |потеряв благосклонность короля и| | |возвращает ее, давая понять, что|аристократии, он уединенно | | |он не живописец, но слуга |работал, украшая стены своего | | |короля, которому, когда |дома черными картинами кошмаров.| | |приказано, он служит своей |Наиболее известная из этих стен | | |кистью. В результате такого |- “Сатурн, пожирающий своего | | |внешнего положения и душевного |сына” – украсила столовую своего| | |склада Веласкес писал |творца; как сказал биограф: | | |чрезвычайно мало. Многие его |“Пожалуй, стена больший смутьян | | |произведения утеряны, но, если б|для салона, чем никогда не | | |они и сохранились, число их было|известный мир”. В течение | | |бы поразительно невелико. |трехлетия Гойя уединялся в своем| | |Историки пытались объяснить не |доме, благоразумно избегая | | |плодовитость Веласкеса тем, что,|оказаться вовлеченным в | | |мол, обязанности придворного |политические темы тех дней. | | |отнимали у него слишком много |Однако с возвратом абсолютизма | | |времени. Этот аргумент не может |художник, который в прежние годы| | |нас удовлетворить - ведь любой |находился под подозрением в | | |художник тратит гораздо больше |сотрудничестве с французами и | | |времени на реплики своих картин |которому необходимо было дважды | | |и вынужденный труд, на переезды |представляться перед | | |и преодоление житейских |инквизицией, чувствовал, что | | |трудностей. Ни у кого из |находится в опасности, и после | | |художников не было столько |разрешения короля отправился во | | |досуга, как у Веласкеса. В его |Францию. Там он устроился в | | |деятельности живописца доля, |Бордо. Испанское общество этого | | |отведенная придворной должности,|города было полно офранцуженных | | |сводилась к минимуму, и он мог |изгнанников и либералов и среди | | |заниматься живописью ради самого|своих соотечественников в | | |искусства, не заботясь ни о |изгнании Гойя встретил много | | |мнении публики, ни о вкусах |друзей. Он устроился в доме с | | |заказчика, решая все новые |Леокадией Вейсс и ее двумя | | |технические проблемы. Если |детьми, делая запасы для | | |внимательно изучать картины |приданого маленькой Розирио и | | |Веласкеса, мы обнаружим, что в |пересматривая свои лекции по | | |большинстве из них стимулом к |искусству. Год спустя он | | |созданию была новая задача в |ненадолго возвратился в Мадрид, | | |искусстве живописи. Отсюда не |где подстраховался разрешением | | |только их малочисленность, но |короля об уходе в отставку. | | |также их особый характер - |Затем возвратился в Бордо. В то | | |многие картины следует |время художник-изгнанник потерял| | |рассматривать как этюды, часто |здоровье, однако, будучи уже | | |даже не завершенные. |стариком, продолжал творить и | | |Поразительна ясность, с какой |выделяться новой техникой, т.е. | | |Веласкес уже в юности видит |регулярно работать даже в | | |значение живописи в своей |последние недели перед смертью, | | |дальнейшей жизни. Поскольку он |16 апреля 1828 г. он скончался в| | |был человеком, не любившим |возрасте 82 лет. | | |патетические жесты, очень |Творчество этого художника, | | |молчаливым, и сумел прожить |развивавшееся на рубеже 18—19 | | |жизнь без приключений и |столетий, подобно творчеству Луи| | |судорожных порывов, мы склонны |Давида, открывает искусство | | |забывать о сознательной |новой исторической эпохи. С | | |революционности его таланта. И |новым временем Гойю связывают | | |здесь уместно привести слова |прямое отражение и оценка в его | | |Паломино об этом первом этапе |искусстве реальных событий | | |его жизни после описания |жизни, современной ему | | |созданных в Севилье бодегонес: |действительности. Обратившись в | | |"В таком вот духе были все вещи,|своем творчестве к изображению | | |которые Веласкес делал в это |исторической деятельности | | |время, дабы отличиться ото всех |народных масс, Гойя положил | | |и идти новым путем; сознавая, |начало развитию исторической | | |что Тициан, Альберти, Рафаэль и |реалистической живописи нового | | |другие захватили до него лавры |времени. | | |первооткрывателей и что, | | | |поскольку они уже умерли, слава | | | |их возросла, он, движимый своим | | | |причудливо изобретательным | | | |вдохновением, принялся | | | |изображать сценки из жизни | | | |простонародья в новой, смелой | | | |манере, с необычными красками и | | | |освещением. Кое-кто упрекал его,| | | |что он не пишет картин на более | | | |серьезные сюжеты и не стремится | | | |к приятности и красоте, в чем | | | |мог бы соперничать с Рафаэлем де| | | |Урбино, на что он учтиво | | | |возражал, говоря, что | | | |предпочитает быть первым в этом | | | |грубом жанре, нежели вторым в | | | |изящном". | | | |Ставящий задачей прославить, |Успех Гойи в кругах знати, |ПАР| |возвеличить знатного заказчика, |близкой к королевской семье, |АДН| |парадный портрет был широко |наконец дал ему возможность |ЫЙ | |представлен в XVII веке в |получить титул, которого он |ПОР| |Западной Европе. Известно его |добивался много лет: в 1799 году|ТРЕ| |понимание живописи, |Карл IV пожаловал ему звание |Т | |подтверждение которого не |Первого придворного живописца. К| | |составляет труда, настолько оно |этому времени у Гойи появилось | | |прямолинейно, постоянно и |немало покровителей среди | | |ригористично. Когда он начинал, |аристократии, и в финансовом | | |завистники упрекали его, что он |отношении он неплохо обеспечил | | |пишет только портреты. Им |будущее своей семьи. К тому | | |невдомек было, что Веласкес |времени им были уже созданы | | |произведет первую великую |«Капричос», но даже провал с их | | |революцию в западной живописи и |публикацией не поколебал его | | |что эта революция будет состоять|желания на время оставить | | |именно в том, что вся живопись |живопись. Ему хотелось воплотить| | |станет портретом, то есть |в жизнь образы своего | | |индивидуализацией объекта и |внутреннего мира, гораздо больше| | |моментальностью изображенной |волнующие его. | | |сцены. Портрет, понятый в таком |Таково было положение дел, когда| | |обобщенном смысле, утрачивал |король заказал Гойе написать | | |свое традиционное узкое значение|групповой портрет королевской | | |и превращался в новое отношение |семьи. Предварительно Гойя | | |к изображаемому. Тут нельзя |сделал натурные эскизы отдельных| | |поставить с ним рядом никакого |членов семьи в Арахнуэсе (они | | |другого художника, и в сознании |«восхитили заинтересованных | | |Запада Веласкес прежде всего и |лиц»), а затем приступил к | | |больше всего творец своего, |групповому портрету и завершил | | |особого мира. Добавим, что его |его очень быстро. В течении года| | |мир в основном состоит из |картина была закончена. | | |чудовищ или, по меньшей мере, из|Композиция картины кажется | | |уродов. Думаю, невозможно, да и |поначалу столь же | | |не следует избегать вопроса, |представительной и незыблемой, | | |почему творчеству Веласкеса |как и в королевских портретах | | |присущ столь необычный характер,|1799-1800 годов. Она искусно | | |причем так явно выраженный. Как |построена и создает впечатление | | |во всякой человеческой судьбе, |торжественного выхода королевы, | | |тут вмешался случай. В самом |обнимающей младшую дочь – | | |деле, было лишь игрой случая, |одиннадцатилетнюю Марию Исабель | | |что в то время, когда |и держащей за руку младшего сына| | |единственной обязанностью |– шестилетнего Франсиско де | | |Веласкеса было писать портреты |Паула. Все остальные персонажи | | |королевской семьи, ни король, ни|как будто расступились, | | |королева Марианна Австрийская, |образовав две плотные группы | | |ни инфанты Мария Тереса и |слева и справа от королевы – | | |Маргарита не отличались приятной|одну во главе с наследником | | |наружностью. Королева Изабелла |престола доном Фердинандом и | | |Бурбонская была красива, но она |другую во главе с королем | | |почему-то, - быть может, потому,|Карлом. Королева Мария-Луиза, | | |что Веласкес был призван в |окруженная младшими детьми, - в | | |Мадрид ненавистным ей |центре картины, а король стоит в| | |графом-герцогом Оливаресом, - |стороне, повторяя ту ситуацию, | | |уклонялась от того, чтобы он ее |которая сложилась в их жизни; | | |написал. О холсте, в котором |весь его облик выражает почтение| | |ныне кое-кто склонен усматривать|царственной супруге. Королеве не| | |ее портрет, можно сказать, что |могла не польстить подобная | | |неясно, принадлежит ли он кисти |группировка, в которой была | | |Веласкеса, и также неясно, |подчеркнута ее главенствующая во| | |изображает ли он королеву. Донья|всем клане роль и где она была | | |Марианна Австрийская была |(в духе идеалов сентиментализма)| | |немолодая женщина с |представлена заботливой матерью | | |нарумяненными щеками и некрасиво|семейства. Ей одной | | |выпуклым лбом, утопавшая в |предоставлено здесь достаточно | | |огромных платьях доведенной до |свободного места (остальные | | |безобразия барочной моды. Филипп|просто теснятся), и она может | | |IV хотя и отличался изящной |сколько угодно вертеться, | | |фигурой, однако, его голову, |демонстрируя –роскошное платье, | | |вероятно, было ужасно трудно |а особенно бриллиантовую стрелу | | |писать не только из-за |в своей прическе – недавний | | |невыразительности черт лица, но |подарок Годоя, знак достигнутого| | |из-за странной формы лба. Никто |в конце 1800 года примирения | | |еще не обратил внимания, что, за|королевы с ее неверным | | |одним лишь исключением, во всех |любовником (для посвященных | | |тридцати четырех портретах |получалось так, что «князь мира»| | |короля, указанных в каталоге |незримо присутствовал в этом | | |Куртиса, его лицо изображено в |портрете членов испанского | | |три четверти и с правой стороны.|–царствующего дома). Мы видим | | |Исключение открывает нам |роскошные костюмы, блистающие | | |причину. Это знаменитый портрет |драгоценностями и королевскими | | |"Ла Фрага", единственный, где |регалиями, однако лица | | |Филипп изображен в военном |царственной четы свидетельствуют| | |костюме, - кроме конного |об удручающем отсутствии | | |портрета в Прадо, где он в |характера. Скучные, | | |панцире. Тут мы видим, что левая|невыразительные физиономии | | |половина его лба была чрезмерно |роскошно одетых короля и | | |выпуклой и искажала пропорции |королевы заставляют вспомнить | | |лица. Только три члена |высказывание французского | | |королевской семьи обладали |романиста Теофиля Готье : они | | |приятной наружностью, и Веласкес|напоминают «булочника с женой, | | |охотно писал их портреты: рано |которые получили крупный выигрыш| | |умерший инфант дон Карлос; |в лотерею». Вместе же три | | |кардинал-инфант, вскоре |вышеназванные группы | | |удаленный из Испании |перегородили от края и до края | | |графом-герцогом, и принц дон |поле картины, заняли всю ее и | | |Бальтасар Карлос, которого |так небольшую глубину и застыли,| | |Веласкес не раз и с |заворожено глядя в предлежащее | | |удовольствием изображал. Не |картине пространство. Взгляды их| | |повезло Веласкесу также с самой |пристальны, но странно | | |главной персоной в государстве, |рассредоточены – каждый смотрит | | |- с его покровителем. |только перед собой. Находясь | | |Граф-герцог Оливарес был почти |вместе, выступая рядом, они | | |чудовищно безобразен: огромного |каждый сам по себе, в самом себе| | |роста, тучный, с вдавленным |и только для самого себя. У них | | |основанием носа. Можно заметить |нет общего центра притяжения, | | |неуверенность Веласкеса в первых|нет общего интереса. Кроме детей| | |его портретах Оливареса. В |и Гойи все остальные | | |особом введении к серии |присутствующие как будто смотрят| | |портретов графа-герцога кисти |в зеркало, каждый сам на себя. | | |Веласкеса будет сказано |Зеркало должно находиться на | | |подробнее о том, как художник |месте зрителя и невозможно | | |решал проблему, которую |встретиться с ними взором. Не | | |представляла собою эта трудная |смотрят они и друг на друга, | | |модель. |существуя совершенно | | |В произведениях Веласкеса цвет |изолированно, как «гигантские | | |играет основную роль. Ставящий |насекомые», наколотые в | | |задачей прославить, возвеличить |коллекции энтомолога[21]. Как | | |заказчика, парадный портрет был |будто ничто не способно нарушить| | |широко распространен в Западной |это затянувшееся самолюбование. | | |Европе. |И все же оно нарушено. Нарушено | | |Понимание сложности человеческой|присутствием постороннего этой | | |натуры по-разному проявляется в |семьи человека, художника, | | |творчестве различных мастеров |явившегося сюда из другого, | | |XVII века. Веласкес стремился |третируемого всеми этими | | |дать четкий портретный очерк, |Величествами и Высочествами | | |акцентируя внимание на |мира. Взором своим лишь он один | | |сложившихся свойствах характера.|охватывает все поле картины, и | | |Но при всей яркости |он же превращает всех позирующих| | |индивидуальных характеристик, |в предмет искусного эксперимента| | |общей чертой, роднящей все его |(позирование перед зеркальной | | |портреты, является то, что |стеной Аранхуэсской галереи), | | |изображенные люди, какими бы |пристального анализа, совершенно| | |душевными качествами они не |независимого и нелицеприятного | | |обладали, всегда исполнены |суждения. Один только он | | |особой внутренней значимости. |прорывает душную замкнутость | | |В 1656 г. были написаны |картины и, встретившись взглядом| | |«Фрейлины», или как их называют |со зрителем поверх голов | | |«Менины», - огромное полотно, |коронованных моделей, будто | | |высотою более 3 м., с фигурами в|передает ему – тоже все видящему| | |натуральную величину. Картина |и все понимающему – результаты | | |представляет собой редкий в |своих наблюдений. | | |испанском искусстве пример |Ни одна черта характера этой | | |группового портрета. К нему |блестящей семьи не ускользнула | | |мастер обращался и ранее. Свои |от проницательного взгляда | | |возможности в области этого |художника. Надменный, заносчивый| | |жанра он проявил уже в «Сдаче |человек в голубом камзоле слева | | |Бреды», сумев объединить |– старший сын короля, | | |действующих лиц единым |впоследствии тиран Фердинанд | | |переживанием – сознанием |VII. Рядом, отвернувшись от | | |важности события. В «Менинах» |него, стоит предполагаемая | | |они связаны условиями, в которые|невеста, не получившая ещё | | |поставлены. Веласкес обогащает |официального предложения. За | | |свой рассказ о человеке, |спиной короля сгруппировались | | |изображая кусок жизни, |другие, менее значительные | | |окружающей его, и, «Менины» |родственники. Возможно, подражая| | |соединяют в себе достижения |шедевру Веласкеса – «Менинам» и | | |художника не только в области |повторяя собственную манеру, | | |портрета, но и бытовой живописи |зафиксированную в других его | | |– 2 стержневых линий его |картинах, Гойя изобразил на | | |искусства. Главное действующее |заднем плане себя, прилежно | | |лицо сцены – маленькая инфанта |работающим над большим полотном.| | |Маргарита, любимая дочь |Ни один из предыдущих портретов | | |ФилиппаIV от второго брака с |не источал еще таких переливов | | |Анной Австрийской. Она |серебра, такого сияния золота, | | |изображена стоящей в центре |такого слепящего глаз мерцания | | |комнаты в нарядном розовом |алмазных звезд, стрел, эгретов, | | |платьице, окруженная двумя |ожерелий, подвесок. От | | |фрейлинами. Одна из них – донья |нестерпимого блеска взор зрителя| | |Мария Агостина Сарменто – |буквально спасается в ту тень, | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|