бесплатно рефераты
 

Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков

|особенно важным. Дом Пачеко в |Хосе Гойя зарабатывал жалованье | |

|Севильи был открыт для всех |как шлифовальщик металлов. Гойя | |

|выдающихся людей, живших в этом |провел свое детство в Сарагосе, | |

|городе. Талантливый и |где посещал школу, руководимую | |

|образованный педагог, и теоретик|отцами пиларистами. В возрасте | |

|искусства, Пачеко создал |14 лет он обучался художником | |

|прекрасную мастерскую, которую |Хосе Лусаном, спустя несколько | |

|нередко называли «академией |лет в Мадриде. В 1763 г. и в | |

|образованнейших людей Севильи». |1766 г. он участвовал в конкурсе| |

|Большинство работ севильского |в Академии изящных искусств | |

|периода близки к жанру |святого Фернандо, однако в обоих| |

|«бодегона»[13]. Как и другие |случаях экзаменаторы не | |

|молодые севильские художники его|поддержали его, и в 1769 г. он | |

|поколения, Веласкес начинает |покинул Испанию, чтобы обучаться| |

|создавать бодегонес в манере |искусству в Италии. Он | |

|Караваджо, еще сильнее |возвратился в Сарагосу в 1771 | |

|акцентируя низменность |г., где ему заказывают фреску | |

|персонажей и ситуации и, потому |для потолка собора Эль Пилар. | |

|намного резче воспроизводя |Два года спустя он женился на | |

|своеобразие натуры. Вот почему у|Хосефине Байэу. Молодая чета | |

|него свет ошеломляющий, |жила в Мадриде, где Гойя работал| |

|патетический, драматический, |на | |

|однако, в конечном счете, свет |Королевской фабрике гобеленов. | |

|реальный, свет, списанный с |Он также получал другие заказы, | |

|натуры, а не выдуманный. Таков |часто религиозного характера, и | |

|свет бодегонес, которые Веласкес|начал утверждаться как художник | |

|пишет в юности, таков свет |портретист. Первая серия | |

|"Севильского водоноса"[14]. |картонов, выполненная в | |

|В 1622 г. Веласкес впервые |1776—1780 гг., изображает сцены | |

|приехал в Мадрид. Его живопись |из народной жизни: игры и | |

|привлекла внимание знатного |празднества, прогулки, уличные | |

|вельможи, графа-герцога |сценки. Картины построены на | |

|Оливареса, при помощи которого в|эффектном сочетании звучных | |

|1623 г. мастер в возрасте |чистых тонов. Они покоряют | |

|двадцати четырех лет стал |непосредственной | |

|придворным художником. |жизнерадостностью, ярко | |

|Граф-герцог собирает в Мадриде |выраженными национальными | |

|своих друзей и клиентов, в |чертами в изображении | |

|большинстве севильцев. Ранняя |особенностей быта, характера | |

|слава, приобретенная Веласкесом |пейзажа, разнообразных народных | |

|в Севилье, способствовала тому, |типов. Зарождающиеся здесь | |

|что и он призван в Мадрид. Было |тенденции нового художественного| |

|ему тогда двадцать три года. Он |видения получают более | |

|столь удачно исполнил тут |конкретное выражение в картонах | |

|портрет короля, что был |второй серии (1786—1791), где | |

|немедленно назначен королевским |художника интересует не столько | |

|живописцем и очень скоро получил|декоративно-зрелищная сторона | |

|во дворце и мастерскую и жилье. |народной жизни, испанское | |

|Столица открыла ему новые |искусство второй половины 18 | |

|возможности. Успех картины |столетия было лишь фоном, на | |

|«Изгнание мавров» (1627 г), |котором особенно рельефно | |

|погибшей позднее при пожаре, |выступило могучее дарование | |

|принес Веласкесу должность |Франсиско Гойи. | |

|гофмейстера. Знакомство с |Гойя возвратился в Мадрид, где | |

|шедеврами королевской коллекции |продолжал свою работу на | |

|живописи, встреча со знаменитым |Королевской фабрике гобеленов и | |

|фламандским художником Питером |как художник Палаты. Затем в | |

|Пауэлом Рубенсом в 1628 г., |1792 г., будучи в Севилье, | |

|наконец, две поездки в Италию – |заразился ужасным и зловещим | |

|всё это превратило Диего |заболеванием, которое оставило | |

|Веласкеса в мастера с огромной |ему глубокую и неизлечимую | |

|художественной эрудицией. К |глухоту в возрасте 46 лет. | |

|сожалению, не сохранилось точных|В 1795 г. вскоре после утраты | |

|сведений об этом замечательном |слуха он был избран директором | |

|общении двух художников, но |Школы живописи Академии | |

|предание гласит, что –после |Сан-Фернандо, но два года спустя| |

|своего отъезда из Мадрида Рубенс|отправлен в отставку со ссылкой | |

|вел переписку с Веласкесом. В |на состояние здоровья. Примерно | |

|августе 1629 года Веласкес |через десятилетие он добивался | |

|садится на корабль в Барселоне, |места Генерального директора | |

|чтобы приобщить себя к великим |Академии, но потерпел поражение | |

|творениям латинского |при голосовании; 28 из 29 были | |

|Возрождения. По возращении в |против него, несомненно, из-за | |

|творчестве наступает эпоха |его глухоты. После своего | |

|портретов и пленэра. Жизнь |поражения в Витории в июне 1813 | |

|Веласкеса протекает между тем |г. французы отступили из Испании| |

|без всяких событий: она проста и|и многие офранцуженные | |

|серьезна, как его творчество. Он|последовали тем же путем. В | |

|живет в мадридском Алькасаре; |марте следующего года Фернандо | |

|ему предоставлена под мастерскую|VII возвратился в свое | |

|целая галерея, примыкающая к |государство. Он отменил | |

|покоям короля, имеющего особый |Конституцию 12, редактированную | |

|ключ от галереи. В 1643 году |в его отсутствие Кортесом де | |

|Оливарес впал в немилость, но |Кадис, и восстановил абсолютизм.| |

|Веласкес, несмотря на грозившую |В атмосфере преследования и | |

|опасность, подчеркивал |страха, что последовали тем | |

|привязанность к бывшему |временем, назначили Комиссию для| |

|королевскому любимцу. Это внесло|следствия по лицам, | |

|некую натянутость в отношениях с|подозреваемым в сотрудничестве с| |

|Филиппом IV. Однако |оккупационным правлением. Среди | |

|происходившая в 1643 году осада |таких подследственных был | |

|Мадрида дала Веласкесу |Франсиско Гойя, который служил | |

|возможность наладить отношения с|как художник Двора Хосе | |

|королем: он написал портрет |Бонапарта. Вызванный в Трибунал | |

|Филиппа IV в том вооружении, |реабилитаций, Гойя смог | |

|которое он носил во время осады.|оправдать свое поведение во | |

|Наряду со своими королевскими и |время оккупации. Он был объявлен| |

|военными портретами он начал |невиновным и восстановлен, как | |

|около 1644 года длинный ряд |Художник Палаты. Однако его | |

|этюдов, изображающих карликов и |проблемы на этом далеко не | |

|уродов. Назначенный в 1647 году |закончились и в 1815 г. он был | |

|смотрителем построек он обязан |вызван в восстановленную | |

|разбирать счета с плотниками и |инквизицию (которая была тихо | |

|каменщиками за маленькое |упразднена королем Хосе I) и | |

|жалование. Он ведет жизнь |допрошен относительно своей | |

|трудовую, униженную, почти |картины “Обнаженная Маха”. Это | |

|сплошь занятую работами которые |было не первое трение Гойи с | |

|ему противны. В 1648 году король|Санто Офисио – инквизицией, он | |

|посылает Веласкеса вновь в |критиковался прежде за “Лос | |

|Италию из которой Веласкес |Капричос”, и хотя подробности | |

|возвращается лишь в 1651 году. |этого столкновения не известны, | |

|Веласкес достигает |возможно, что оно оказалось для | |

|шестидесятилетия и вершины своей|глухого художника в его 69 лет, | |

|слаы. Король разрешает вышить на|действительно решающим. В это | |

|шапочке художника красный крест |время Гойя еще все больше | |

|– знак ордена Сант-Яго, до этого|отделялся от общества. Он | |

|год искали предков дворянского |прекратил посещения собраний в | |

|происхождения. Веласкес почти |Академии Сан-Фернандо и работал | |

|под конец своей жизни делается |над “Глупостями”, своей | |

|гранд-сеньором. Но он |последней большой серией гравюр,| |

|по-прежнему одинок. Быть может, |над теми самыми, в которых | |

|со дня возведения в кавалеры |критика и сатира “Лос Капричос” | |

|ордена он уже не касался кисти. |достигла своей крайности, | |

| |предлагая галлюцинаторное и | |

| |кошмарное видение мира. | |

|Веласкеса Ортега приравнивает к |Гойя — сложный и очень неровный |ОБР|

|Декарту, говоря, что Веласкес и |художник. Своеобразие и |АЗ |

|Декарт совершают в разных |сложность его искусства состоят | |

|областях один и тот же |в значительной мере в том, что, |ХУД|

|переворот. Подобно тому как |в отличие от искусства Давида, |ОЖН|

|Декарт сводит мышление к |оно лишено четкой политической |ИКА|

|рациональному, Веласкес сводит |программности и более |. |

|живопись к визуальному. Оба |непосредственно связано со | |

|поворачивают культуру лицом к |стихией реальной жизни, | |

|реальности. Веласкес так строит |служившей для Гойи источником | |

|изображение, что в фокусе |разнообразных творческих | |

|зрительского внимания |импульсов. Восприятие жизненных | |

|оказывается, как ни |противоречий носило у Гойи | |

|парадоксально это звучит |характер стихийного протеста | |

|применительно к классической |против социальной | |

|живописи ХVII века, не сам |несправедливости, преломляясь | |

|изображаемый предмет, а метод |через призму глубоко личного, | |

|его визуального воспроизведения.|субъективного переживания | |

|Оптика взгляда художника - вот |художника. Значительное место в | |

|что интересует Веласкеса больше |творчестве мастера занимают | |

|всего. Искусство было |гротеск, аллегория, иносказание.| |

|преимущественной областью |Однако произведения, с трудом | |

|фантазии, сном, сказкой, мечтой,|поддающиеся расшифровке, в такой| |

|"узором, сотканным из формальных|же мере овеяны, горячим дыханием| |

|красот". Если и Пуссен, и Тициан|жизни, как и его работы с | |

|оставались в искусстве |активно выраженным социальным | |

|религиозными мыслителями, то |началом. Как ни один из великих | |

|Веласкес создает новую - в |мастеров Испании, Гойя воплотил | |

|нерелигиозную - визуальную |в своем искусстве трагедию и | |

|антропологию, превращая портрет |героические чаяния испанского | |

|в основной принцип живописи. Что|народа, переживавшего в это | |

|бы Веласкес ни изображал – |время один из самых бурных | |

|человека, кувшин, форму, позу, |периодов своей истории. Вместе с| |

|событие, - он всегда пишет |тем его творчество, отличающееся| |

|портрет, в конечном итоге - |правдивостью, исторической | |

|портрет мгновения.[15] В "Лоции |конкретностью и глубоко | |

|живописца" приводится следующий |национальным характером (что | |

|диалог Веласкеса с Сальваторе |отметил еще В. В. Стасов), несет| |

|Розой: "Понравился ли вам наш |в себе и более широкое, | |

|великий Рафаэль?" - "Если вы |универсальное содержание, ибо в | |

|хотите знать правду, то Рафаэль |нем находят | |

|мне не нравится". - "Но тогда в |косвенно-ассоциативное выражение| |

|Италии нет, наверное, ни одного |многие проблемы и трагические | |

|художника, который отвечал бы |противоречия новой исторической | |

|вашему вкусу и которого можно |эпохи. В какой бы области ни | |

|было бы увенчать короной". - |работал Гойя, всегда его | |

|"Красота и совершенство |образные решения были отмечены | |

|находятся в Венеции, кисти |особым, отличным от прошлого, | |

|венецианцев я отдаю первое |художественным видением мира. | |

|место, и Тициан является их |Гойя пишет летом 1718 года: | |

|знаменосцем" (Магсо Bosquini. La|“Честь художника очень тонкого | |

|carta del navegar pittoresco. |свойств. Он должен из всех сил | |

|Venezia, 1660, p. 58).[16] |стараться сохранить её чистой, | |

|.Когда Веласкес отправляется в |так как от репутации его зависит| |

|1629 году в свое первое |его существование, с того | |

|путешествие по Италии, он там |момента, когда она запятнана, | |

|совершенно неизвестен. Но |счастье его гибнет навсегда…”. | |

|особенно интересно в вопросе о |По мере того, когда возрастала | |

|характере его славы совершенное |его репутация, сын шлифовальщика| |

|им второе путешествие – через |из Сарагосы наслаждался своим | |

|двадцать лет, когда он уже |успехом и признанием. В 1799 г. | |

|создал большинство своих |Гойя опубликовал свои Капричос, | |

|полотен. На сей раз его |т.е. серию из 80 гравюр в офорте| |

|встречают с большим почетом и |со своим антиучредительным тоном| |

|государственные канцелярии |и своей сатирической критикой | |

|заботятся о соблюдении этикета, |популярных предрассудков, | |

|приличествующего его рангу. Но |невежества, суеверий и пороков, | |

|дело тут не в его живописи, о |которые показывают драматические| |

|которой никто ничего не знает, а|перемены в жизни художника, | |

|лишь в его личности, поскольку |ставшего глухим. Несмотря на | |

|он близкий друг короля Филиппа |это, как полагают многочисленные| |

|IV. Едва прибыв в Рим, он пишет |исследования творчества Гойи | |

|портрет своего слуги, "мавра |испанскими специалистами, | |

|Парехи", и велит тому ходить с |возможно, что этот же 1799 год | |

|картиной по домам некоторых |также был одним из триумфальных | |

|аристократов и живописцев, дабы |для Гойи – профессионала, | |

|они видели рядом модель и |который был назначен первым | |

|портрет[17]. Об этом портрете |художником короля – наиболее | |

|Паломино говорит, что он был |высокая честь для испанского | |

|написан "длинными кистями". Так |художника. У Гойи начался только| |

|он определяет свободную фактуру |что один из наиболее блестящих | |

|новейшего стиля. Портрет Парехи |периодов его карьеры. Его | |

|был выставлен в Пантеоне. В 1621|отношения с Дворцом стали более | |

|году умирает Филипп III и ему |близкими, он пишет портреты | |

|наследует Филипп IV, который |Карлоса IV и королевы Марии | |

|отдает правление в руки |Луизы, королевской семьи, Годой | |

|графа-герцога Оливареса, |и своей жены, а также | |

|принадлежащего к самому знатному|аристократии и выдающихся | |

|роду Андалузии - к роду |личностей своего времени. В | |

|Гусманов. Граф-герцог собирает в|одном письме другу Гойя писал об| |

|Мадриде своих друзей и клиентов,|аудиенции у короля, сообщая с | |

|в большинстве севильцев. Ранняя |удовольствием, что не смог | |

|слава, приобретенная Веласкесом |скрыть “всех почестей, которые | |

|в Севилье, способствовала тому, |благодаря Богу, он получил от | |

|что и он призван в Мадрид. Было |короля, королевы и принцессы, | |

|ему тогда двадцать три года. Он |показав им картины”, добавляя: | |

|столь удачно исполнил тут |“я поцеловал их руки, никогда не| |

|портрет короля, что был |испытывал так много счастья”. | |

|немедленно назначен королевским |Его новая слава давала ему | |

|живописцем и очень скоро получил|больше работы по заказам. Для | |

|во дворце и мастерскую и жилье. |него позируют члены аристократии| |

|Это определило его судьбу. До |и королевской семьи, политики, | |

|смерти своей он будет |законодатели и высокие сановники| |

|царедворцем, близким другом |церкви, а также поэты, | |

|короля. Трудно вообразить более |художники, актеры и тореадоры. | |

|монотонное и будничное |Успех приятен, но одновременно | |

|существование. От родителей |художник скучал, так как ему | |

|Веласкес унаследовал кое-какое |хотелось писать только то, что | |

|состояние, которое в сочетании с|он любил. Как художник Гойя | |

|казенным жалованьем совершенно |складывается сравнительно | |

|освобождало его от заказных |поздно. Его редкое живописное | |

|работ. Думаю, что во всей |дарование проявилось в серии | |

|истории живописи не бывало |картонов для шпалер королевской | |

|подобного случая: художник, |мануфактуры Санта Барбара в | |

|который, по сути, не занимается |Мадриде В 1786 году Гойя был | |

|живописью как профессией. |назначен королевским живописцем.| |

|Единственной его обязанностью |“Я себе, - пишет он другу в том | |

|было писать портреты монарха и |же году, - действительно | |

|его близких. Однако к этому |налаженную жизнь. Я никому не | |

|минимуму обязанностей очень |прислуживаюсь. Кто имеет до меня| |

|скоро прибавилось положение |надобность, должен искать меня, | |

|личного друга короля. Надо |и, в случае, когда меня находят,| |

|заметить, что король весьма |я еще заставляю немного просить | |

|редко просил Веласкеса написать |себя. Я остерегаюсь сразу | |

|какую-нибудь определенную |принимать какие-либо заказы, за | |

|картину. Известно, например, что|исключением тех –случаев, когда | |

|он заказал Веласкесу знаменитого|нужно угодить видному персонажу | |

|"Христа"[18] для монастыря Сан |или же когда я считаю нужным | |

|Пласидо и "Коронование Святой |сдаться на настойчивые просьбы | |

|девы"[19] для покоев королевы. В|друга. И вот, чем более я | |

|других случаях его вмешательство|стараюсь сделать себя | |

|не имело характера заказа, а |недоступным, тем более меня | |

|было просто дружеским |преследуют. Это привело к тому, | |

|пожеланием. Когда кое-кто из |что я так завален заказами, что | |

|художников, например итальянец |не знаю, как всем угодить”. В | |

|Кардуччи, пытается из зависти |конце 1790 года он. посылает | |

|умалить славу Веласкеса, говоря,|своему другу Сапатеру несколько | |

|что он умеет только писать |тиран и сегидилий. "С каким | |

|Портреты, Филипп IV устраивает |удовольствием ты прослушаешь их,| |

|конкурс на тему изгнания |- пишет он приятелю. - | |

|морисков и настаивает, чтобы |Я их еще не слышали, скорее | |

|Веласкес принял в нем участие. |всего, так и не услышу, потому | |

|Полотно это, первая большая |что больше не хожу в те места, | |

|композиция в его творчестве, |где их поют: мне втемяшилось в | |

|также утеряно, однако Веласкес |голову, что я должен | |

|победил в конкурсе. Кардуччи, |придерживаться некой идеи и | |

|вероятно, скрежетал зубами, |соблюдать достоинство, каким | |

|когда ему пришлось в своей книге|должен обладать человек; всем | |

|писать о "неожиданном "Изгнании |этим, как ты можешь себе | |

|морисков"[20]. С этим странным |представить, я не вполне | |

|внешним положением живописца, |доволен". После продолжительной | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.