бесплатно рефераты
 

Типологические черты культур Древнего Востока

Типологические черты культур Древнего Востока

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Волгоградский Государственный Технический Университет

(ВолгГТУ)

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат

по культурологии на тему:

«Типологические черты культур Древнего Востока»

Выполнил:

Проверил: Ященко Р.В.

Оценка работы ____________ баллов.

Волгоград 2004г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Древний Восток как культурная целостность………………………………...4

Культура Древнего Египта……………………………………………………..7

Культура Древнего Китая……………………………………………………..10

Культура Древней Индии……………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………..17

Введение.

При выборе темы для своей работы я решил обратиться к истокам нашей

цивилизации, а, так как ещё в период своего становления, она

разделилась на две культурные ветви: Запад и Восток. Я заинтересовался

этой странностью развития нашей цивилизации. И решил рассмотреть одну

из этих ветвей – восточную культуру, так как она старше западной ветви

и, в то время, как западная культура только зарождалась, восточная

ветвь уже была вполне сформировавшейся и устоявшейся. А так как само

понятие восточной культуры - это очень большая тема, затрагивающая по-

мнению некоторых историков не только Южную Азию, Северную Африку, Индию

и Китай, но и культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков. И

потому я решил рассмотреть лишь те культуры, оказавшие наибольшее

влияние на нашу цивилизацию. Так я рассмотрю культуры Древнего Египта,

Древней Индии и Древнего Китая.

Древний Восток как культурная целостность.

Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных

на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот

термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским

миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной

стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой

стороны, древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко

на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные

исторические эпохи проводилась по-разному, и её расположение в процессе

исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.

Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав

культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд

авторитетных исследователей считает, что древние культуры Южной

Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом

смысле они и не являются «Востоком», типологически также должны быть

отнесены к древневосточной цивилизации, поскольку типологическое

сходство действительно очень велико.

Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры

огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного

строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые

государства, частная собственность, первые системы письменности,

создаются условия для разделения труда и проявления социальных классов.

Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной

точкой которой был первобытнообщинный строй.

В литературе можно встретить разные термины для обозначения

культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в.

Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия»,

подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем

Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии,

говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея

в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых

предпринимаются попытка выявить специфику древневосточной культуры в

целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой

специфики.

Так, в известной книге западного учёного Карла Витфогеля (1896-?)

«Восточный деспотизм» вводится не слишком изящно звучащий по-русски

термин «гидравлические общества» (может быть, лучше было бы перевести:

«гидравлические общества»). Витфогель пишет: «Примитивный человек знал

регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но

поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало

нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он

научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он

начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках

земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было

больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать

заново открытыми свойствами старого окружения посредством

хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или)

регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое

земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических

структур правления и общества» (Wittfogel.1957 P.12). Таким образом,

Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в

становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это – «культура

речных долин», или «речная» цивилизация.

В ряде других западных работ, посвящённых исследованию

древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как

«территориальное царство», «храмовое государство», «космически

империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости и территории в

этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их

становления.

Ещё раз повторим, что главной особенностью большинства культур

Древнего Востока является то, что основная часть их территорий – долины

крупных, полноводных рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те

природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной

родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не

менее, как мы увидим позже, именно эти неблагоприятные природные

условия стали основой принципиально иного, по сравнению с культурой

родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословным, рассмотрим в

качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа

культуры. У историков существует даже такая крылатая фраза: «История

начинается в Шумере» (так называется и известная книга).

Одна из ранних и наиболее характерных форм древневосточной культуры

представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух

рек – Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле

слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и

Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся

болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было

сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носили целые тучи

комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что

доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита.

Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом

взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население двуречья не

было однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока

к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык

которой учёные до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье.

С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих

переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию

города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок

древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к

государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины

V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают

первые города, которые вступают между собой в ожесточённую и

непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в

результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон (точнее, Бабили

– «врата бога»), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее

современного Багдада.

В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала

шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде

всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее

название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье

ассимилировались и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их

культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы.

Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской

культуре.

В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты

древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая

письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно

Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным

материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую

различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что

писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки,

прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности -

клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было

строительство особых, ранее не известных культовых сооружений –

храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они

были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила

преимущественно глина.

Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль

астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а

астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной

культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в

воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные

гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В

шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные

затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и

математика, основывающаяся на шестидесятеричной системе счисления.

Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология,

содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о

сотворении мира, потопе. Появляются и характерный земледельческий миф

об умирающем и воскресающем боге.

Типологически схожие черты мы находим также в культуре Ассирии,

культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.[2.стр76-80]

Культура Древнего Египта.

В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил,

сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало

одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.

Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной

культуры. Поэтому далеко не случайно Египет часто называют «даром

Нила». Название «Египет» происходит от древнегреческого «Айгуптос»,

что представляет собой искаженное греками название египетской столицы

Мемфиса – Хетка-Птах («крепость бога Птаха»). Сами египтяне называли

свою страну «Чёрная земля» («Та-Кемет») в противоположность

неплодородной «Красной земле», т.е. пустыне.

Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, постоянно

перемещавшиеся по степям и долине Нила за исключением болотистых

местностей (и это очень важно). Постепенно первобытным охотникам стало

недоставать добычи, и в поисках новых мест охоты они начали спускаться

в долину Нила. Природные условия вообще сыграли очень важную роль для

развития древнеегипетской цивилизации. Долина Нила составляла всего

лишь около 3,5% территории Египта, но именно там проживало около 99,5%

населения. Долина Нила была довольно узкой (от 4 до 20 км в ширину) и

расширялась только на севере, образуя дельту, включавшую в себя

множество рукавов. В сущности, Древний Египет был оазисом в долине

Нила, окружённым знойным, сухим и бесплодными пустынями.

Принципиальной особенностью древнеегипетской цивилизации была её

тесная связь с природными циклами Нила. Дело в том, что в результате

непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила

переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина (т.е.

собственно Египет) оказывалась под водой, за исключением разве что

возвышенностей и искусственных насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю,

нильские воды спадают, оставляя после себя на полях плодородный слой

ила. Таким образом, сухая и растрескавшаяся земля после разлива Нила

становилась влажной и плодородной. Тогда наступал второй

четырёхмесячный период (ноябрь - февраль) – время посева. Цикл

завершался третьим четырёхмесячным периодом (март - июль) – время

жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращавшая

землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с

очередного разлива.

Считается, что население Древнего Египта относилось к хамитской

ветви семито-хамитской группы. Их внешнему виду были присущи стройные

пропорции, а кожа у них была тёмно-коричневой (женщины на древних

рисунках выглядят более светлыми). Как и почти во всех культурах,

население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет вливались

кушиты (нубийцы), которых греки называли эфиопами, и которые, хотя и

были родственны египтянам, имели более ярко выраженные негроидные

черты. А с запада в Египет проникали представители берберской ветви

семито-хамитской группы – ливийцы, обладавшие голубыми глазами и

светлой кожей. Проникали в Египет также семитские азиатские народы и

карликовые племена Центральной Африки. Однако всё они вливались в

состав основного населения и ассимилировались.[2.стр81,82]

История Египта служит подтверждением тезиса об особой

жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до

начала I в. до н.э. – т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация

Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпоху

Древнего Раннего царства (около 3100 – 2549гг. до н.э.), Древнего

царства (ок. 2649 – 2150гг. до н.э.), Среднего царства (около 2040 –

1640гг. до н.э.) и Нового царства (ок. 1552 – 1069гг. до н.э.).

Завершается история Египта правления династии Птолемеев (ок. 332 –

30гг. до н.э.). Именно в 30г. до н.э. Египет стал частью Римской

империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римской

полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в

битве с войском Октавиана.

Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами

египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы

уточнить даты и границы эпох.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки

культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона

Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны

достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам

не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м,

длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный

памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались

священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти

бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов,

кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских

богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто

изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим

связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение

в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от груза времени и

земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным,

неземным, как за позой (физически), так и за выражением лица и взглядом

глаз, отходил в вечность.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко

проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными были храмы

Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что

символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми

звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу

наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей

пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию

изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс -

развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает

традиция такого изображения.

Существует одна характерная особенность египетского искусства –

длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления

заключается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих

основных общих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого

общества, закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников

Египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на

протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем

подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы

этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало

развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это

развитие целиком.[1]

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.

Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны

арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели

предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды

разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины

и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям

закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в

договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца

или мужа она могла выступать свидетелем.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и

Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.[3]

Культура Древнего Китая.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний

Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф,

порох, книгопечатание, фарфор. В области математики был открыт метод

решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления

отношения длины круга и его диаметра. В области астрономии китайцы знали,

как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов

звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю

историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые

стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ,

впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и

массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий

канал (2000 л. - почти с XI в. до н.э. - по XIX в. н.э.)- сложное

гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами

перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.

Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.