бесплатно рефераты
 

Шумерская цивилизация

понятия о том, с чем имеют дело. Ведь они искали не Шумер, а Вавилон и

Ассирию! Но если бы не эти люди, лингвисты никогда бы не смогли открыть

Шумер.

Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации.

2.1. Население Двуречья до шумеров.

Д

анные археологии говорят о том, что в 6 и 5 тысячелетиях до н.э. сначала в

Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения,

жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством,

но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как

близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры.

До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с

характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда,

охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие

верования.

Не следует забывать: речь идёт о каменном веке, когда человек ещё не

знает металла, мир вокруг дик, непонятен, лишь немногие участки земного

шара заселены, а расстояние в 200 км представляется огромным и преодолеть

его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие

страны с многочисленным населением. И тем не менее, люди познают мир,

завоёвывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже

созданной ими ранее культуры. Всё это необходимо помнить, чтобы понять

процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и

Ефрат.

Примером южной части Двуречья служит поселение Телль-эль-Обейд,

некогда располагавшееся на берегу Ефрата. Обнаруженные здесь глиняные

зеленоватые сосуды украшены тёмно-коричневым или чёрным геометрическим

орнаментом. Изображения животных и людей в орнаменте встречаются редко.

Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-

обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся

гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из

тростника, обмазанного глиной, или высушенных на солнце больших глиняных

глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от

размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд представлял собой большое и

многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от

поселения, раскопано кладбище. В могилах - а их больше тысячи, рядом с

останками людей найдены обейдские керамические изделия.

Влияние обейдской культуры простиралось далее за пределы южной части

долины Двуречья. Отмечены и торговые связи с Индией, Забайкальем и

Центральной Азией.

2.2. Появление шумеров.

Б

ольшинство учёных утверждают, что именно в этот период, в эпоху расцвета

культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине 4 тысячелетия, в Месопотамии

появляются шумеры – народ, который в более поздних письменных документах

называет себя «черноголовыми». Откуда и когда, в какую эпоху пришли шумеры

- главная, трудная и, как утверждают многие исследователи, неразрешимая

загадка. Мнения учёных по этим вопросам чрезвычайно противоречивы и

совпадают теперь, пожалуй, лишь в одном: шумеры – народ пришлый.

Бесспорно одно: это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый

семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же

время или немного позднее. Многолетние поиски более или менее значительной

языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя

искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании. Некоторые учёные

предполагают, что это кавказский народ, хотя прямых доказательств этому

нет.

Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со

стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что большинство известных

науке городов шумеров имеют нешумерские названия. А поскольку эти города

возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские

названия это названия дошумерские.

Попытки реконструировать древнейшую историю шумеров не помогли

отыскать их родину. Возможно, это было Иранское нагорье или же далёкие горы

Центральной Азии, или Индия.

По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры находилась, скорее

всего, в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители

могли овладеть искусством мореплавания. В этом мнения большинства

исследователей более или менее совпадают. Свидетельством того, что шумеры

пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на

искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков

холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей

равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины

жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно

доказательство: на шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся

одинаково.

Итак, многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским

путём. Во-первых, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их

древнейших верованиях главную роль играл Энки – мудрый добрый бог, чей дом

– Абзу – находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречье,

шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства,

мореплаванием и судоходством по рекам и каналам.

2.3. Вопросы без ответа.

О

босновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый

город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По

прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя

или завоёвывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе страну не

вытеснив – этого шумеры просто не могли – местного населения. Напротив,

они восприняли многие достижения местной культуры, и то, что мы сегодня

называем шумерской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим

достоянием многих народов, обогащённым и развитым пришельцами, создавшими в

Двуречье большое и могущественное государство.

В настоящее время на основе археологических материалов принято

считать, что, придя в Месопотамию, шумеры застали здесь высокоразвитую

культуру. В этом мнения большинства учёных совпадают. Что же касается

дальнейших событий, то о них высказываются самые противоречивые суждения.

Некоторые исследователи утверждают, что с приходом шумеров начался период

упадка, обусловленный ломкой обычаев, традиций. Другие учёные это мнение

оспаривают.

Нельзя не отметить, что все эти рассуждения не имеют под собой твёрдой

почвы, так как основаны на анализе гончарных изделий. Сравнивая форму,

способ изготовления, характер отделки и орнаментации изделий и пр. учёные

определяют последовательность возникновения отдельных культур и их

взаимозависимость, хронологию тех или иных явлений, делают вывод о том,

какая из двух культур, столкнувшихся в определённый период, одержала верх и

подчинила другую. Эта далеко не новая методика не может считаться

бесспорной. И всё же поскольку наука не располагает более совершенными

методами датировки событий и явлений столь отдалённой эпохи, приходится

довольствоваться тем, что есть. Это одна из причин того, почему

исследователи так часто меняют свои суждения. Земля открывает нам всё новые

тайны, которые заставляют нас пересматривать прежние взгляды. В результате

сдвигается хронология, появляются народы, дотоле неизвестные, считавшиеся

более поздними или более примитивными

Некоторые учёные допускают, что в формировании «обейдско-шумерской»

культуры ведущую роль могли сыграть племена, жившие среди болот на юге

Месопотамии. Археологический материал, найденный при раскопках в храмах

Эреду и Лагаша, свидетельствует о том, что жители Месопотамии приносили в

жертву богу Энки не зерно или мясо, что было бы естественно для

земледельцев и скотоводов, а рыбу. В последние годы в ряде исследований

сообщается о распространённости в шумерском искусстве мотива

«рыбочеловека». Эти предположения и размышления ещё раз показывают, в каком

лабиринте блуждают специалисты – шумерологи, жаждущие отыскать прародину

шумеров. С.Н. Крамер, неутомимый исследователь и популяризатор знаний о

шумерах, в одном из своих докладов сказал: «Что касается происхождения

шумеров, то мы знаем только то, что мы ничего не знаем».

Если же мы станем на ту точку зрения, что шумеры действительно пришли

в Южную Месопотамию из какой-то другой страны, нам придётся признать, что

этот народ, прибывший, скорее всего, морским путём, был жизнеспособный и

энергичный, с жадностью впитавший культуру местного населения, и в свою

очередь, щедро обогативший его своими собственными культурными

достижениями; что он появился, по-видимому, вначале на юге Двуречья и,

закрепившись на берегах Персидского залива, двинулся на завоевание всей

страны; что всё это произошло не позднее второй половины 4 тысячелетия, ибо

к началу 3 тысячелетия в Месопотамии уже появились культуры, признанные

шумерскими. Это были культуры Урука и Джемдет-Насра, ими заканчивается

архаическая стадия культурной жизни Месопотамии и открывается история

государства шумеров. Периоды культур Урука и Джемдет-Насра, по мнению

Хартмута Шмёкеля, охватывают 3000-2600 гг. до н .э., однако хронология, в

особенности относящиеся к истории шумеров древнего периода, крайне неточна

и является ещё одним предметом спора учёных.

Учёные условились считать конец 4 тысячелетия началом истории шумеров.

К сожалению, письменные документы этой эпохи ещё не поддаются полному

прочтению. Реконструкция этих эпох опирается главным образом на

археологический материал.

Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера.

3.1. Первые города.

После того как царственность низошла с небес,

Эреду стал местом царственности…

В

этом городе, расположенном на берегу пресноводной лагуны у самого Нижнего

моря (Персидский залив) собрались усталые путешественники. Захватив город,

они не разрушили его. Он служил им перевалочным пунктом. Записанный через

несколько веков миф рассказывает, что здесь находился дворец бога Энки,

воздвигнутый на дне океана. Ни один бог, кроме Энки не имел туда доступа. В

первозданном океане добрый Энки создал город Эреду и вознёс его над

поверхностью вод так, что он «засиял» подобно высокой горе. Омываемый

пресными водами, этот город являлся собственностью бога Энки, который

охранял его и его жителей. Это был священный город. Паломники продолжали

посещать его и после того, как в небесной иерархии произошли перемещения, и

бог Энки отошёл на второй план, уступив первенство своему брату Энлилю. На

протяжении нескольких веков жители Южной Месопотамии строили здесь

святилища. И шумеры воздвигли в этом месте свой первый храм, пока еще

небольшой и скромный, не отличающийся ни совершенством архитектуры, ни

богатством украшений.

Путь продвижения шумеров на север точно не известен.

Вторым городом, которым, по-видимому, овладели шумеры стал город Урук,

который находится в 75 км к северу-западу от Эреду. Этот город очень рано

стал играть роль одного из главных политических, экономических и

религиозных центров Шумера. Археологический материал свидетельствует также

о стремительности, с какой росли культура и могущество государства

шумеров. В окрестностях Урука обнаружено древнейшее искусственное

возвышение, на каких в Двуречье строились храмы. Стоящий на нём храм бога

Ана, сложенный из известняковых блоков археологи назвали «Белым

святилищем». Внушительные размеры (80 х 30 м), совершенство архитектурной

формы, сводчатые ниши, ориентированные на четыре стороны света, лестницы,

ведущие в алтарь, - всё это делало храм настоящим чудом архитектурного

искусства даже в глазах искушённых археологов.

Другие шумерские города той эпохи с точки зрения материальной культуры

и архитектуры мало отличались от Урука. В центре каждого из них на

искусственной платформе возвышался храм в честь бога-покровителя-владыки и

повелителя города, всюду тот же метод украшения стен, такие же ниши и

свободно стоящий жертвенный стол и пр. Тождество материальной культуры,

религиозных верований, общественно-политической организации различных

шумерских городов-государств не подлежит сомнению. Однако это отнюдь не

доказывает их политической общности. Напротив, скорее всего можно

предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии

возникло соперничество между отдельными городами - как вновь основанными,

так и завоёванными. Сохраняя культурную и религиозную общность, а также

тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с

тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко враждующие между

собой государства. Отголоски этих войн, которые велись ещё на заре истории

Шумера, дошли до нас в строках эпических поэм, сложенных в более поздние

века, когда описываемые в них события превратились в легенды, а живые люди

- в богоподобные существа.

Однако не прекрасные сосуды и не великолепная архитектура привлекает

особое внимание исследователей, а возникшая в это время письменность.

Именно в тех культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с

пиктографическим письмом. В Эрмитаже также хранится один из древнейших

памятников письменности - плитка с пиктографическими значками,

высеченными, как полагают учёные, около 2900г. до н.э. В настоящее время в

музеях Европы, Азии и Африки имеется уже около четверти миллионов шумерских

табличек и фрагментов. Изучена и обследована лишь небольшая их часть.

Известно, что, по крайней мере, 95% этих документов представляют собой

тексты хозяйственного содержания: описи инвентаря, счета, расписки, отчёты,

сведения о жертвоприношениях и храмовом имуществе. На этом основании учёные

пришли к выводу, что письменность в Шумере возникла в связи с

хозяйственными потребностями и особенностями экономии. Шумерские города-

государства нуждались в точном учёте всех материальных ценностей, расходов

и доходов. Появившаяся благодаря прозаическим, будничным потребностям

шумерская письменность быстро прошла несколько фаз развития и довольно

скоро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные

для сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки. Так

возникло фонетическое письмо. Древнейшие таблички, в большом количестве

найденные в так называемом слое Урук 4, представляют собой пиктограммы,

изображающие собой человека, части его тела, орудия и пр. Эти «слова»

говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях, сосудах и т.д. Из них

мы узнаём, что у шумеров были плуги, повозки, корабли, возы на полозьях,

различные орудия и утварь. Позднее пиктограммы стали заменяться

идеограммами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги,

например, стал означать не только ногу, но и различные действия, связанные

с ногой. Первоначально таких значков, в которых нелегко было разгадать

прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число

сократилось на две трети; одним и тем же знаком стали обозначать одинаково

звучащие или однокоренные слова, например, слова, обозначавшие орудие

пахоты и пахоту. После этого оставалось уже сделать всего один шаг, чтобы

знаки приобрели чисто звуковое значение – возникло слоговое письмо. Однако

ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали

следующего шага – не создали алфавитного письма

Создали шумеры и системы счисления – десятиричную и

шестидесятиричную. При помощи соответствующих символов они научились

обозначать как очень большие величины, так и самые малые дроби. Мягкой,

пластичной глины было сколько угодно под руками. Под лучами солнца она

быстро высыхала, превращаясь в камень. Не было недостатка и в тростнике, из

которого делались палочки для письма. Может быть этим объясняется страсть к

письму, так владевшая шумерами, да и их преемниками в Месопотамии?

Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см

в длину и 2,5-3 см в ширину) и «пузатых» глиняных табличках. Со временем

они становятся крупнее (11 х 10 см) и более плоскими.

Попытки хотя бы приблизительно датировать время возникновения

письменности у шумеров ведут к таким же запутанным и ожесточённым спорам,

как и вопрос об их происхождении или времени появления в Месопотамии.

Предметом дискуссии является, например, датировка упомянутого выше

письменного документа – камня с пиктографическими знаками. Однако,

поскольку в археологических слоях, относящихся приблизительно к 2900 г. до

н.э. находится уже много табличек с идеографическими знаками вместо

рисуночного, можно сделать вывод, что с момента возникновения древнейших

записей прошло, по меньшей мере, 200-300 лет. Если допустить, что

письменность шумеров не могла развиться за такой короткий срок – а они

пришли в Месопотамию незадолго до эпохи Урука, - то возникает

предположение, что шумеры владели искусством письма ещё на своей прародине.

Археологический материал, относящийся к этому времени, необычайно

богат и выразителен. Благодаря ему учёные смогли с большой достоверностью

восстановить внешний облик шумерских городов-государств, их общественно-

политическую структуру, занятия жителей и религиозные верования. Раскопки

рассказывают о том, как набирало мощь государство шумеров, как развивалось

их ремесло, торговля, зодчество. Поражает и восхищает темп культурного и

экономического развития Шумера. Как мало понадобилось времени, чтобы вместо

облепленных глиной тростниковых хижин появились огромные постройки, чтобы

безжизненные, затопляемые во время разлива рек или, наоборот, безводные и

пустынные районы превратились в цветущие сады, поля и луга, разрезанные

сетью ирригационных каналов, которые служили также и для судоходства. Даже

при самом беглом обзоре достижения шумеров в области материальной культуры

в эпоху Урука поражаешься необычайной жизнеспособности этого народа и

многообразию его талантов. Это был народ строителей, художников, хороших

организаторов и т.д.

Экспансия шумеров, отголоски которой запечатлены в позднейшем эпосе,

вела на север. Соперничавшие между собой города-государства всячески

старались укрепить свою мощь. Процветает торговля, растёт сеть

ирригационных каналов, расширяются площади орошаемых земель, развиваются

религиозные культы – один из важнейших элементов духовной жизни шумеров,

считавших, что люди созданы богами и являются их собственностью, а поэтому

должны служить богам и умножать их богатство и благосостояние. Шумерские

города-государства ревниво оберегают свою территорию, независимость,

внимательно следят за успехом друг друга, готовы в любой момент напасть,

захватить, подчинить. То и дело вспыхивают войны за власть. Предпринимаются

даже попытки захватить господство над всем Шумером.

За короткое время после вторжения в Двуречье в социальной структуре

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.