бесплатно рефераты
 

Шпора по культурологии (институт)

Шпора по культурологии (институт)

Билет 6

|29 Позднее |

|средневековье. |

|Готический стиль. |

|Интенсивно |

|используются витражи|

|мозаика, здания с |

|тонкими стенами и |

|перекрытия, |

|стрельчатая арка |

|заостренная кверху в|

|виде стрелы, большие|

|окна. Собор |

|Парижской |

|богоматери, собор |

|святого Вита, Санта |

|Марии, Миланский |

|собор. Скульптуры |

|пополнели т.к. |

|душа-в теле. Театры |

|бродячих актеров – |

|библейские и |

|простонародные |

|сюжеты. Верить – |

|значит |

|понимать-Августин. |

|Музыка –король |

|Навары Тибо, Ричард |

|львиное сердце |

|6 Исск как ядро |

|худож К |

| искусство |

|оценивает мир |

|формирует дух. облик|

|людей, их чувства, |

|мысли, |

|мировоззрение, |

|пробуждает |

|творческие |

|способности. И. |

|Связано с нац. к-рой|

|виды И.: арх(созд. |

|соор. Для общ. и |

|частной жизни |

|людей); |

|скульп.(монум, |

|станк, |

|декор)(объемное |

|претворение худ. |

|форм в |

|пространстве); |

|жив.(монум,станк)(пр|

|едст образов с |

|помощю красок (воск\|

|темпера\ масло) и |

|твердой поверх) |

|графика(ст\ книжная\|

|газ-жур\ прикл\ |

|плакат) |

|(рисунок+текст); |

|дек\прикл\исск(быт |

|предм.,облад. |

|худ-эст ценностью); |

|дизайн(формир. |

|предметной |

|среды)(выр\ср: |

|пропорции\ ритм\ |

|контраст); |

|лит-ра(матер. |

|носитель-слово)(проз|

|а\ поэзия\ драм); |

|музыка(симф\ опер\ |

|камер\ легкая\ |

|др)(жанры: песня\ |

|танец\ сонет\ сюита\|

|симф\ опер\); |

|театр(драм действие |

|перед зрит)(пьесса\ |

|либретто\ импров\ |

|пантомима); |

|хореография(танец); |

|кино(синтетическое) |

Билет 27

|49.Серебрянный век. |

|Реалистическое |

|направление в |

|лит-ре: |

|Мамин-Себиряк, |

|Гарин-Михайловский, |

|Чириков, Шмелев, |

|Алексей Толстой, Д. |

|Бедный. Декадентское|

|направление Н. |

|Минский, Т. |

|Мережковский, З. |

|Гиппиус, Ф. Сологуб,|

|Бальмонт, Брюсов. |

|Символисты, Блок, |

|Бедный. Лозунг |

|декадентов и |

|символистов: |

|«Искусство ради |

|искусства», отказ |

|от реализма, от |

|участия в |

|общественной борьбе,|

|проповедовали |

|крайний субъективизм|

|и индивидуализм. |

|Творчество |

|проникнуто |

|настроениями упадка |

|и мистицизма. |

|Модернизм в театре: |

|создание МХАТа |

|Станиславским. |

|Актеры: Качалов, |

|Москвин, Леонидов. |

|Музыка: |

|Римский-Корсаков |

|«Садко», «Золотой |

|петушок». Симфонии: |

|А.К. Глазунов |

|«Раймонда», |

|«Времена года»; А.Н.|

|Скрябин, Балакирев. |

|Модернисты: Л.С. |

|Прокофьев, Н.Я. |

|Мясковский; Балет: |

|Стравинский «Жар |

|птица», «Петрушка». |

|Балерина – Анна |

|Павлова. Живопись: |

|Левитан |

|«Владимирка». Реал. |

|живоп.: Серов |

|«Девочка с |

|персиками», Челенис |

|«Небесная мельница».|

|Символисты: Врубель |

|«Царевна лебедь», |

|«Демон», «Пан». |

|Арх-ра: Внедрение |

|железобетонных и |

|металлических |

|конструкций. Жуков, |

|Шехтер, Щусев. |

|Наука: |

|Лебедев-физик; |

|Жуковский, Чаплыгин-|

|математика; |

|Циолковский-аэродина|

|мик. |

|59.Роль К исскуства |

|в деят оф |

| |

|Формирование |

|высокого уровня |

|культуры воинской |

|деятельности – |

|важная составляющая |

|служебной |

|деятельности |

|офицера – |

|воспитателя . |

|она включает моменты|

|: усваивать уенности|

|общей и специальной |

|культуры . |

|является носителем |

|этих ценностей то |

|есть быть частью |

|культурной среды . |

|создовать новые |

|культурные ценности |

|. |

|В структуре култ |

|воин-ой деят-ти |

|выделяются несколько|

|структурообразующих |

|элементов : |

|военно-технические |

|политические |

|нравственные и |

|эститеческие . |

|военно-техническая |

|культура выступает |

|как показатель |

|уровня и степяни |

|овладениями общими и|

|военнотехническими |

|знаниями . умения |

|практически |

|применять технику и |

|оружие в современных|

|боевых операциях . |

Билет 19

|19. Соц. Кул. |

|Динамика Сорокина |

| |

|Причина |

|закономерностей |

|развития общ-ва |

|является |

|существование |

|системы ценностей в |

|центре человек. |

|Каждый тип к- ры |

|определяется сист. |

|Ценностей и |

|человеком. Человек –|

|определённый тип |

|культуры. Труд |

|«Социокультурная |

|динамика» |

|предполагает |

|различать типы к-ры |

|по параметрам: |

|природа потребностей|

|и целей, реальности |

|, степень удовлет. |

|Нужд и потреб, метод|

|удовлетвор. |

|42. Киевской Руси.|

|Предпос ее формир… |

| Предпосылки |

|формирования: 6 век |

|– 9 век: |

|формирование |

|древнерусского |

|гос-ва. 988- |

|принятие |

|христианства на |

|Руси. Было 2 |

|культурных центра: |

|Киев и Новгород. |

|Особенности ДР |

|к-ры:1.Религиозность|

|, 2.Строгая |

|каноничность, |

|3.Имперсональность. |

|Киев становится |

|центром ДР гос-ва. |

|Культурные |

|памятники: собор |

|София Киевская-1035 |

|г., собор София |

|Новгородская-1045г. |

|В них использовалась|

|крестово – купольная|

|система. Золотые |

|ворота во |

|Владимире(1154 г.) |

|Приемы древней |

|живописи: фреска, |

|мозаика, иконопись, |

|Иконописцы: |

|Рублев”Георгий |

|победоносец”,”Ангел |

|– златые власа” (12 |

|век). Летописец |

|Нестор: “Повесть |

|временных лет.” |

|“Слово о полку |

|Игореве”(автор |

|неизвестен), |

|Владимир |

|Мономах”Житие.” |

Билет 16

|16. Теория К |

|антропологии Тайлора|

| |

|Тайлор(против теории|

|локальных |

|цивилизаций) к-ра |

|имеет единое начало,|

|неделимость мировой |

|культуры. Формы к-ры|

|как бы они ни были |

|различны имеют один |

|«корень» древнюю |

|культуру. Работа « |

|Первобытная |

|культура». |

|39. Реалистические |

|направления |

|современной |

| |

|Реализм возник как |

|преемник- оппонент |

|романтизма. Реализм |

|делят на |

|натурализм(отражение|

|действительности как|

|в зеркале), |

|критический |

|реализм(изображение |

|социальной |

|напряженности, |

|классовой борьбы), |

|и, до 90-х годов, |

|социалистический |

|реализм(изображение |

|утопической |

|социалистической |

|идеальной жизни). |

Билет 25

|57.Роль и место |

|музеев библ.в |

|культ. |

|В 1932 году при |

|президиуме ВЦИК был |

|организован комитет |

|по охране памятников|

|истории исксива и |

|культуре . по сути |

|дела кометет был |

|создан не для учета |

|имеющихся ценностей |

|ответственность же |

|за их сохранность |

|была возложенна на |

|соответствующие |

|исполкоммы. |

|Среди общественных |

|организаций особое |

|место и роль |

|принадлежит |

|всеросийскому |

|обществу охраны |

|памятников истории и|

|культуры которое |

|было основано в |

|1966г .Закон об |

|охране и |

|использование |

|памятников истории и|

|культуры определяет |

|парядок учёта |

|культурного и |

|исторического |

|наследия которое в |

|этой связи |

|подроздиляется на |

|памятники |

|республиканнского и |

|местного значения . |

|47. Культура России |

|1 половины 19 в. |

|Арх-ра: Классицизм |

|переходит в Русский |

|ампир (в европейский|

|классицизм вносятся |

|самобытные |

|черты).Тома де |

|Томано – здание |

|Биржи.Воронихин – |

|Казанский собор – |

|30-е годы(в честь |

|победы |

|1812г.);Монферано – |

|Исаакиевский собор –|

|1 пол. 19в. Роспись |

|- Карл Брюлов. Росси|

|– здание |

|генерального штаба, |

|арка генерального |

|штаба. Бове – |

|Большой театр – |

|Москва, театральная |

|площадь.Скульптура: |

|Клод – «Крылов в |

|летнем саду», |

|«Конь»(Москва).Марко|

|с – памятник Минину |

|и |

|Пожарскому.Живопись:|

|развитие разл. |

|жанров.Романтизм – |

|Кепренский, |

|Виницианов (народные|

|мотивы, русский быт)|

|«На пашне», |

|«Близнецы». Реализм |

|– Тропинин |

|«Кружевницы», |

|портрет сын. |

|Классицизм – Брюлов |

|«Последний день |

|Помпеи», «Всадница»;|

|Иванов «Явление |

|Христа |

|народу».Реализм(Крит|

|ический реализм: |

|Федотов «завтрак |

|аристократа», |

|«Вдовушка». |

Билет 4

|8: Типология К как |

|одна из проблем |

|культур? |

|Русская культура |

|представляет собой |

|третье начало, |

|уравновешивающее |

|восточную и западную|

|цивилизации. Свои |

|концепции |

|предлагали: |

|Достоевский |

|(соединение высших |

|слоев общества с |

|народом). |

|Толстой (смысл жизни|

|видел в усвоении |

|многовековой |

|народной мудрости и |

|в христианской |

|религии; руководство|

|моралью любви и |

|милосердия, |

|непротивления злу |

|насилием). |

|Бердяев ( религия |

|способствует |

|окончательному |

|объединению красоты,|

|добра, любви). |

|Вернадский, |

|Чижевский, Гумилев, |

|Маркарян, Мижуев, |

|Лихачев, |

|Гуревич(показали |

|связь между |

|культурной историей |

|человечества, |

|космическими |

|явлениями, |

|геологическими |

|процессами и |

|материальной жизни |

|общества). |

|Культура является |

|специфическим |

|способом бытия |

|человека, имеет свои|

|пространственные и |

|временные границы, |

|раскрывается через |

|особенности |

|поведения, сознание |

|и деятельность |

|человека, равно как |

|и через вещи, |

|предметы, речь, |

|символы и знаки. |

|26.К Древ. Востока |

|(Индия, Китай, |

|Япония). |

| |

|Прямолин. |

|Размерекноое развите|

|цивилиз. Человек не |

|теряет связь с |

|природой, человек |

|часть окр. мира. |

|Достижение нирваны |

|(наивыс. степень |

|совершенства). |

|Конфуцианство |

|(совокупность правил|

|и норм поведения |

|человека), Индуизм |

|(Юго-Вост. Азия, |

|аскетизм – способ |

|стать богом, бого – |

|часть природы), |

|Даосизм (основатель|

|Лао-цзы, дао- путь к|

|совершенству), |

|Буддизм (Стремление |

|слиться с буддой). |

|Каноничность, |

|схеметичность |

|живописи. Веды гимны|

|богам. Изобр. ис-во:|

|мелкая пластика, |

|статуэтки богов. |

|Страмбхи- столбы с |

|надписяим. Ступ – |

|памятный комплекс. |

Билет 9

|9. Представление о К|

|древнего человека? |

| |

|Духовный мир нашего |

|далекого предка был |

|миром культуры, |

|миром создания |

|значимых для его |

|души ценностей. В |

|них он познавал и |

|переживал окружающий|

|мир, себя в нем и |

|мир в себе. Человек |

|интенсивно и |

|плодотворно |

|трудился, создавал |

|много удивительного:|

|мифы, религиозные |

|представления, |

|орудия труда, |

|памятники искусства |

|и культуры, |

|повседневный опыт, |

|практические знания |

|о природе и себе. |

|Это помогло |

|следующим поколениям|

|в своем культурном |

|развитии. |

|Виды труда : |

|первичный( палка, |

|камень, дубина), |

|вторичный( то чем |

|делалось первичное).|

| |

|Первый предмет |

|религиозного |

|поклонения фетиш. |

|Вера в духов. |

|Европа, южная Азия, |

|северная Африка- |

|там первые памятники|

|культуры. |

| |

|32 Барокко |

|Барокко- |

|необычное.хар-ки( |

|яркость чувств, |

|порывистость, |

|страстность, |

|преувеличения и |

|излишества, |

|чрезмерная |

|величественность.пок|

|орило европу, |

|америку. |

|Живопись(Микеланджел|

|о караваджо «мальчик|

|с лютней»), |

|скульптура(Бернини |

|«экстаз святой |

|терезы»), Рубенс, Ян|

|Стен. Отпечаток на |

|весь быт чела; |

|изделия( мебель, |

|мода, стиль жизни. |

Билет 23

|23 конц |

|Вернадского, |

|Чижевского Гумилёва.|

| |

|Вернадский – учение |

|о ноосфере |

|(послееднее из |

|многих состояний |

|эволюции биосферы, |

|происходит процесс |

|трансформации биосф |

|в ноосферу. |

|Чижевский – |

|концепция |

|взаимодействия |

|космоса и историч. |

|процесса, связь |

|человека с Вселенной|

| |

|Гумилёв- космич. |

|Энергия влияет на |

|отдельных людей( |

|кассионарии), |

|которые потом |

|вплёскивают эту |

|энергию в общество. |

|Теория развития |

|этносов( сначала |

|всплеск космич |

|энергии порождает |

|«пассионарность» |

|этноса примерно наа |

|1000 лет, затем идёт|

|умирание этноса) |

|64. Диссидентская |

|кул-ра советской |

|России. |

|Дис-ты: ак-к |

|Сахаров, пис-ли |

|Солженицин, |

|Максимов, муз-ты: |

|Растропович, |

|Высоцкий, худ. Эрнст|

|Неизвестный. |

|Произ-я: Пастернак |

|“Д-р Живаго”, фильм |

|”Вечный зов” |

|Хар. черты: |

|антисоветизм, |

|антикоммунизм, |

|Появ-ся худ-ки |

|70-ки;Предст-ли: |

|Назаренко, |

|Ситникова. |

Билет 17

|17. Фрейдизм и |

|неофрейдизм о |

|проблемах К |

| |

|Фрейд: человек |

|постоянно страдает |

|от каких-либо |

|комплексов по |

|причине противоречия|

|желаний человека и |

|неудовлетворённости |

|этих желаний. |

|Человек перемещает |

|(сублимирует) |

|потенциал от |

|биологических |

|потребностей к |

|духовным в |

|результате влияния |

|к-ры. |

|Школа культурного |

|психоанализма. |

|Юнг (последователь):|

|объясняет |

|происхождение |

|культуры ещё и |

|коллективной |

|бессознательностью. |

|Носитель этого – |

|аретип ( результат |

|спонтанного |

|порождения образов |

|мозгом), сознание |

|человека формируется|

|под воздействием |

|нескольких |

|архетипов. |

|40. К массов. и |

|к-ра элитарная. |

|Массовая к-ра – это |

|следствие массового |

|общества. |

|Противоречия: |

|разделение массовой |

|к-ры на 3 уровня: |

|высшая(элитарная), |

|к-ра средних |

|социальных слоев |

|общества, |

|вульгарная(низшая)- |

|массовая. Особое |

|место занимает кич |

|(от немецкого – |

|халтура). В массовой|

|к-ре глубина |

|проникновения в |

|существо явлений |

|почти всегда |

|ничтожно. Основн. |

|черта- удовлетворени|

|потребностей |

|человека. По поводу |

|массовой к-ры |

|Ортега-и-Гассет |

|сказал: “Герои |

|исчезли, остался |

|хор.” |

|Фрейд:”Сегодня |

|сформировалась |

|массовая душа.” |

|Массовая к-ра |

|развивается по |

|закону рынка, |

|появилось |

|коммерциализированно|

|е искусство. Бэлл |

|:”Рост |

|информативности, |

|коммуникавтивности- |

|причина |

|возникновения |

|массовой к-ры.” |

|Массовое сознание |

|носит характер: |

|прагматичный, |

|классовый, |

|консервативный. |

| |

Билет 30

|52. Отеч. к-ра ВОВ |

| |

|Основные силы |

|работников культуры |

|и искусства были |

|направлены на |

|художественное |

|обслуживание фрониа |

|и тыла. Публицистика|

|– А. Толстой, |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.