бесплатно рефераты
 

Славянский костюм

именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В

Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в

рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить

(отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что

позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам,

которых лишали сана.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс

обычно был в ширину 1,5— 2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а

иногда его сплошь покрывали узорными бляшками — по ним-то и удалось

восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в

забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной

верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи,

и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить.

Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к

племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни

профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по

всей Восточной Европе. Учёные видят в этом свидетельство широких связей

между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён, есть

даже термин — «дружинная культура».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для

такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил

смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись

порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные

быки. Вряд ли мы ошибёмся, предположив, что именно из турьей кожи делались

воинские пояса, ведь охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым

врагом, и, может быть, тур, посвящённый Богу Грозы, был своеобразным

воинским «тотемом». Впрочем, существовало поверье, что такие пояса хорошо

помогали роженицам. Кстати, рожающая Богиня изображена на бляшках пояса,

найденного вместе с древностями одного из финно-угорских народов — соседей

славян. Учёные считают, что этот ремень имел ритуальное назначение.

Следует, однако, учесть, что ритуальным смыслом обладали буквально все

предметы воинского снаряжения; об этом говорится в главе «Кольчуга». А о

том, как соотносились и перекликались символы женственности и мужества,

рассказывается во многих главах, например «Шейные гривны» и «Женский

головной убор».

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных

предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. В Скандинавии связка ключей у

пояса была своего рода символом власти домовитой хозяйки, а славянским и

финским женщинам непременным атрибутом казался игольник — маленький футляр

для иголок. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной

мелочи, называлась она «карман». Историки пишут, что пришивать (или

пристёгивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь

поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой,

вернулись в наш обиход.

...Когда хоронили умершего, пояс обычно расстёгивали, чтобы не мешать

душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Если

не сделать этого, мёртвый, считалось, не обретал покоя и мог, чего доброго,

повадиться вставать по ночам!

[pic]

2.8 Штаны

Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью

мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не

всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой,

которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Галлию

(современную Францию) римляне называли не только «Галлия комата» —

«косматая Галлия», из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со

вздыбленными волосами, но и «Галлия брактеата» — «Галлия-в-штанах»,

поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны. Исследователи считают,

что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам,

кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с

необходимостью ездить верхом.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся

изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между

штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если

пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут,

что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в

онучи.

Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков

полагает, что там изображены славяне или предки славян) — они могли быть

покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка —

«гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку.

«Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги,

потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина»

кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного

выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике.

Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только

верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший

украинский костюм в этом смысле является исключением.

Другое название одежды для ног—«портки», а также «ноговицы».

Знатоки русского языка пишут, что слово «штаны» пришло к нам из

тюркских языков примерно в XVII веке и первоначально произносилось «штоны»,

что ближе к оригиналу.

А «брюки» вошли в употребление только при Петре I. Это слово

заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили

кельто-древне-римское «брака», обозначавшее всё ту же «варварскую» одежду

для ног...

[pic]

2.9 Понёва

По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява»)

первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса».

Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само

одеяние, а материю, из которой его делали, — разновидность полушерстяной

ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и

этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую

получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию (см.

главу «Взросление»). Недаром ещё недавно в русском языке существовало

особое выражение о наступлении физического взросления девочки—«рубаху

сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки

взрослой одеждой,, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва

кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней.

Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением

«натягивать», «надевать».

По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой

три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали

сшивать, оставляя один разрез — спереди или на боку. В таком виде удобные,

нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они

такой же длины, как и рубаха, — до щиколоток или до икр, смотря как было

принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было

подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось — носить понёву «кульком».

Подворачивали понёвы и на праздниках — с целью показать богато вышитый

подол рубахи.

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или

«растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В

этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое —

«прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его

надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились

остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю

понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины —

самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые

ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же

вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.

(О траурных цветах рассказывается в главе «Свадьба».)

Все, кто читал исторические романы, знает о «килте» — мужской юбке

горцев Шотландии — и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки

умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в

килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России ещё в начале XX

века по клеткам крестьянской понёвы можно было угадать губернию, уезд и

даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии

носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей.

На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с

пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова

преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки

подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков — к

древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую,

Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые

понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были

красными.

А вот близкие соседи славян — скандинавы, фин-но-угры и балты —

предпочитали совсем другой вид женской одежды. У них она состояла из двух

полотнищ — сзади и спереди, — соединённых поверх рубахи наплечными лямками,

часто на пряжках. Учёные пишут, что эта одежда оказала определённое влияние

на русский костюм: под её воздействием к середине или концу XIV века

появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только вот именовали его

тогда по-другому— «саян», «ферязь», «шушун» и так далее. А «сарафаном» до

XVII века называлась... МУЖСКАЯ длинная верхняя распашная одежда. На

женское платье это слово перешло потом.

[pic]

[pic]

3. ОБУВЬ

По мнению археологов, детская, мужская и женская обувь древних славян

имела примерно одинаковый фасон, различаясь в зависимости от пола и

возраста в основном размерами и особенностями отделки. Как правило, обувь

надевали не на голую ногу. Существовали вязаные носки — «копытца». Они не

имели пяток, и вязали их (по-древнерусски «плели») с помощью одной костяной

спицы. Носки с пяткой, связанные на нескольких спицах, долго назывались

«немецкими».

Но чаще всего обувь надевали всё-таки на онучи — длинные, широкие

полосы ткани (холщовой или шерстяной), которыми обматывалась нога ниже

колена. Онучи носили и мужчины — поверх штанов, и женщины — прямо на голую

ногу. Любопытно, что под влиянием финно-угорских соседей у некоторых

славянских племён (особенно в Верхневолжье) сформировались своеобразные

понятия о красоте. Красивая женщина, считали в этих местах, непременно

должна иметь полные ноги. Стараясь понравиться, тогдашние модницы

наматывали онучи потолще — иногда и по две пары...

Онучи надевали даже в летнюю пору, собираясь идти босиком. Часто поверх

них натягивали нечто вроде гетр или чулок — может быть, именно они и

назывались «ноговицами». Вообще учёные полагают, что народная память

сохранила воспоминания о древнейшей, примитивной обуви, которую

[pic]наматывали на ногу и называли «онущей» или «онучей»,— во всяком

случае, в языке древних памятников это слово приобретает иногда значение

«обувь», и лингвисты прощупывают в нём родство с древними словами,

указывающими «на, в, через». Только впоследствии, пишут учёные, была

изобретена «верхняя» обувь, которую «обували» уже на онучи. Так слово

«обувь» и осталось в языке в качестве общего понятия, а другие термины —

«обувенье», «обутель», «обуща» — позабылись.

Какой же была эта обувь? В основном — кожаной либо сплетенной из

древесной коры. Деревянной, столь распространённой в Западной Европе,

древние славяне не знали. Что же касается обуви валяной, то тут единого

мнения нет. Некоторые авторы категорично заявляют, что в валенках наши

предки не ходили. Однако в земле валяная обувь сохраняется плохо, так что

отсутствие археологических находок не является стопроцентным аргументом

«против». А вот связи со степными народами, большими искусниками по части

войлока, существовали с момента зарождения славянства...

3.1 Лапти

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти—«лапти»,

«лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название,

зачастую сплетённые не только из лыка, но и из

[pic]

берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание»

(подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей — например, в прямую

клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и

вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи

предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей

частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне,

дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку. Плетение

лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально

«между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что

он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям!

Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных

мастерских не было очень долгое время. При археологических раскопках во

множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для

плетения — кочедыки.

Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Учёными

найдены кочедыки, изготовленные ещё... в каменном веке. Вот как давно

появились первые лапти! О глубокой древности лаптей свидетельствует, между

прочим, такой эпизод. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке,

лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях!

Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и

у некоторых неславянских народов лесной полосы — финно-угров и балтов, у

части германцев.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок— кожаных «поворозов»

или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени,

прихватывая онучи.

Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует

доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень

малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели —

за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний

путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеры

лапти сплести» — гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал

даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре

лаптей. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать

целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно

рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена),

березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно,

однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям,

поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными

способами брать часть коры, не губя дерева. Этнографы пишут — такие приёмы

были известны, например, американским индейцам, умудрявшимся раз в

несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы...

Или весь секрет в том, что, по авторитетному мнению учёных, большая

часть народа — как в городах, так и на селе — от снега до снега ходила в

основном босиком?..

«Как лапоть сплесть», — говорили наши предки о чём-либо совсем уж

простом и незамысловатом. Однако в этой маленькой статье рассказана лишь

незначительная доля того, что можно прочитать о «простом» лапте в серьёзной

научной литературе. Ибо «простым» что-либо бывает только на первый взгляд.

3.2 Кожаная обувь

Лапти всегда были обувью преимущественно деревенской, в городах же

предпочитали кожаную (на деревянных мостовых древнерусских городов лапти

снашивались особенно быстро). Более того, лапти порою оказывались признаком

слабого племени, не способного себя защитить. По убеждению древних славян,

уважающему себя народу приличествовала кожаная обувь. Вот пример из

летописи, датированной 985 годом. Боярин Добрыня осматривает захваченных

пленников-болгар и обращает внимание, что все они в сапогах.

«С этих дани мы не получим, — говорит он своему племяннику, князю

Владимиру. — Пойдём лучше поищем себе лапотников...»

[pic]Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на

деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на

правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её

разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно

такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы

отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой

— на правую. С современной обувью проделать подобное было бы

затруднительно.

А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением

обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали

цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая

рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо

всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков

хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились,

правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их

мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком

«социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного

положения, совсем не обязательно отражая реальность.

Не вдаваясь в подробности, кожаную обувь наших пращуров можно

подразделить на три большие группы: поршни, башмаки, сапоги.

3.3 Поршни

Как показывают материалы раскопок, простейшие поршни («порабошни»,

«прабошни», «порошни», «постолы») делались из одного куска кожи, стянутой

по краям ремешком (не отсюда ли и ещё одно название — «моршни»?). Вероятно,

в глубокой древности, для поршней использовалась даже не кожа, а части

обработанных простейшим образом (окуренных дымом) шкур или цельные шкурки

мелких животных. Такую обувь легко было приспособить для любого размера

ноги, меняя натяжение ремешка. Надо полагать, эти свойства поршня и дали

ему имя: часть лингвистов возводит его к уже знакомому нам слову «порт» в

значении «тряпка», «лоскут». А другие объясняют его происхождение от

прилагательного «порхлый» — «мягкий», «рыхлый». Не случайно, должно быть,

мягкие поршни служили первой обувью для ребёнка; детские поршни найдены при

археологических раскопках.

Поршни крепились к ноге почти так же, как лапти. На некоторых древних

изображениях хорошо заметны косые перекрестья на голени, — это значит, что

человек был обут в поршни или лапти.

Более сложные и нарядные поршни имели прошитый носок и кожаную вставку

(нередко отделанную вышивкой или бахромой), которая прикрывала подъём.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.