| |||||
МЕНЮ
| Семиотика цвета в восточной и западной культурахЖивопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой другой. Супрематисты видят в белом пространстве всего символ неэвклидова n- мерного пространства, которое в свою очередь погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Черный Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла, противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние. Восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам. Образуется цепочка символов черный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия. У древних индусов черный цвет соответствовал понятию «тамас» -- состоянию сдавленности, угнетенности. В средневековой Японии черный – знак печали. В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради вознесения души и ее блаженства в жизни будущей. В иконописи только глубины пещеры – символ могилы, ада – закрашиваются черной краской. Это значение цвета было настолько устойчивым, что наиболее тонкие живописцы, желая избежать его там, где требовался черный цвет без всякой символики, или заменяли его темно-синим и темно-коричневым, или же корректировали его сине-голубыми бликами. Черный цвет имеет также и позитивные значения. У африканского племени ндембу черный символизирует дождевые тучи; черные животные и птицы приносятся в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половым влечением, со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены, а как любовницы. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств черноты – то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха» («Тысяча и одна ночь»). В древнейших индийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие» белого, т.е. такой яркий цвет, который не может быть воспринят человеком, ослепляет его, т.е. тождественен тьме, черному. Затеи эта же мысль встречается и у Платона. Этот невидимый глазом свет, тождественный мраку, -- не что иное, как бог, непознаваемый в своей сущности. Библейские тексты не оставляют никаких сомнений в аксиологии черного (как, впрочем, и других цветов): то, что сотворено Богом, не может подвергаться человеческому суду. Он создает и свет, и мрак в свое время и в своем месте, и творение Его всегда исполнено мудрости и гармонии. В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. Но в народном изобразительном прикладном искусстве черное вовсе не отрицается как мрачный цвет. Он используется для фона в лаковых миниатюрах Палеха, Мстеры, в жостовский подносах, в городецких росписях, в керамике и т.д. Триада красный – белый – черный широко распространена в оформительском искусстве и рекламе. В зависимости от ситуации этот цвет может быть и мрачным, и веселым, и траурным, и жизнеутверждающим. В некоторых европейских странах черный считается нарядным, выходным. Зеленый Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека. Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека. Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти и привилегированного социального положения, т.е. в древних государствах Востока. Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон». В Древнем Египте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога- злака, умирающего и воскрешающего каждый год. В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «galbini mores» -- «зеленоватые» (т.е. изнеженные, извращенные) нравы. В традиционной культуре Японии зеленый цвет – в числе самых любимых. Символика его целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом». Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого. В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь. В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этим цветом ассоциировались все блага, которые исходят от растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии. Для араба зеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны. В средние века существовал обычай дарить девушкам к майским праздникам зеленые платья. «Цвет жухлой травы» означал долголетие, «цвет темной зелени» считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников «цвет ивовых прутьев» означал в XVI – XVII веках отчаяние, грусть, одиночество. После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика. Входят в моду деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы. Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени садов, лесов. В XIX и начале XX веке стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы. Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных ламп делали из зеленого стекла. Зеленый – антипод красного, зеленый порождается глазом, если на него воздействовать красным цветом. Зеленый так же амбивалентен, как и красный. В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом. В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд. В средневековой индийской литературе зеленым кодируется отвращение. В XX веке семантика зеленого явно сдвигается в негативную сторону: например, психически больные люди очень любят насыщенный зеленый цвет, особенно в сочетании с желтым и фиолетовым. Желтый Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого. В спектре он занимает промежуточное место между этими основными цветами. Поэтому о желтом можно отчасти сказать то же, что и о красном, а отчасти – то же, что и о зеленом. Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя. В древнем Китае желтый был цветом земли (Кунь) и женского начала (Инь). В Древней Греции очень любили ярко-желтый цвет (шафранный). Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли желтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветленным), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалось носить желтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в желтое. В культуре ислама желтый – это цвет священной коровы, первой жертвы людей Аллаху. В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, т.е. как символ божественности и царственности. И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности, вероломства, греха. В японской классической поэзии желтый – цвет увядания, символ осени. В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был символом бессмертия. В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом недоверия, подозрения в неверии. В XX веке негативное отношение к желтому нарастает. В. Кандинский ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом связан с безумием. Андрей Белый исследовал творчество Гоголя и нашел, что по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозе нарастает количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. Желтый цвет был любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных. Л. Миронова считает, что сейчас символика желтого в основном негативна («желтая пресса», «желая карточка»). На мой взгляд, это утверждение достаточно спорно. Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться. Желтому недостает солидности характера, которым в полной мере обладает зеленый цвет. Зато у желтого есть нечто дружественное, легкомысленное, искрящееся и счастливое. Синий Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он – антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе. В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы. Если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира. В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самого себя. На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками луны и солнца. В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим цветом. В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем красные и зеленые). В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены. В мусульманской Индии синий или голубой были знаками печали и траура. Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. Он очень интенсивно используется. По сравнению с голубым, чистый синий – легкий, свежий, «в его расцветке лучше думается» (К. Петров-Водкин, «Самаркандия»). В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» («О духовном в искусстве»). Человек "голубой крови" имеет благородное, аристократическое происхождение. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Тёмно- синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя. Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств. Фиолетовый Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник особенного психологического воздействия этого цвета. Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть (С. Рубинштейн), он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа (М. Нордау), задерживает деятельность(М. Дерибере). Но вместе с тем фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека. В средневековой Японии фиолетовый был символом любовной страсти. В XIX и ХХ веках в фиолетовом ощущают главным образом нечто таинственное, иррациональное, пугающее. И. Гете в учении о цвете замечает в фиолетовом беспокойство и утомляющее действие: этот цвет не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство. Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он балансирует между живым красным и мертвым синим, между горячим и холодным, между материальным и духовным. Но угнетающее начало в нем преобладает. Серый Серый – цвет бедности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности, в средневековье и в эпоху Возрождения этот цвет совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, недостойным уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у римлян символизировал зависть. У античных и средневековых авторов очень редко встречаются упоминания о сером. На древнем Востоке в знак скорби посыпали голову пеплом. В древней русской литературе и фольклоре серый или сизый – это цвет хищных животных и птиц (серый волк, сизый орел), на него как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным цветом одежды крестьянина. Но примерно с XVI века серый цвет приобретает ценность. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе. В XVIII веке он становится уже элегантнейшим цветом. Появляются оттенки серого – перламутровый, жемчужный, «цвет голубиной шейки», голубовато- и зеленовато-серый. Эти легкие, светлые, ненавязчивые цвета создавали в интерьерах благоприятную среду для галантного времяпрепровождения при дворах королей и дворян. В XIX и ХХ веках серый (более темных оттенков) был принят как самый «практичный» цвет в одежде, самый спокойный в интерьере. Серый стал символом хорошего вкуса, хорошего тона. Появилось выражение «благородный мышиный цвет». Этот цвет как бы скрывает личность носящего его, облекает не только его тело, но и душу, так как другие цвета о чем-то говорят, а серый молчит. Серый дает отдых усталым нервам современного городского человека. Средне- серые и темно-серые оттенки хороши на матовых и «благородных» фактурах, тогда как в масляной окраске могут вызвать негативные эмоции. Оранжевый Оранжевый – это цвет детского веселья, тепла и уюта. Этот цвет не относится к основным, соединяет в себе свойства красного и желтого. Он дает «мягкий отблеск заходящего солнца. Поэтому он также приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде» (И. Гете). Оранжевый особенно любят дети. Каких-либо самостоятельных символических значений этот цвет не имеет. В целом – веселый, радостный, тонизирующий. Однако в загрязненном и разбеленном виде он легко приобретает негативные оттенки (слащавость, сентиментальность), становится мутным и «мыльным». Коричневый Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен и во всех природных объектах ценится людьми. Но в древности и средние века этому цвету придавали негативный смысл и малую ценность. В Древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпены; для высших классов общества этот цвет был запретным. В средние века в культуре ислама коричневый цвет воспринимается как цвет распада и разложения. В средневековой Европе коричневый цвет считался самым уродливым. В конце XIX – начале ХХ века коричневый колорит приобретает неблагоприятные эмоциональные оттенки и негативную семантику. Мастера стиля модерн выражают в этом цвете настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Вместо заключения Как мы видим, мир цвета очень интересен и многогранен. Противоречия в понимании того или иного цвета встречаются не то что в разных культурах, но и в рамках одной. Я думаю, понимание основных значений цветов во многом поможет объяснить некоторые вопросы, которые могут возникнуть при изучении традиций и обычаев восточных и западных стран. Литература Антропова Т. Интернациональный язык цвета (ч. 4) (интернет) Козлова Т. В. Цвет в костюме. – М., 1989. – 40 с. С. 6 – 19 Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. – М., 1993. – 207 с. С.172 – 187 Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с. С.33 – 93 Монастырская Е. Символика цвета (интернет) Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|