бесплатно рефераты
 

Рыцарство и монашество как образ жизни

существовал целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили

принародно на площадь, герольд спрашивал присутствующих: «Кто этот рыцарь?»

Ему отвечали: «Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй», затем с

«рыцаря» снимали шлем, доспехи, щит и т.д., герольды приговаривали: «Этот

щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, негодяя». Раздев

полностью «рыцаря», его обливали теплой водой, полукафтанье его разрывали,

меч ломали и щит его раздробляли на 3 части. Затем виновного клали на

носилки и несли в церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы.

Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени

вины: например щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с

него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или,

например, за менее тяжкие преступления ограничивались рисованием на гербе

щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был

наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.

Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари

как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать

утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам,

отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи.

Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям

в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными

рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные

способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они

домогались чести померяться с этими мастерами своего дела.

Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они

добровольно, стараясь стать на сторону правого. Они изучали также

церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться

храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с

знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались

узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на

родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне,

странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать

злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли

они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Часто

несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их

пожаловали рыцарским званием или при котором они просто присутствовали на

торжественных празднествах, соединялись и целым обществом задумывали

странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для отыскания какого-нибудь

исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более

высокого предприятия. Герои, переходя из страны в страну, проезжая леса, не

имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты оружия;

они кормились единственно охотой.

Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал сладко в

замках, где удерживал его радушный прием. На воротах и башенных шпилях

подобных замков ставились золотые шлемы - условные знаки гостеприимства и

пристанища, готового для странствующих рыцарей. Таков был обычай, и пока

существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на

высоких местах своих замков, чтобы странствующий рыцарь мог войти в чужой

замок также смело, как в собственный.. Год и один день - обыкновенный их

срок для окончания предприятия. Но данной ими клятве они обязаны были,

возвратясь домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих

похождениях, промахах и бедствиях.

Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно

приключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время

странствий они придумывали их сами: они обнародовали, что в назначенном

месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то

условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и

славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его

исполнение - военным подвигом, поединком (pas d'armes), потому что

обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на

дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-

защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя,

они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на

деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали

всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если

несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось

столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти,

проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита

должен был драться.

Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари,

желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных

зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех

концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть

дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям

вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых

происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в

залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь

драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный

обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя

побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько

времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались

обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали

и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных. Во время поединков

ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали

танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны.

По возвращении из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок

патрона, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам

он был знатным принцем, даже в собственный.

Жизнь рыцаря в замке. Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом

рыцаря и его владений. Это был и дом и крепость и военный опорный пункт от

посягательств врагов. Население замка — очень большое, так как дети

вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из

широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к

башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни

были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-

нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Первые замки обносились

только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда

замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки

усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала

строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили

другие башни. Стена, ров и тын — главные элементы замка. Среди башен замка

была одна главная – донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же

еще и играл важное оборонительное значение – это была самая большая и

прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на

втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше

принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний

этаж.

Из башен замка, одна, меньшая по объему, возвышалась значительно над

другими; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня,

называвшаяся сторожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях

висели набатные колокола, в которые били тревогу, завидев неприятеля в

окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка

разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились

хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лагерем

вассалы. С другой стороны — донжон, где жил сеньор, который мог

отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с

провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо

стен, оборонительных башен и донжона были также часовня, оружейная

мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с

запасами съестного. Очень важным элементом замка был колодец. Именно он

снабжал жителей замка водой во время осады.

Как выглядел интерьер замка? В замке было несколько залов,

расположенных один над другим. Залы разделялись бревенчатым полом, позднее

начали делать каменные своды. Один из залов — главный. Здесь происходили

пиршества, танцы, выступления жонглеров. Зал был высотой 7 —.12 м, площадью

50 — 150 кв. м. Внутренние комнаты — спальня, склад для оружия, специальные

комнаты для рукоделия, кухня. В главной башне помещалась часовня. Башни

замка выглядели мрачными, так как окон было мало. Из-за громадной толщины

стен перед каждым из 2 — 3 окон зала были просторные амбразуры, на

ступеньку или две выше пояса. Здесь пряли жены феодалов свои бесконечные

пряжи, уныло напевая «песни прях» о несчастной любви Аэлиз или Идуан.

Занятия рыцарей. Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь

как можно чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир,

выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное

время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь

какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета —

сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили

весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни

в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера,

менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.

Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь

праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это

странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель, рассказывающий о

подвигах короля Артура. Что было на столе? На столе феодала было мало

хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, пойманную на охоте — это лоси,

кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу — куры, куропатки, лебеди,

журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь —

животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели

рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много травы — овощи, салат.

Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие

пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики,

фиги и апельсины. Пили сидр и пиво.

Любимое занятие рыцарей — охота. Уже юные рыцари привлекались к участию

в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота

была безумной страстью. Французский монарх Филипп II Август любил охотиться

все дни напролет во Франции и за ее пределами, охотился даже во время

крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и

необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была

регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в

заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь

расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса.

Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков,

медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в.

Это трудное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь

поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать

добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти

трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно

приручить молодого сокола. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень

благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь.

Смерть сокола — большая потеря для хозяина.

Другое развлечение феодала — игра в шахматы. В героических деяниях о

них много упоминаний. В средние века любили играть в шахматы даже дамы.

Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская с легкостью обыгрывала в

шахматы принцев крови Франции и Англии. Шахматы были огромных размеров,

делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего

белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II

Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии,

пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы

повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир — предлог покинуть свой замок,

сменить однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на

турниры была велика. «Божьи миры» ограничивали турнирную деятельность. В XI

— XIII веках церковь особенно резко выступала против турниров. Во время

турниров часто возникали злые ссоры, а рыцари, участвуя в турнирах,

отвлекались от главного своего дела — борьбы против неверных в Святой

Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и

уважения к даме. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому

рыцарю XII в. Годфруа де Прельи. Турниры происходили у одинокой крепости,

на границе двух фьефов или княжеств. Сеньор, обеспечивавший организацию

турнира, назначался заранее. Специальные глашатаи — герольды — выкрикивали

день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город

приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя окружала высокая

стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была арена,

отделенная перилами от зрителей. Для дам, судей и старейших рыцарей

устраивались ложи на деревянных подмостках. Герольды во время турнира

выкликали имена выступавших, слагали панегирики, в которых прославляли

подвиги рыцаря и его предков, обращались к дамам с просьбой остановить

сражение в случае необходимости. Турнир состоял из трех частей: вначале

конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва

мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив

три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада

деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя

сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой

после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные

особы — старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто

достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали

даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта

рыба считалась талисманом. После вручения награды победителя вели во

дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. Имена победителей

заносили в особые списки, менестрели сочиняли о них песни. Победитель

турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал

выкуп.

В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с

незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире

выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или

доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в

честь Дамы.

Турниры были настоящим праздником феодальной аристократии, они

привлекали много зрителей и участников. На протяжении XI — XIII веков

турниры переживали эпоху своего расцвета.

Такой образ жизни вели средневековые рыцари, такими были их занятия и

развлечения в мирное время.

Рыцарь на войне

Воевали рыцари очень храбро, очень мужественно, очень отважно, рвались

в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на

поле боя, но не отступить перед врагом. Страшнейшим обвинением для рыцаря

было обвинение в недостатке храбрости, поэтому можно себе представить с

каким рвением и нетерпением они яростно бросались в бой, бились бесстрашно,

иногда, порой, показывая просто чудеса храбрости: Ричард Львиное Сердце,

кстати прозванный так за свою храбрость, в одном из боев «так порывисто

один устремляется за сарацинами, что никто не успевает за ним. И король

исчезает из виду. Крестоносцы считали своего короля уже погибшим, когда он

возвратился к ним. Конь был в крови и пыли, а сам Ричард пронизан стрелами.

Очевидец сказал, что король походил на подушечку, со всех сторон утыканную

иголками.»

Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда

в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные

причины. Так, Ричард Львиное Сердце в битве при Арсуфе(третий крестовый

поход) отразив 2 атаки сарацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой

в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя

достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда

особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного

противника, и добивали раненного.

Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров,

например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и

слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось

заставить отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как

правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить

ни один полководец. Сколько королей лишились победы только потому, что

преждевременно теряли голову от страха!

В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота – каждый рыцарь

приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные

владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в.

исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же

слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем.

Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа

необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца

на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением

сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями

мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились

и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из

битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не

сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей

противника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-

то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых

щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного

таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.