бесплатно рефераты
 

Русская культура и общественная мысль в России \18 век\

только непродуктивен, но задерживает развитие земледелия, промышленности,

торговли и городов. Эйзен предлагал отменить крепостничество и отдать

крестьянам в собственность их земельные наделы. Он познакомил со своим

проектом придворное окружение Петра III и Екатерины II. Императрица в 1764

г. разрешила Эйзену опубликовать в Петербурге на немецком языке часть

труда. Эйзен принял участие в конкурсе, объявленном Вольным экономическим

обществом, на тему о праве крестьян на собственность, но его радикальные

взгляды не встретили поддержки. В ряде своих работ Эйзен продолжал

разрабатывать вопрос об отмене крепостничества в Лифляндии. Однако его

надежды на реформы сверху не сбылись.

Под влиянием французской буржуазной революции конца XVIII в. в

Прибалтике появились еще более радикальные сочинения. Весьма прогрессивными

воззрениями отличался валкский, позднее елгавский адвокат Людвиг Кенеман. В

1790 г. он написал труд «Соображения, достойные внимания». После

безуспешных попыток опубликовать его он вместе со своими сторонниками стал

распространять это произведение в рукописных списках.

Кенеман был приверженцем Руссо и Марата. Он резко критиковал

французскую «Декларацию прав человека и гражданина» 1789 г., возмущаясь

тем, что во Франции горсточка зажиточных людей захватила власть и выдает

себя за всю нацию, отстранив 19,5 млн. французов только за то, что они не

имеют собственности. Кенеман критиковал также буржуазное понятие свободы

отмечая, что пока существует имущественное неравенство, «естественной

свободы» не будет. Под «естественной свободой» Кенеман понимал право

каждого человека быть сытым, одетым и не нуждаться.

Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии

Р

езкая критика помещичьего произвола, протесты против захвата земель и

закрепощения государственных крестьян, против несправедливостей в судебных

и административных учреждениях раздавались и на заседаниях Уложенной

комиссии. Выступления дворянских депутатов Г. С. Коробьина, Я. П.

Козельского, крестьянских депутатов И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А.

Алейникова и др. были актами большого гражданского мужества, ибо их

оппонентами были генералы, князья и сенаторы. Императрица меньше всего была

склонна допускать обсуждение положения крестьян и крепостного права на

заседаниях комиссии. Во главе ее она поставила князя А. А. Вяземского и А.

И. Бибикова, незадолго до этого жестоко расправившихся с волновавшимися

помещичьими и приписными крестьянами. Оба они не остановились бы перед тем,

чтобы заставить наиболее «непослушных» депутатов сложить с себя депутатские

полномочия.

В выступлениях депутатов, осуждавших крепостничество, проводилась

мысль о том, что «невольническое рабство» является несчастьем для крестьян,

что на Украине оно «привело бедный малороссийский народ почти в крайнее

угнетение и разорение» и принесло ему «крайнее отягощение, нестерпимые

налоги и озлобление». Побеги крестьян, по их мнению, вызывались не ленью,

склонностью к пьянству и другими пороками, как утверждали крепостники, а

действиями помещиков, которые «несносны земледельцам, вредны всем членам

общества и государству пагубны». На обвинения крестьян в «пьянстве, лености

и мотовстве» Козельский ответил, что крестьянин «разумеет и вперед знает,

что все, что бы ни было у него, то говорят, что не его, а помещиково».

Самый трудолюбивый человек «сделается нерадивым во всегдашнем насилии и не

имея ничего собственного»[11]. Ликвидировать побеги можно не жестокими

наказаниями крестьян, а работой «вольной и не томной». По мнению

Козельского, повинности не должны превышать двух дней в неделю, а Поленов

утверждал, что для выполнения крестьянами повинностей на землевладельцев

вполне достаточно и одного дня. Управление крестьянами надлежало передать

их собственным выборным.

Однако позиция прогрессивных депутатов и участников конкурса была

непоследовательна и внутренне противоречива. Защищая интересы крестьян и

предлагая меры улучшения их положения, они, по меткому выражению Г. В.

Плеханова, «споткнулись о порог», которым был вопрос «о личной зависимости

крестьян»[12]. Первым попытался перешагнуть этот порог белгородский

однодворец Андрей Маслов. По его мнению, помещики «безмерно отягощают

крестьян», которые «каждый день беспосредственно на их работе находятся».

Помещик «того не думает, что чрез его отягощение в крестьянских домах дети

с голоду умирают; он же веселится, смотря на псовую охоту, а крестьяне

горько плачут, взирая на своих бедных, голых и голодных малых детей».

От этой «пагубы» крестьян не спасут ни отделение их земли от

помещичьей, ни регламентация их повинностей, ни расширение их имущественных

прав. Единственный выход Маслов видел в лишении помещика права на труд

крестьянина, в передаче земли крестьянам, в уничтожении всякой возможности

вмешательства помещика в их экономическую деятельность. Землевладельцам

следует оставить только часть податей, собираемых государством с сельского

населения. В этом случае помещиками «никто обижен не будет... и крестьяне

от невинных бед все избавиться могут законом»[13].

Депутаты Уложенной комиссии и участники конкурса не выступали с

требованием немедленной ликвидации крепостничества. Они лишь предлагали

меры по его смягчению, ограничению и постепенному изживанию. Но даже и эти

предложения были отвергнуты, а конкурсные работы оказались в архиве.

Просвещение и передовая русская общественная мысль

Т

ем не менее открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего

главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной

мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических

порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в

недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении.

Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить

будущее и их требования по крестьянскому вопросу не предусматривали

революционных методов. Они прежде всего были людьми эпохи Просвещения и

видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении

науки и знаний, в совершенствовании разума.

В этих целях представители молодой демократической интеллигенции еще

на студенческих скамьях начинали трудиться над переводами полезных книг.

Эти занятия они продолжали и будучи уже канцелярскими служащими в Сенате

или учителями в учебных заведениях. Своими переводами они приносили

посильную помощь делу распространения и демократизации знаний; их усилиями

великие ученые, мыслители, писатели различных стран и времен заговорили на

русском языке. В условиях того времени, когда оригинальных произведений

отечественной литературы было мало, переводы приобретали черты

самостоятельных произведений переводчиков, в которые они вкладывали свои

думы.

Помимо различных учебных пособий и обобщающих научно-популярных работ,

переводились произведения древних классиков, гуманистов эпохи Возрождения,

английских философов-материалистов и, наконец, современных французских

просветителей.

Сочинения французских просветителей ходили по рукам среди студентов

Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь.

Переведенные на русский язык еще в 60-х годах, они издавались для широкого

читателя. Своим содержанием эти сочинения расшатывали устои феодального

мировоззрения. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй

— все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать

перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от

него»[14].

Состав переводимых в России книг свидетельствует об интересе русских

читателей к социально-политическим и философским идеям французских

энциклопедистов.

Прежде всего русские переводчики обратились к знаменитой

«Энциклопедии», объединившей на своих страницах почти всех французских

просветителей. С 1767 по 1777 г. было переведено и издано отдельными

сборниками более 400 статей, среди них — наиболее важные философские и

политические сочинения, определившие собой идейное направление

«Энциклопедии»: «Политика» «Политическая экономия», «Правление»,

«Деспотическое правление», «Ограниченная монархия», «Демократия»,

«Самодержцы», «Тиран», «Узурпатор», «Естественное право» и др.

Переводчиками этих статей были преимущественно канцелярские служащие

Сената, воспитанники Петербургского академического и Московского

университетов: Я. П. Козельский, И. Г. Туманский, С. Башилов, И. У. Ванслов

и др.

Исключительное значение для русских современников имели сочинения

Вольтера. Изложенные в простой и доходчивой форме, они были особенно

понятны рядовому читателю. В последней трети XVIII в. было переведено на

русский язык и издано около 60 произведений Вольтера; некоторые из них

стали в России почти так же популярны, как и во Франции. Издатель «Словаря

исторического» В. И. Окороков объясняет увлечение трудами Вольтера тем, что

автор вложил в них «любовь к смертным и ненависть к утеснению».

Наряду с сочинениями Вольтера в России выходили и произведения других

энциклопедистов. В 60-х — начале 70-х годов на русском языке были изданы:

«Дух законов» Монтескье (в переводе протоколиста Сената В. И.

Крамаренкова), драматические произведения Дидро (в переводе сенатского

канцеляриста И. Яковлева), «Разговоры Фекиона» Мабли (в переводе секретаря

Коллегии иностранных дел А. Курбатова) и др. Особое внимание привлекал

Руссо; его страстная пропаганда демократических идей, изложенных с

подлинным художественным мастерством, нашла отклик у русских читателей. Н.

И. Новиков считал Руссо писателем, обретшим «славнейшие в нашем веке

человеческие мудрости», а Я. П. Козельский сравнивал его с «высокопарным

орлом, который превзошел всех бывших до него философов».

Крестьянская война 1773—1775 гг. обострила враждебное отношение

правящих кругов к идеологии передовых представителей русской интеллигенции.

Возрос надзор за их общественной и научной деятельностью. Под особый

контроль были взяты переводы и издания книг. Поэтому со второй половины 70-

х годов снизилось количество публикуемых переводов сочинений

энциклопедистов.

Новиковский период в истории просвещения

П

осле роспуска Уложенной комиссии главной трибуной передовой общественно-

политической мысли стали сатирические журналы Н. И. Новикова «Трутень» и

«Живописец», издававшиеся им в 1769—1773 гг. Не выяснено, кто писал

отдельные статьи: Новиков, Фонвизин, Радищев или неизвестные нам авторы,

поэтому целесообразно рассмотреть новиковские журналы в целом.

Предшественники Новикова критиковали крепостное право в экономическом и

юридическом плане. Новиковские журналы показали его аморальность, его

разлагающее влияние как на крестьян, так и на помещиков, которые, привыкнув

пользоваться даровым трудом, видят в крестьянах лишь рабочий скот,

превращают истязание их в развлечение, сами становятся «хуже зверей» и

«недостойны быть рабами у своих рабов».

Новиковские журналы дали целую галерею портретов помещиков. Одни из них

требовали, чтобы крестьяне «и взора их боялись», другие утверждали, что

«крестьяне не суть человеки» а «крепостные рабы», которые только для того и

существуют, чтобы «претерпевая всякие нужды, работать и исполнять волю

помещика исправным платежом оброка». Третьи гордились своим правом за

всякий пустяк «всем людям кожу спустить», четвертые восхищались

жестокостями при выколачивании оброков и умением получать «барашка в

бумажке».

Екатерина II запретила крестьянам жаловаться па помещиков. В связи с

этим новиковский «Трутень» опубликовал потрясающие по силе и достоверности

«копии с крестьянских отписок и помещичьего указа», которые звучали как

общерусская челобитная крестьян. В деревне неурожай, падеж скота, населению

угрожает голодная смерть и уже осенью «многие пошли по миру», но крестьяне

должны внести подати, отдать помещику оброк, заплатить бесконечные штрафы.

Неплательщиков «на сходе сек[ут] нещадно», продают их жалкое имущество и

снова «каждое воскресенье сек[ут]», хотя и знают, что «им взять негде»[15].

Новиковские журналы много места отводили обличению произвола и

взяточничества в административных и судебных учреждениях, где сидели

«дворяне без ума, без науки, без добродетели и воспитания». Резкая критика

крепостнических порядков, смелая полемика с Екатериной и разоблачение ее

политики были причиной непрерывных репрессий, которые обрушивались на

новиковские издания. Новиков неоднократно вынужден был менять форму

критики, названия журналов. Летом 1773 г., накануне Крестьянской войны,

издание их было запрещено.

В ряде вопросов буржуазная направленность общественно-политических

взглядов Новикова выступала еще отчетливее. В многочисленных изданиях той

поры, когда он стоял во главе типографии Московского университета

(1779—1789 гг.), Новиков подчеркивал значение «коммерции» в жизни общества

и утверждал, что для ее развития наиболее благоприятен республиканский

строй. Он публиковал статьи, в которых осуждался деспотизм, ведущий страну

к бедности и упадку, доказывались преимущества свободы экономической

деятельности и свободной конкуренции.

Новиковские издания этого времени подробно информировали читателей о

ходе революционной войны Америки за независимость и открыто выражали

симпатии к американцам, боровшимся за свободу. Особое внимание уделялось

тому, как в молодой республике решался вопрос о рабовладении; осуждалась

работорговля и приветствовалось ограничение рабства в Северных штатах.

Еще более показательны характеристики в новиковских изданиях «славных

людей нынешнего столетия». В их числе нет ни одного деятеля, связанного с

монархией и крепостничеством. Ими оказываются Монтескье, Вольтер, Рейналь,

Руссо, Франклин, Адаме, Лафайет, Вашингтон — идеологи грядущей французской

революции. Главной заслугой Вашингтона автор считал провозглашение

республики, которая будет «прибежищем свободы, изгнанной из Европы».

Выступления журналов Новикова свидетельствовали о его определенной симпатии

к республиканскому строю, почти не оставлявшей места для веры в

«просвещенного монарха».

За несколько месяцев до французской революции правительство отобрало у

Новикова университетскую типографию, а сам он два года спустя был отправлен

Екатериной без суда в Шлиссельбургскую крепость.

С. Е. Десницкий

О

дним из первых пытался выйти за рамки идеалистического понимания истории

человечества профессор Московского университета С. Е. Десницкий (умер в

1789 г.). Исторический процесс он связывал с развитием производительных

сил, разделением труда и изменением форм собственности. В этом отношении

суждения Десницкого опережали взгляды современных ему французских

просветителей; в противовес теории «общественного договора» он связывал

возникновение государства с имущественным неравенством.

Десницкий противопоставлял феодальной собственности и феодальному

государству буржуазную собственность и буржуазный строй. Он осуждал

крепостное право, ссылался на Англию, где отсутствуют «политические

препятствия» для развития сельского хозяйства, где оно «производится

добровольно... с несказанным рвением, успехом и совершенством». Десницкий

доказывал необходимость преобразования политического строя России,

предлагал учредить в качестве высшего законодательного и судебного органа

выборный сенат из 600—800 членов, обязанность которого состояла бы в

разработке новых законов и установлении налогов, в контроле за доходами и

расходами государства, в решении вопросов мира и войны. Сенат должен был

действовать непрерывно и находиться «безотлучно при монархе», его члены

должны были избираться па основе имущественного ценза.

Буржуазная направленность взглядов Десницкого выражалась в предложении

уничтожить сословные привилегии и установить формальное равенство всех

граждан перед законом, отделить административную власть от судебной, ввести

независимый, бессословный, гласный и равный для всех суд с адвокатурой,

присяжными заседателями и государственными прокурорами. Власть в городе, по

его проекту, передавалась учреждениям, купеческим по составу.

Десницкий требовал равноправия всех народов Российской империи,

равноправия женщин с мужчинами, прекращения религиозных преследований,

устранения вмешательства церкви в государственные дела, в вопросы науки и

просвещения. Говоря о преимуществах английских порядков, он вместе с тем не

идеализировал буржуазную Англию, с которой был хорошо знаком, так как

учился в университете в Глазго под руководством «отца классической

политической экономии» — Адама Смита. Десницкий писал, что в Англии нет

подлинного народовластия, что там правят «миллионщики», у которых «даже и

самое правосудие может быть нечувствительно на откупе».

Предлагая план изменения политического строя России, Десницкий все

свои надежды возлагал на реформы сверху, боялся крестьянских восстаний и

предостерегал, что не следует давать крестьянству повода к проявлению

неповиновения.

Масонство

С

воеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство,

возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму

противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы

— алхимия и кабалистические толкования. Масонство стремилось увести

современников от социально-политических вопросов, которые ставили перед

ними идеологи молодой буржуазии. Говоря о равенстве людей, масоны

переносили это понятие в абстрактный мир; они много рассуждали о гуманности

и просвещении, но гуманность ими понималась как «вспомоществование», а

просвещение — как средство для воспитания «доброго христианина» и

«покорного подданного». На место феодальных норм морали они выдвигали свои

столь же реакционные, но по форме более соответствовавшие духу времени.

В России масонские ложи приобрели особое значение и силу в 70-х — 80-х

годах, когда в них хлынула широким потоком дворянская интеллигенция.

Конечно, притягательной силой для них были не мистический ритуал и не

алхимические опыты, а масонское учение о религиозно-нравственном

совершенствовании, о послушании и братстве людей всех сословий. Этим они

хотели заменить идеи общественного равенства и классового антагонизма,

воскрешавшие в их памяти крестьянские волнения. Видный масон тех лет И. В.

Лопухин писал в 1780 г., что французские просветители «разум свой

соделывают орудием погубления людей... В какое несчастие повергся бы

человеческий род, если б удовлетворилось их пагубное желание и если б могли

подействовать змеиным жалом начертанные книги их». Тогда, говорит он,

крестьяне вышли бы из повиновения и не совершали больше «человеколюбивые

дела», т. е. перестали бы производить хлеб для дворян[16].

Среди масонов удивительно уживались набожность с вольнодумством,

просветительство с крепостнической идеологией. Именно эта особенность

масонства привела к тому, что при общей его реакционной направленности в

нем порой возникали и развивались прогрессивные начинания. Известно, что в

окружении московских розенкрейцеров 80-х годов развернулась огромная для

своего времени просветительская деятельность Н. И. Новикова, принесшая

широкому читателю сотни новых общеобразовательных книг и переводов

классиков мировой культуры. И тем не менее масонство отрицательно сказалось

на развитии передовой общественной мысли в России. Это видно хотя бы на

примере того же Новикова: в 80-х годах, когда он уже стал масоном, из его

изданий почти полностью исчезли острые общественно-политические вопросы,

которые он так смело ставил в своих журналах в конце 60-х - начале 70-х

годов.

5 Революционные общественно-политические взгляды

А. Н. Радищев

В

осстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной

войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали

возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот

перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-

1802 гг.), с его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву».

Радищев писал, что крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв». Дворяне

заставляют крестьян «шесть раз в неделю ходить на барщину», взимают с них

непосильные оброки, лишают их земли, применяют «дьявольскую выдумку» —

месячину. Помещики истязают крестьян «розгами, плетьми, батожьем или

кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, «продают в оковах как скот».

Ни один крепостной крестьянин «не безопасен в своей жене, отец в

дочери»[17]. Помещики оставляют «крестьянину только то, чего отнять не

могут,— воздух, один воздух». Из этого Радищев делал вывод о необходимости

«совершенного уничтожения рабства» и передачи всей земли крестьянину —

«делателю ее».

Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи

между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы

вельмож и «великих отчинников», в органах управления и судах царят

крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что

религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.

Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения

крепостничества из крестьянской среды скоро бы «исторгнулися великие мужи

для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и

права угнетения лишенны». Радищев наполнил понятие «патриотизм»

революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может

считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам

народа, кто борется за его освобождение, за установление «предписанных

законов естества и народоправления».

По Радищеву, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому

естеству состояние». Он утверждал, что истина и справедливость не живут в

«чертогах царских», что одежды царя и его приближенных «замараны кровью и

омочены слезами» народа, поэтому тщетны надежды просветителей на «мудреца

на троне». Мысль Радищева шла дальше: «Нет и до окончания мира примера,

может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей

власти»[18].

Своими произведениями «Письмо другу», «Беседа о том, что есть сын

отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга

в Москву» Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости

революции. В оде «Вольность», наиболее важные строфы которой он включил в

«Путешествие», Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей

победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует

день, когда «возникнет рать повсюду бранна», будут «ликовать склепанны

народы» и торопиться «в крови мучителя венчанна омыть свой стыд».

Праздником будет день, когда победит восставший народ.

После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол «воссядет

народ» и воцарится вольность - «вольность дар бесценный источник всех

великих дел». Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, «как могут

мстить себя народы», и «Карла на суде казнил».

Издавая «Путешествие из Петербурга в Москву», запрещенное в России,

Герцен писал о его авторе: «....Он едет по большой дороге, он сочувствует

страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком

слове его мы находим с ненавистью к насилью - громкий протест против

крепостного состояния»[19].

Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к

нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни

отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и

колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий

строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план

постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться

«совершенным уничтожением рабства».

Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти «звери алчные,

пиявицы ненасытные», согласятся на проведение реформ или что их осуществит

монарх. Он грозил помещикам что «рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в

отчаянии своем разобьют железом главы» своих ненавистных господ[20].

Радищев считал, что революция – не пустая мечта: «Взор проницает

густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое

столетие»,— писал он.

Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-

крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с

провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских

бунтов и выступлением с революционной программой.

С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской

мысли в России. Идя «вслед Радищеву», затравленному самодержавием[21],

радищевцы — его современники и последователи — приняли эстафету из его рук

и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если

плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила

буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь

выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.

Французская буржуазная революция и русская общественная мысль

В

дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России

Радищев печатал свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Тогда же Я. Б.

Княжнин завершал свою последнюю трагедию «Вадим Новгородский», явившуюся

вершиной дворянского свободомыслия. Яков Борисович Княжнин (1742—1791 гг.),

дворянин, в течение долгих лет преподавал русскую словесность в Сухопутном

шляхетском корпусе и был автором многих трагедий. В своем «Вадиме» он дал

образ республиканца, противопоставляя его «просвещенной монархии». В

отличие от Радищева народ в трагедии Княжнина изображен как пассивная сила.

Тем не менее со страниц «Вадима», так же как и «Путешествия из Петербурга в

Москву», хотя и по-разному, звучали призывы к борьбе с самодержавием.

С первых же дней революции во Франции ее лозунги и дела захватили

многие умы в России. Современники рассказывают, что «революционные события

были ежедневным предметом разговоров и жарких споров о принципах и их

изложении, и невозможно было не принимать в них участия»[22]. Революционные

журналы, книги и брошюры проникали в Россию. Они вызывали живой интерес в

дворянских особняках и гостином дворе, в казармах и университетских

аудиториях, в столицах и провинции. Вдумчивые наблюдатели замечали, что

«прелести Французского переворота» не только до Украины, но и «до глубины

самой Сибири простирали свое влияние на молодые умы»[23]. В Яссах,

например, при штаб-квартире князя Потемкина офицеры стали выпускать

еженедельный листок «Вестник Молдавии», где печатались сообщения о

революции во Франции. В Тобольске учителя народного училища на страницах

издаваемого ими журнала помещали статьи на революционные темы: о правах

человека, о Национальном собрании, о конституции 1791 г. Известиями из

Франции интересовались в Пензе, в Кременчуге, в Семипалатинске, в Саратове.

Французская революция вначале была принята русским обществом чуть ли

не с единодушным одобрением. Передовые дворянские круги, в частности,

увидели в событиях во Франции путь к «просвещенной» монархии, горячо

ратовали за насаждение «добродетели», за «равенство чувств» людей всех

сословий, за гражданское достоинство, оставляя в стороне вопросы

общественно-экономических преобразований.

Но разгоравшаяся на Западе заря революции постепенно отрезвляла

дворянские головы. Сообщения о городских и крестьянских выступлениях во

Франции, о сожженных замках воскрешали в памяти русских помещиков грозный

призрак Крестьянской войны под водительством Пугачева. В событиях во

Франции они видели претворение в жизнь тех дум, которые, по яркому

определению Радищева, они читали «на челе каждого из... крестьян». Один

вологодский помещик заметил, что «все крестьяне имеют оставшегося от

времени Пугачева духа — дабы не было дворян», и добавил, что это и есть дух

«безначальства и независимости, распространившийся... по всей Европе».

Отголоски «великого страха» докатились и до русских дворянских усадеб, где,

по выражению помещика А. Карамышева, содрогались, глядя «как старый свет

спознакомляется с новым». Масон И. В. Лопухин писал в этой связи, что он

охотно отказался бы от всех своих крестьян, лишь бы «никогда в отечество

наше не проник тот дух ложного свободолюбия, который сокрушает многие в

Европе страны»[24].

Развитие событий во Франции усиливало опасения представителей

привилегированного класса. Победы революционных армий на полях войны,

свержение монархии и казнь короля, установление якобинской диктатуры не

оставляли больше места для дворянских иллюзий. Все более очевидной

становилась пропасть, отделявшая «старое» от «нового», путь к которому

неизбежно шел через революцию. Приближавшийся кризис феодально-

крепостнической идеологии даже в ее «просвещенной» форме приводил в

отчаяние ее носителей. «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и

пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!»[25]. В

этих словах Карамзин выразил в какой-то мере чувства и думы большого числа

дворян.

Правительство Екатерины II встало на путь открытой реакции. Радищева

сослали в Сибирь, Княжнин был брошен в тюрьму, где он, по-видимому, и умер

в 1790 г. Новиков в начале 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость

сроком на 15 лет. Во имя защиты «цивилизации» и «порядка» подвергались

заточению свободомыслящие люди, свирепствовала цензура. В своих посланиях к

европейским монархам Екатерина призывала их к постовому походу» против

«якобинского варварства». Подавить «французское безначалие,— писала она,—

значит приобрести себе бессмертную славу».

Иначе воспринимались революционные события во Франции передовыми

демократическими кругами русской интеллигенции, которые в своих стремлениях

отражали интересы и нужды трудовых слоев населения. В огне революции во

Франции рушились те самые феодальные устои, против которых стихийно

боролось русское крестьянство и против которых выступали лучшие люди

России. Французская революция как бы подтверждала на практике жизненность

идей Радищева; она способствовала становлению в России революционной

идеологии, развившейся как протест против русской самодержавно-

крепостнической действительности.

Дела Тайной экспедиции, сохранившие протоколы допросов, показания

свидетелей, раскрывают среду, в которой зрела русская революционная мысль.

В Петербурге, например, у некоего разорившегося купца Степана Еркова

собирались люди различных профессий, в том числе землемер в отставке Федор

Кречетов, который говорил о необходимости свергнуть «власть самодержавия,

сделать либо республику, либо инако как-нибудь, чтобы всем быть равными». В

Петербурге же, в кругу мелких коллежских канцеляристов велись разговоры о

том, что «русские находятся под тяжким игом самодержавного тиранства» и что

«было бы очень хорошо, если бы Национальный конвент додумал о способе

избавления Франции от такого врага (как Екатерина II.— автор), а людей

русских от тиранства». На Украине мелкий служащий из обедневших дворян

Степан Познанский спрашивал окружавших его лиц: «на что нам коронованные

головы, на что нам магнаты», и предлагал с ними поступить так же, «как во

Франции с ними сделали, а мы в то время будем равны и вольны». Эти

требования и надежды говорят о тех революционных выводах, к которым пришли

русские передовые люди в дни наивысшего подъема французской революции.

Наметились истоки революционно-демократического течения, определившегося в

русском освободительном движении в XIX в.

-----------------------

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 24.

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 346.

[3] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 6. М.-Л., 1952, стр.

178.

[4] Казнодей – проповедник.

[5] Сб. РИО, т. 4, стр. 193.

[6] Сб. РИО, т. 8, стр. 59.

[7] «Чтения ОИДР», 1861, т. 3, отд. V, стр. 102-104

[8] «Наказ Екатерины II». СПб., 1907, « 11, 13, 15, 16, 32-35.

[9] «Археографический ежегодник» за 1958 г., стр. 413, 416, 419, 420, 428.

[10] Я. П. Козельский. Философические предположения…, СПб., 1768, стр. 90-

91.

[11] Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XXI, стр. 269.

[12] Сб. РИО, т. 32, стр. 513-517.

[13] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 16.

[14] «Трутень», лист XXVI, октября 20 дня. – «Сатирические журналы Н. И.

Новикова», М.-Л., 1951.

[15] И. В. Лопухин. Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми

писателями и опровержение их вредных правил. Соч. россиянином. М., 1780,

стр. 5-7.

[16] А. Н. Радищев. Избранные сочинения. М., 1949, стр. 79, 80, 120-121,

198, 226.

[17] Там же, стр. 3, 100-102, 13-14.

[18] А. И. Герцен. Собрание сочинений, т. XIII. М., 1958, стр. 273.

[19] А. Н. Радищев. Избранные сочинения, стр. 217, 221.

[20] Возвращенный Павлом I из сибирской ссылки Радищев, надломленный и

обманутый демагогическими жестами Александра I, покончил с собой 11

сентября 1802 г.

[21] Д. Н. Свербеев. Записки, т. 1. М., 1899, стр. 411.

[22] В. Н. Карамзин. Сочинения, письма и бумаги. Харьков, 1910, стр. 62-

63.

[23] Я. Барсков. Переписка московских масонов XVIII века. Пг., 1915, стр.

24.

[24] «Аглая», кн. II. Изд. Николая Карамзина. М., 1795, стр. 68 и сл.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.