бесплатно рефераты
 

Романтизм как направление в искусстве

Романтизм как направление в искусстве

Экзаменационный реферат

Тема: "Романтизм как направление в искусстве".

Выполнила ученица 11 «В» класса сш №3

Бойправ Анна

Преподаватель мировой художественной

культуры Буцу Т. Н.

г. Брест 2002г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Причины возникновения романтизма

3. Основные черты романтизма

4. Романтический герой

5. Романтизм в России

а) Литература

б) Живопись

в) Музыка

6. Западноевропейский романтизм

а) Живопись

б) Музыка

7. Заключение

8. Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Если заглянуть в толковый словарь русского языка, то можно найти

несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и

искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией

прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека.

2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и

стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3.

Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной

созерцательностью.

Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется

не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии

людей и возникает в переломные моменты жизни, поэтому тема романтизма

актуальна и в наши дни. Мы живем на стыке веков, находимся на переходном

этапе. В связи с этим в обществе наблюдается неверие в будущее, разуверение

в идеалах, возникает желание уйти от окружающей действительности в мир

собственных переживаний и в то же время осмыслить ее. Именно эти черты

характерны для романтического искусства. Поэтому я и выбрала для

исследования тему “Романтизм как направление в искусстве”.

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель

моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения

романтизма в разных странах, исследовать развитие романтизма в таких видах

искусства, как литература, живопись и музыка, и сопоставить их. Главной

задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для

всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие

других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких

авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания,

монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические

материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА

Чем ближе мы к современности, тем короче становятся временные отрезки

господства того или иного стиля. Временной отрезок конца XVIII-1-й трети

XIX вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique; нечто

таинственное, странное, нереальное)

Что повлияло на возникновение нового стиля?

Это три главных события: Великая французская революция, наполеоновские

войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

Громы Парижа отозвались по всей Европе. Лозунг "Свобода, равенство,

братство! " обладал огромной притягательной силой для всех европейских

народов. По мере формирования буржуазных обществ против феодальных порядков

начал выступать рабочий класс, как самостоятельная сила. Противоборствующая

борьба трех классов -- дворянства, буржуазии и пролетариата составляла

основу исторического развития XIX века.

Судьба Наполеона и его роль в европейской истории на протяжении 2-х

десятилетий, 1796-1815, занимала умы современников. "Властитель дум"--

говорил о нем А.С. Пушкин.

Для Франции это были годы величия и славы, правда ценой жизни тысяч

французов. Италия видела в Наполеоне своего освободителя. Большие надежды

возлагали на него поляки.

Наполеон выступал как завоеватель, действующий в интересах французской

буржуазии. Для европейских монархов он был не только военным противником,

но и представителем чуждого мира буржуазии. Они его ненавидели. В начале

наполеоновских войн в его "Великой армии" было немало непосредственных

участников революции.

Феноменальна была личность и самого Наполеона. Юноша Лермонтов

откликнулся на 10-летие смерти Наполеона:

Он миру чужд. Все в нем было тайной,

День возвышенья -- и паденья час!

Эта тайна особо приковывала внимание романтиков.

В связи с наполеоновскими войнами и вызреванием национального

самосознания для этого периода характерен подъем национально-

освободительного движения. Германия, Австрия, Испания боролись против

наполеоновской оккупации, Италия -- против австрийского ига, Греция --

против Турции, в Польше боролись против русского царизма, Ирландия --

против англичан.

На глазах одного поколения произошли поразительные перемены.

Более всех бурлила Франция: бурное пятилетие французской революции,

возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение

Наполеона, возвращение его с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное

поражение под Ватерлоо, мрачное 15-летие режима реставрации, Июльская

революция 1860 года, Февральская революция 1848 года в Париже, которая

вызвала революционную волну в других странах.

В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине XIX в.

утвердилось машинное производство и капиталистические отношения.

Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной

власти.

На землях Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители.

После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на

немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором

буржуазного прогресса.

Революции промышленные, революции политические меняли облик Европы.

"Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более

многочисленные и грандиозные производительные силы, чем все предшествующие

поколения вместе взятые" -- писали немецкие ученые Маркс и Энгельс в 1848

г.

Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый

рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Менялись не только формы

государства, социальная структура общества, расстановка классов. Была

поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Просветители

идейно подготовили революцию. Но они не могли предусмотреть всех ее

последствий. Не состоялось "царство разума". Революция, провозгласившая

свободу личности, породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма.

Такова была историческая почва развития художественной культуры, которая

выдвинула новое направление -- романтизм.

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был

явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое

национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко

найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена,

Лермонтова и Кипренского.

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в

обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но

бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей

многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к

прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.

Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика

стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является

поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах,

тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные

характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному

прошлому породил массу исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные

способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики

выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к

нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания

Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали

творческую инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на

плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не

делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул

продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который

показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А

романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма

начинает появляться настоящий психологизм.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной

жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.

Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность

или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и

действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной

реальности лежали в основе всего романтического движения.

Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык

совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная

сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека”

(Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между

миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как

цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир

прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в

котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего

человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде

всего”(Ф.Шлегель).

Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в

различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные

писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию

и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением

выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета,

воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его

представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А.

Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.

Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р.

Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и

развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой

личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие

страсти и др.

Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали

великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств

первенство отдавали музыке.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения

с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание

подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает

считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком,

пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к

подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи,

каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это

"путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной

вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории,

прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество

предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками

и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его

разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через

глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и

творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический

лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного

развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства.

Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос

Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие

души и ценность вечной жизни . Жажда блаженства у романтиков не

ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной

любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой

становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном

мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку

жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и

воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают

общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во

взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В

поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и

нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку

долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь,

исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном

проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и

возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики

выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же,

любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное

стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации,

всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем

произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического

героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и

автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между

героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то

плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в

романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики

выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы,

катаклизмы.

5. РОМАНТИЗМ В РОССИИ.

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной

исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию

нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей

возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты

революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала

XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной

стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной

инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не

довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные

послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский

романтизм.

Особенности русского романтизма:

( Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология

ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха

не исчерпал себя.

( Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

( Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному.

В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX

века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе

романтизм проявился последовательно.

Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы

выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а

жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой

особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое

веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в

русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в

явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон

Григорьев -- это уникальное культурное явление, и в его характеристике

показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь

вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и

на протяжении всей своей жизни.

Аполлон Григорьев точно определил и характер воздействия

романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю

прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное

жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе

явления совершенно оригинальные.

а) Литература

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный

(1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития.

Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в

глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и

Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и

сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели,

устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное

влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко

укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны

«жалобы на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по

утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло». Действительно, в

лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань

сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным

томлением, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской

критике получил название «романтизм средних веков».

Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия,

откровенная чувственность, гимн наслаждению.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического

гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.