бесплатно рефераты
 

Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919)

Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919)

Самарский Государственный Аэрокосмический университет

РЕФЕРАТ

Тема: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919)

Кафедра Культурологии

Выполнил:

Преподаватель:

Г. САМАРА 2000 г.

Содержание

|Введение |3 |

|Как все начиналось |4 |

|Детство и юность |6 |

|Жизнь и творчество |9 |

|Литература |15 |

ВВЕДЕНИЕ

Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание которых

сразу вызывает душевную радость. Есть художники, которых многие знают, их

творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. А есть художники,

которых просто любят. О них тоже пишут, но подчас предпочитают издавать

репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных

пояснений читатели и зрители сами могли любоваться их работами. Таков

Ренуар.

В Москве Ренуара можно увидеть в Государственном музее изобразительных

искусств имени А. С. Пушкина. Все пять его картин, которые хранит музей,

размещены рядом на одной стене углового зала.

Почему мне нравится Ренуар? Может быть, потому что в наше время так не

хватает простого и ясного взгляда на жизнь, на обычные человеческие

радости и чувства. Хочется увидеть мир и людей в их спокойную, приветливую

минуту, когда они отдыхают, смеются, счастливы общению друг с другом.

Поэтому с наслаждением видишь тенистый сад, стол, поставленный между

деревьями, а вокруг него веселящихся, красивых людей. Их встреча легка и

приятна, поэтому так свободно и привольно расположились они за столом «В

саду (Под деревьями. Ле Мулен де ла Галетт)» (1876). Гремит музыка, танцуют

парижане и парижанки, а здесь, в тени, все готово, чтобы спокойно посидеть,

выпить стаканчик вина или выкурить папироску, или пригласить стоящую рядом

очаровательную подругу на искрящийся весельем танец.

Она только что подошла к столу, к своим друзьям, среди которых изображен

друг Ренуара Клод Моне. Одетая в розовое полосатое платье с темным бантом

на талии, она встала почти спиной к зрителям и склоняется к сидящим за

столом, то ли прислушиваясь к их разговору, то ли вступая в их беседу со

своей шуткой или анекдотом.

Вся картина соткана легкой кистью, свободными мазками — густыми, когда

Ренуар пишет зелень деревьев и кустарников со светлыми бликами

просвечивающих через листву солнечных лучей, и прозрачными, когда художник

одним движением кисти рисует, например, стеклянный бокал с вином.

Ренуар никогда не считал себя революционером, а тем более не стремился к

лидерству в искусстве. Он жил искусством и существовал только для

искусства. Поэтому, может быть, то, что он создавал, свободно отдаваясь

своим художественным влечениям и склонностям, и было отличным от созданного

в искусстве до него.

Среди великих художников мира содружество импрессионистов можно сравнить

с созвездием Плеяды, которое на далеком расстоянии воспринимается цельно и

едино, а увиденное в приближении распадается на отдельные звезды, или, как

иногда образно пишут о созвездии Плеяды, превращается в шкатулку с

бриллиантами. Так и великие французские художники-импрессионисты, выделяясь

в мировой культуре своей творческой близостью, представляют своеобразное

созвездие бриллиантов, где особенно сверкают имена Клода Моне, Эдгара Дега,

Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Пьера-Огюста Ренуара.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Свою художественную деятельность импрессионисты, в том числе и Ренуар,

начинали как «независимые» и «отверженные» официальной французской

культурой, сосредоточенной в первую очередь на знаменитых выставках —

Салонах. Не ставя перед собой задачу противопоставлять импрессионизм

классицизму, а тем более романтизму, Ренуар, например, одно время находился

под сильным влиянием творчества Э. Делакруа. Новый шаг в художественном

развитии мировой культуры импрессионисты сделали с простой убежденностью,

что надо писать то, что видишь и ощущаешь в самый момент творчества, тогда

только сделанное на картине сохранит подлинную правду увиденного в жизни.

Но для того, чтобы это осуществить, надо было изменить и саму манеру

живописного письма, саму технику нанесения красок, их сопоставления друг с

другом, которое бы более точно передавало то, что существует

непосредственно в природе и в жизни.

Импрессионисты смогли осуществить в своем творчестве ясную по сути своей

задачу, несмотря на то, что критики и зрители усваивали эту художественную

истину с большим трудом. Причем критики тех лет высмеивали одновременно и

живописную манеру импрессионистов, и их сюжеты.

Открытие первой групповой выставки импрессионистов состоялось 15 апреля

1874 года. 25 апреля в газете «Шаривари» появилась статья критика Луи

Леруа, которая вошла в историю искусства тем, что в ней впервые прозвучало

название «импрессионисты», обозначившее навсегда новое явление мировой

культуры. Эта статья называлась «Выставка импрессионистов» и была написана

в форме диалога между автором и господином Жозефом Винсентом, художником-

пейзажистом, учеником Бертена (академика). Вот небольшая выдержка из этой

статьи, характерная и даже сравнительно мягкая в выражениях для критики тех

лет.

«— Ах, господин Винсент! Да посмотрите же на эти три полоски краски,

которые должны изображать человека среди пшеницы!

— Две из них лишние, одной было бы достаточно. Я кинул взгляд на ученика

Бертена, цвет лица у него становился багрово-красным. Катастрофа казалась

мне неизбежной, и господину Моне суждено было нанести последний удар.

— Ага, вот он! Вот он! — вскричал он перед номером девяносто восемь.— Я

узнаю его, любимца папаши Винсента! Что изображает эта картина? Взгляните в

каталог.

— «Впечатление. Восход солнца».

— Впечатление — так я и думал. Я только что говорил сам себе, что раз я

нахожусь под впечатлением, то должно быть заложено какое-то впечатление...

а что за свобода, что за мягкость исполнения! Обои в первоначальной стадии

обработки более законченны, чем этот морской пейзаж...»

Так едко, а это были в сравнении с другими высказываниями и насмешками

еще довольно сдержанные выражения, характеризовали творчество

импрессионистов многие их современники. Они не поняли и не почувствовали в

полной мере, что импрессионисты обновили саму технику живописи, используя

масляные краски совсем по-другому, чем это делали их учителя и

предшественники. Хотя Ренуар в отличие, например, от своего друга К. Моне

не отказывался решительно от опыта и практики старых мастеров и постоянно,

на протяжении всей своей творческой жизни, обращался к этому опыту, однако

он был истинным импрессионистом в том смысле, что наносил краски на холст,

создавал саму живописную фактуру совершенно отлично от техники живописи

старых мастеров. Именно эта новая техника вместе с новыми композиционными

приемами определила особенности живописи импрессионистов во всем мировом

искусстве.

«Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» — это знаменитое восклицание

Фауста мог произнести и Ренуар, потому что именно это чувство и душевное

состояние часто заставляло его браться за кисть. Прекрасное мгновение в

восприятии природы и человека составляло основу живописи импрессионистов, и

художник вслед за своим впечатлением определял сюжет, композицию и технику

исполнения. Запечатлеть на холсте то, что в данный момент видит и чувствует

художник,— вот то, что составляет особенность импрессионистической

живописи.

Поэтому, кстати, эта новая живопись казалась современникам сумбурной,

случайной и небрежной. Воспитанные на других образцах, они в большинстве

своем не понимали и не принимали импрессионистов, которые отказались от

возвышенных классических и романтических сюжетов и писали только то, что

видели и остро переживали. А видели и переживали они то, что видели и

переживали люди в своей будничной жизни. Отсюда и глубокий демократизм

живописи импрессионистов, так ярко выделяющих их в истории всего мирового

изобразительного искусства.

Характер Ренуара определить особенно трудно среди твердых характеров его

друзей, таких, например, как Клод Моне или П. Сезанн. Он более их колебался

в отношении к участию в официальных выставках Салона и в определении своей

особенной манеры писать картины, как в самом ее техническом исполнении, так

и выборе сюжетов и композиционных приемов, более других ощущая на себе

влияние старых мастеров и своих предшественнике от Рафаэля до Делакруа.

Единственное, пожалуй, в чем он был неизменен с юных лет и до глубокой

старости, когда все его тело было сковано жесточайшим ревматизмом и его

сажали в кресло перед мольбертом, а к руке привязывали кисть,— то это

охватывающая его душу, его острое живое восприятие радость от наблюдения

сверкающей всеми красками жизни, цветов, красивых женщин. Среди наших

русских художников такую драматическую судьбу и такое ослепляющее

жизнерадостностью мироощущение имел Борис Кустодиев.

Ренуар любил жизнь. Но сказать так — это и сказать очень много и почти

ничего не сказать, так общеупотребительна эта фраза. Ренуар любил жизнь

душой и глазами и умел самым непостижимым образом передавать это ощущение

на своих картинах. Пожалуй, во всем мировом искусстве в этом отношении нет

Ренуару подобных, а может быть, и равных.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Художники рождаются, не выбирая эпоху, общество, сословие,

национальность. Жизненный путь и творческая судьба талантливых людей

непредсказуемы, и большинство начинало свой путь в случайных

обстоятельствах. Пьер-Огюст Ренуар (25 февраля 1841г -1919 ) родился в

Лиможе в семье многодетного портного.

Биография Ренуара ничем особенным не примечательна, если только постоянно

не иметь в виду страсть к рисованию и живописи. Его жизнь шла своим

чередом, исполненная трудов с самых малых лет, поисков денег на жилье, хлеб

насущный и мастерскую, а затем на семью и детей. В конце жизни к нему

пришли слава, успех и материальный достаток, но, приобретя все это, он

потерял здоровье, не мог двигаться без помощи служанок и инвалидного

кресла. И если бы не было счастья творчества, его дух, наверное, угас

раньше времени, находясь в беспомощном и недвижимом теле.

Когда Ренуару было четыре года, его отец с семьей переехал из Лиможа,

известного во всем мире своими эмалями, в Париж. С этим городом и связана

вся жизнь Ренуара. С самого раннего возраста он любил рисовать. В 1854 году

Ренуара отдали в учение па фабрику фарфора братьев Леви. Отец мечтал, что,

может быть, со временем сыну удастся поработать и на Севрской мануфактуре.

На фабрике братьев Леви Ренуар чувствовал себя прекрасно, быстро освоил

ремесло, с удовольствием смотрел, как его краски сверкают на готовых

фарфоровых изделиях.

В это время он предпочитал скульптуру живописи и начал подолгу бывать в

Лувре. Здесь его восхитили французские художники XVIII века. На фарфоровой

фабрике он расписал целый сервиз, копируя «Купание Дианы» Франсуа Буше.

Хозяину так понравилась работа Ренуара, что он подарил ему одно из

расписанных им блюдец. Кстати, упоминая о юношеском увлечении Ренуара

скульптурой, можно заметить, что художник всю жизнь писал картины, и только

незадолго до своей смерти, в 1913 году, решил заняться скульптурой. В это

время он сам уже был не в состоянии лепить. Однако его познакомили с

учеником Майоля, двадцатитрехлетним Ришаром Гвино, который вместе с

Ренуаром, указавшим ему, как строить композиции, где убирать, где добавлять

материал, вылепил много скульптур, замысленных и выполненных под

руководством Ренуара.

Дела на фарфоровой фабрике шли трудно, ручная роспись, которой занимался

Ренуар, сходила на нет, подмененная печатанием рисунков на посуде,

случайные работы приносили гроши. Ренуар вынужден был уйти из фарфоровой

мастерской, где его ремесло стало никому не нужно, и занялся росписями

вееров. К этому времени относятся его первые стойкие художественные

увлечения, существенно повлиявшие на его дальнейшее творчество. Рассказывая

о своей юности коллекционеру и торговцу картинами А. Воллару, он вспоминал,

что был потрясен скульптурным обликом «Фонтана невинных» Жана Гужона в

Париже, а первыми художниками, которых он узнал и полюбил, копируя рисунки

для фарфора и вееров, были Ватто, Ланкре, Буше. Может быть, в этих

юношеских увлечениях как раз и проявилось его пристрастие к пышным,

полнокровным скульптурным формам женского тела и тонким, изящным, эмалевым

сочетаниям красок и линий, свойственных работам знаменитых французских

художников XVIII века.

Работая в мастерской по росписи штор и вееров, Ренуару удалось скопить

небольшие средства для того, чтобы оплатить учебу в Школе изящных искусств.

Без колебаний он выбирает путь живописца. В начале 1862 года выдерживает

экзамены, а 1 апреля его принимают в Школу изящных искусств, и он поступает

в мастерскую Глейра. С этих пор Ренуар полностью отдает себя, всю свою

жизнь искусству и творчеству.

В это время он был строен, худ, подвижен, с русыми волосами и

выразительными светло-карими глазами. На склоне дней, по воспоминаниям

сына, «он обладал острым зрением. Нередко он указывал нам на хищную птицу,

парившую над долиной речки Кань, или на божью коровку, ползущую по

стебельку в густой траве. Нам, с нашими двадцатилетними глазами,

приходилось искать, напрягаться, спрашивать... До того, как его разбил

паралич, он был ростом один метр шестьдесят шесть сантиметров. Волосы,

некогда светло-русые, а потом белые, довольно обильно росли на затылке.

Спереди череп был совершенно голый. Этого, однако, нельзя было видеть,

потому что он привык постоянно ходить с покрытой головой даже в помещении.

Горбатый нос придавал его профилю решительность. Кто-нибудь из нас

подстригал клинышком его красивую седую бороду».

В мастерской Глейра Ренуар познакомился и подружился с Клодом Моне,

Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем, и они составили дружную группу,

объединенную отношением к жизни и творчеству. Глейр был далек от

художественных стремлений своих учеников, придавая главное внимание

рисунку, а не цвету, классическим образцам, а не реалистическому

изображению того, что видишь. Эти его установки воздвигли стену непонимания

между ним и Клодом Моне в первую очередь. Отчасти это задело и Ренуара.

Клоду Моне Глейр советовал: «Перед вами коренастый человек, вы и рисуете

его коренастым. У него огромные ноги, вы передаете их такими, как они есть.

Все это очень уродливо. Запомните, молодой человек, когда рисуете фигуру,

всегда нужно думать об античности. Натура, друг мой, хороша, как один из

элементов этюда, но она не представляет интереса». А взглянув на работу

Ренуара, Глейр заметил: «Вы, несомненно, ради забавы занимаетесь

живописью?» — «Ну, конечно,— ответил Ренуар.— Если бы меня не забавляло это

дело, поверьте, я не стал бы им заниматься». Но, несмотря на эти суждения,

ученики, в их числе и Ренуар, неплохо относились к Глейру за его терпимость

и бескорыстность, так как в отличие от других учителей он брал деньги

только на оплату аренды и содержание натурщиков.

Сдав последний экзамен в Школе в 1864 году, Ренуар вместе со своими

друзьями начал трудный самостоятельный путь живописца. Несколько имен

современных художников волновали Ренуара в то время, и среди них были

Делакруа, Энгр, Курбе и Коро. Познакомившись с творчеством мастеров

«барбизонской школы» и в особенности Диаза, а также с живописью Эдуарда

Мане, Ренуар испытал их сильное влияние. О Диазе, который как-то защитил

его от нападок хулиганов и таким образом они познакомились, Ренуар говорил:

«Я люблю, когда в лесном пейзаже чувствуется сырость. А у Диаза пейзажи

часто пахнут грибами, прелым листом и мхом».

С 1864 по 1874 год, когда открылась первая выставка импрессионистов,

прошло целое десятилетие. В истории Франции самым памятным и тяжелым

событием этого времени была война с Пруссией, разгром французской армии под

Седаном и провозглашение III республики. Парижская коммуна. Фредерик Базиль

погиб в 1870 году. Курбе, поддержавший коммуну, после ее разгрома понес

наказание. Ренуар глубоко ненавидел войну и с трудом перенес это тяжкое

время. А все остальные годы его жизни были заполнены жаждой творчества,

искусством, друзьями, нуждой, счастливой беспечностью молодости и

убеждением, что все в конце концов как-нибудь устроится и будет хорошо.

Ренуар, по натуре застенчивый, импульсивный, сдержанный и даже молчаливый

в кругу друзей, в особенности среди таких блестящих, как старшие по

возрасту Эдуард Мане или Эдгар Дега, был в глубине души легким и достаточно

беспечным человеком. «Я никогда не пытался управлять своей жизнью,— говорил

Ренуар впоследствии,— я всегда плыл по воле волн». После школы Ренуар

бедствовал, с трудом добывал деньги на краски и холст, жил у своих друзей,

в частности, в мастерской Базия, из , сиоих крох помогал тем, кому было еще

труднее, чем ему, п особенности Клоду Моне. Он писал Базилю: «Сыты мы не

каждый день. И все же я доволен, потому что для живописи Моне — отличный

компаньон».

Как жил Ренуар в это время и что составляло счастье и радость его жизни?

Главное - это была живопись. Она подсказывала ему маршруты его поездок и

его увлечений: писать на открытом воздухе, как Коро, как Диаз, как

художники «барбизонской школы», писать объемно и осязаемо, как это делал

Курбе, а затем почувствовать красоту открытого чистого цвета, проложенного

не мастехином, как часто писал Курбе, а более мягко и нежно, как это делал

Эдуард Мане. Последовательно и постепенно Ренуар перейдет к письму мелкими

мазками и к такой фактуре живописи на холсте, которую приятно потрогать

руками. Ренуар со своими друзьями жил в тех местах под Парижем и на берегах

Сены, которые до них обжили любимые ими художники-барбизонцы, но и они сами

нашли свои лужайки, пристани и кабачки, которые навсегда прославились на их

картинах: Шату, Буживаль, Аржантей...

Ренуар вместе с Сислеем совершил на паруснике путешествие по Сене до

Гавра. Тогда многие увлекались греблей, парусным спортом, плаванием. А они

еще использовали и всякий удобный случай, чтобы останавливаться там, где им

вздумается, и писать этюды. Впоследствии атмосфера этой жизни, плещущаяся

вода, крепкие гребцы и лодочники со своими подругами станут темами многих

известных картин п портретов Ренуара.

После окончания Школы, в счастливые дни юности, Ренуар и Сислей много

времени проводили вместе. Они писали на пленэре в пригородах Парижа. В

одном из таких местечек, в Марлотт, они обосновались и здесь столовались в

харчевне матушки Антони. Тут Ренуар написал картину «Трактир матушки

Антони» (1866).

Стены этой харчевни были расписаны художниками, которых приютила здесь

старая хозяйка, написанная Ренуаром в глубине сцены, и ее молоденькая

служанка Пана. Пудель Тото занял первый план картины, а на стуле перед ним

Ренуар написал своего друга Альфреда Сислея, который облокотился правой

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.