бесплатно рефераты
 

Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко

Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко

Оглавление:

Введение 3

Глава I. Апеллес 17 века 13

§1. Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 13

§2. Петер Пауль Рубенс видный представитель барокко 47

Глава II. Картины Петера Пауля Рубенса, написанные на мифологические сюжеты

63

Заключение 118

Примечание 122

Библиография 128

Иллюстрации 130

Введение

«Прекрасное пленяет навсегда». Мудрые слова великого английского поэта

Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника

Рубенса. Его картины автор видела и раньше, но к настоящему большому

искусству можно возвращаться бесконечно, никогда не надеясь исчерпать его

до конца. Высокое подлинное искусство воспитывается ум и облагораживает

душу. Она приносит уверенность что накопленные человечеством сокровища

мысли, чувства и художественного вкуса навсегда с человечеством и остаются

сколько бы их не пытались заслонить «шедевры» новейших художественных

течений.

В разные эпохи люди причисляли к искусству отнюдь не одно и тоже.

Великие умы Древней Греции в отличие от нас не только считали искусством

умение красиво выражать свои мысли – риторику, но и признавали ее главным

из искусств.

Понимая под искусством разные явления, ученые пришли к общему выводу,

что никакое общество без искусств немыслимо. Искусство – это зеркало,

которое человечество создает чтобы узреть в нем самого себя и познать смысл

собственного достоинства. Искусство на своем неповторимом языке раскрывает

идеал, выражает надежды, воспитывает торжество, утверждает единства. В

истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались

трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя

отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что

сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям

эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам

и повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим

проблемам. Другие, напротив, подчеркивали что искусство есть прежде всего

особая форма познания действительности, что она помогает людям глубже и

полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное

отношение к миру. Третьи выделили субъективное, творческое начало в

искусстве рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника».

Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть прежде всего

средство общения между людьми, особая знаковая система и т.п. Все вместе

эти определения характеризуют искусство во всей его сущности. Искусство

очень много значит для человечества. На протяжении стольких лет никто их

искусствоведов не может дать наиболее полное определение искусству, которое

могло бы охарактеризовать его сущность и его задачи.

Все виды искусства подобны летописи, но разные поколения понимают эту

летопись по-своему. Одни и те же произведения истолковывались по-разному,

вызывали чувства и мысли, нередко противоположные. Бывает произведения

художника оставались незамеченными, но проходили годы, и оно ослепляло мир.

Есть такие художники, которых при жизни признали великими и последующие

поколения подтвердили это признание.

Славу «золотого века» фламандского искусства составляли П.П. Рубенс,

Ф. Снейдерс, Я. Иорданс, А. Ван Дейк и др. они вывели живопись Фландрии на

уровень первоклассного мастерства, превратили «голландскую манеру» в

объект подражания. Но именно благодаря П.П. Рубенсу фламандская школа

приобрела мировое значение. Его собственное творческое наследие громадно:

насчитывают не менее 3000 картин и эскизов оставленных мастером.

Широкий диапазон интересов художника проявляется прежде всего в

разнообразии тематики его произведений, включающей почти все

разрабатывающиеся в его время жанры.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину

развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих

личностей, находящихся во взаимодействии, в борьбе.

В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных

впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта

который был веками накоплен человечеством в искусстве. Художники то

опираются на традиции национальных школ, то противопоставляют им свое новое

понимание явлений действительности.

Эти противоречия характеризуют и 17 век в особенности, в период

которого превалирующую роль занимает барокко. Просуществовав короткий

период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило

значительный след в истории искусства. Зародившись во время разложения

феодальных отношений и зарождения капиталистических барокко отражает всю

сложность этой эпохи. Проявляются и создаются большие национальные

художественные школы. Происходит синтез искусств. Появляются новые виды

жанров, которые как никогда, включая и эпоху Возрождения не отражали так

действительность как сейчас. Для барокко характерно превалирование чувств

над разумом, экспрессия, изображая сцены мучений художник прославил

мужество главного героя, прославлял его триумфы.

Для барокко характерен не полный разрыв связей с Ренессансом. Например

в период барокко одно из главных мест занимают библейские и мифологические

сюжеты, но они уже выражали другие идеи и цели. Именно в 17 веке мифология,

как жанр в период барокко достигает своего наивысшего расцвета. Через

сюжеты из мифологии и Библии художник в иносказательной форме выражает

своим мысли и идеи, касающиеся мировоззрения.

Именно в 17 веке мифы являются выразителями нового этапа искусства. В

создавшейся ситуации, когда ярко выражаются противоречия между старыми,

феодальными и новыми капиталистическими отношениями мифологические и

библейские сюжеты стали «проводниками» новых идей. Библейские сюжеты не

несут в себе той сущности, которую они воспевали в период Возрождения.

Сейчас они воспитывают человека цельного, ставившего на первое место долг,

честь, а потом свои желания. С помощью мифа художники высмеивали пороки и

отрицательные черты существовавшего строя. Культовые сооружения,

выполненные в стиле барокко только функционально остаются культовыми,

художественно-эстетическое же значение становится в них определяющим.

Также существование мифологических сюжетов в том виде в каком они

существовали в 17 веке уникально, так как именно в этот короткий отрезок

времени существует тесная связь мифологических сюжетов с историей, которые

положили начало нового периода в нашей культуре.

Целью своей работы я поставила проследить сущность библейских и

мифологических сюжетов стиля барокко на основе творчества одного из его

представителей – Петера Пауля Рубенса.

Задачи работы:

1. Рассмотреть доступные источники и основные монографические

исследования посвященные данной проблеме.

2. Раскрыть предпосылки и сущность стиля барокко. Показать влияние

социально-экономической и политической обстановки на формирование личности

П.П. Рубенса.

3. Дать характеристику личности П.П. Рубенса.

4. Рассказать о произведениях П.П. Рубенса, написанных на

мифологические сюжеты. Дать их идейную характеристику.

5. Дать характеристику картинам, написанным на библейские сюжеты.

Рассказать о сущности библейской легенды. Дать искусствоведческую точку

зрения на эти сюжеты и создание таких картин.

Следуя целям и задачам работа была разбита на 3 главы.

Первая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе

рассказывается об одном из представителей стиля барокко, фламандском

живописце Петере Пауле Рубенсе. В основном делается акцент на те стороны

жизни художника, которые связаны в первую очередь с искусством так как для

нас он ценен прежде всего как художник. Второй параграф посвящен вопросам

непосредственно связанным со стилем барокко. Показаны исторические условия

в которых появляется этот стиль, его сущность, какие основные идеи он

впитал в себя, основные его жанры.

Вторая глава посвящена произведениям П.П. Рубенса, которые были

написаны на мифологические сюжеты. В работе дается прежде всего суть самого

мифа и потом раскрывается те идеи, которые художник хотел выразить через

эти произведения.

В третьей главе охарактеризованы наиболее известные произведения на

библейские сюжеты. В них также дается описание самого библейского сюжета и

их искусствоведческие значение.

Необходимо также отметить, что тема данной работы находится на стыке

исторических и культурологических проблем.

П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в 18 веке его имя

значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в

одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают

императорские и королевские дома всей Европы.

Первая половина XIX века становится для литературы о П.П. Рубенсе

порой утрат и открытий.

Что же касается источников, то прежде всего хочется отметить то, что в

Западных странах, особенно в Бельгии, созданы общества поклонников Рубенса,

которые непосредственно занимаются исследованием творчества художника,

изучением источников, особенно личных писем, изучением его живописного

мастерства. Несомненно они издали свои исследовательские работы, но для нас

они не доступны за очень редки исключением. У нас в стране, несмотря на то,

что работы Рубенса покупались на протяжении почти двух веков, его

творчество с исследовательской точки зрения было изучено недостаточно.

Прежде всего отдавалось предпочтение титанам Возрождения, в то время как

мастерам других стилистических эпох отводилась второстепенная роль. Также

начиная со второй половины 19 века в период утверждения передвижников в

изобразительном искусстве значительно больше внимания уделялось

голландскому искусству, творчеству Рембрандта и, малых голландцев и в

меньшей степени интересовались Рубенсом и фламандцами. Искусствоведов 19-20

веков больше всего прельщали реалистически настроенные художники, так как

считалось что барокко является лишь декоративным оформлением и его

помпезность и пышность – проявления только внимание не могут выявить

реальный мир и его проблемы и противоречия. Эта направленность в какой-то

мере сохранилась и в советское время. А если вспомнить, что на протяжении

долгих лет на наших художественных выставках не появлялись картины,

изображавшие обнаженную натуру, то можно менее понять, почему творчество

Рубенса было в какой-то мере на периферии искусствоведческих интересов того

времени. Одной из первых исследовательских работ творчества Рубенса

является монография Фромантена Э. «Старые мастера». Несмотря на то, что эта

работа была издана в 1876 году, она не теряет своей актуальности и сейчас в

начале XXI века.

Впервые в своей работе Фромантену удалось объединить в единый сплав

эмоциональность личного восприятия с элементами исторического и

социологического характера. Он напряженно размышляет об исторических

причинах, порождающих то или иное искусство, об условиях в которых

формировался художник, в частности только он сумел разглядеть то влияние

которое оказал Ван Ноорт на Рубенса и ему отдает предпочтение перед Отто

Вениусом. Фромантен пишет, что если «у Отто Вениуса он прошел среднюю

школу, а в Италии высшую, то Ван Ноорт дал Рубенсу нечто большее. Писать

мощные фигуры, полные движения экспрессии с душой. Рубенс научился в Ван

Ноорта. Многие выводы в области в психологии творчества до сих пор ценны

для нас. Он не только увидел в Рубенсе оратора, могущественного живописца,

но и раскрыл потрясающую человечность лиризм, отзывчивость его дарования.

Важно и то, что о достоинствах и неудачах художника Фрамантен судил не

прибегая к собственным произвольным критериям, а исходя их метода и

возможностей самого мастера. Но есть у него и ошибочные суждения, наверное

оценки, объясняющиеся либо неразвитостью науки, либо тем, что состояние

картин было в то время плохим, что послужило к возникновению необъективной

оценки. Так он утверждает что Рубенс является плохим портретистом, но его

суждения основываются на четырех портретах, которые не принадлежат кисти

художника. Но в целом его соображения о методах Рубенса – художника

оказались верны.

В основном исследовательскую работу в нашей стране о

творчестве Рубенса проводили исследователи Эрмитажа, в частности

Варшавская М.Я., которая издала ряд альбомов в 1973-1975 гг.

В своих работах автор знакомит нас с наиболее известными картинами

художника, которые принадлежат разным музеям мира. Картины соответствуют

разным творческим периодам Рубенса, поэтому альбомы дают возможность

познакомиться с общими чертами всей творческой жизни художника. Также в

альбомах воспроизведены все описываемые картины. Несмотря на то, что прошло

много времени со дня издания альбомов, они и сейчас представляют для нас

ценность, в качестве ознакомления с творчеством художника.

Следующая работа М.В. Алпатова «Этюды по истории западно-европейского

искусства», вышедшая в 1963 году представляет большую ценность. Эта

монография является сборником статей самого автора которые касаются

западноевропейского искусства. Одна из статей в этом сборнике посвящена

композиционной и живописной разработке картины, «Персей и Андромеда»,

которая находится в Эрмитаже.

Так Алпатов проводит сравнение эрмитажной картины, с ее аналогом

который находится в Германии. Сопоставляя полотна он убедительно

доказывает, что эрмитажный вариант картины наиболее чувствителен и наиболее

идеализирован, чем берлинская картина «Персей и Андромеда».

Дрезденскую работу он относит к более раннему периоду творчества

Рубенса.

Другое эрмитажное исследование «Петер Пауль Рубенс», М., 1978г.

автором которого является Кирдина Н.В. также знакомит нас с творчеством

Рубенса. Но Рубенс писал на один и тот же сюжет несколько произведений, в

частности более лучшие, чем тот вариант, что находится в Эрмитаже. Речь

идет о «Снятии с креста», но Кирдина Н.В. не упоминает о других работах. Но

в то же время она знакомит нас с картиной «Пир у Симона Фарисея». Эту

картину редко кто вспоминает не говоря уже о ее исследовании.

Что касается исследовательской деятельности самого стиля барокко, о

огромный интерес представляет монографическое исследование Ротенберга Е.Н.

«Западноевропейское искусство XVII века», вышедшее в 1974 году. Автор с

научной точки зрения исследует причины и предпосылки появления в 17 веке

стиля барокко. Подробно рассматривает социально-экономические, политические

и культурные причины ее зарождения. Рассматривает жанровые аспекты этого

стиля, художественные школы. Вторая часть монографии состоит из репродукций

художников XVII века.

Для ознакомления с жизнью и деятельностью П.П. Рубенса нет ничего

лучше, чем работа, написанная Р. Аверматом «П.П. Рубенс» Издана у нас эта

работа была в 1971 году. Автор создал увлекательную повесть, сделав попытку

незаметно перенести нас в 17 столетие и заставить пережить все важнейшие

события столь необычной человеческой судьбы. Работа Авермата не является

исследованием творчества Рубенса, хотя автор часто касается этой темы – ее

скорее можно назвать лирической биографией великого человека, увиденного,

согласно утверждению автора, якобы таким, каким он был на самом деле,

лишенным ареола легенды, то есть в совокупности черт добра и зла,

противоречий и сложностей, недостатков и достоинств. Он попытался раскрыть

своеобразие пройденного Рубенсом жизненного пути, яркую необычность его

судьбы, психологическую подоплеку действий, поступков, решений. Р. Авермат

придерживается строго проверенных факторов, использовал большое количество

документов, связанных с жизнью великого фламандского художника.

В 1991 году выходит монография Л.А. Дмитриевой. «Краткая история

искусств». Сразу видно, что не в восторге от Рубенса. Она считает его

баловнем судьбы, которому кто-то свыше принес «на блюдечке» и славу, и

безвестность и богатства так как он стал рано известным, занимал важные

дипломатические посты возглавил самую большую в Европе художественную

школу, которая исполняла заказы европейских венценосцев. Его богатство,

знатность оно ему ставит в обвинение. Это сильно предвзятое суждение о

художнике. Не так уж легко к Рубенсу пришла слава. Он очень много работал,

прежде чем добился реальных успехов, хотя и добившись их он обладал

уникальной работоспособностью, которая поражала многих его современников.

Автор не видит в Рубенсе художника, «Скорее он живописец, чем художник». Я

также с этим не согласна. Похвально, что она смогла разглядеть в нем

живописца – отдать должное го живописному мастерству, но произведения

Рубенса это не просто декоративное оформление зданий, через своих героев он

передавал зрителю свои мысли и идеи, которые его волновали. Оно с тем

большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии до подлинной

чувственности на холсте, чем более призрачной, «игривой» становилась его

собственная роль в жизни общества». Но ведь его герои плененные красотой

юных фламандских богинь, готовы ради них на ратный подвиг и совершают его

во имя великих чувств, его Иисус Христос, несмотря на физические мучения

при распятии, остается все равно физически и душевно сильнее, чем девять

стражников» Дмитриева И.П. обвиняет Рубенса в том, что он создав,

мастерскую использовал мастерство своих учеников для увековечивания своего

имени и эту версию высказывают многие другие исследователи. На эту проблему

можно посмотреть с разных аспектов. Прежде всего Рубенс жил в 17 веке. Во

Фландрии после революции утвердились рациональные силы, которые

консервировали разложение феодальных отношений. Рубенс жил в феодальном

обществе и следовательно действовал в соответствии с правилами этого

общества, а создание мастерской было характерной чертой феодализма. С

другой стороны, если уж так плохо было Снейдерсу и другим ученикам у

Рубенса, то почему они не ушли? Почему они не сделали то же самое, что и

Ван Дейк. Но и еще одно – Почему только ему ставят в обвинение обладанием

мастерской: Ведь даже у такого художника как Л. да Винчи была своя

мастерская и он тоже использовал умение и навыки своих учеников. Автор не

объективно отнеслась к творчеству Рубенса прежде всего потому, что пошла,

на поводу своих чувств по отношению к его творчеству.

Для написания моей работы я также использовала Мифы народов мира в 2-х

томах, мифологический словарь М.Н. Ботвиника и мифы Греции и Рима и так

далее. Так как мифологические сказания существовали и развивались на

протяжении нескольких веков, но конечно время наложило свой отпечаток на

них. Многие мифы трактуются по-разному, – так смерть Адониса в разных

изданиях описывается по-разному. В одних источниках он погибает на охоте, в

других его убивает муж Афродиты или любовник. В книге «Мифы народов Мира» в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.