бесплатно рефераты
 

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе Мировая художественная культура

перестать смотреть на эти полотна, перестать слушать эти голоса… Но, с

другой стороны, это должно было бы привести к более глубокому и

обстоятельному пониманию, чем это во всех отношениях было возможно и

удалось”.*

Наше восприятие зависит от интерпретаций, исторически сложившихся в

культуре, даже неизвестные интерпретации косвенно влияют на него. При

многократном знакомстве с оригиналом не исполнительского вида искусства

новизна эстетического впечатления и переживания обусловливается изменением

культурно-эстетического потенциала, прежде всего ростом и обогащением

потребностей субъекта восприятия. Новизна предмета эстетического восприятия

в значительно меньшей степени определяется объектом восприятия –

произведением искусства, хотя для верности картины мы выше учитывали

некоторые обстоятельства его функционирования и сопутствующей

интерпретации. Новые

*Гегель. Эстетика. Т. 4, с. 531.

аспекты произведения выявляются новизной культурно-

художественной ситуации, в которую оно попадает: а) характером

экспонирования, при котором меняется контекст окружения; б) фото-теле-

киноизображением, которое может как предшествовать встрече с оригиналом,

так и следовать за ним.

Художественное восприятие, как полноценная, осознанная

художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в

подростковом возрасте.

Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте ?

В подростковом возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом

развитии индивида.

Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей

действительности (“объективный” этап), возвращается к собственной личности.

Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.

К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью

анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать

сложную противоречивость и в то же время целостность

художественного образа активным развитием воображения.

В психике подростка, в период полового созревания, появляются совершенно

новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает

самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать вни-

мание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к

познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.

Поэтому в области восприятия искусства ( в частности изобразительного

искусства ) проявляется усиленный интерес к портрету.

В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется

субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного

образа отражает собственные проблемы подростка.

Глава 2. Изобразительное искусство: его особенности, формы и методы

преподавания.

Восприятие изобразительного искусства, отображающего

действительность, опирается на восприятие эстетики действительности,

которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с

искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют

социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это

восприятие.

Красота художественного произведения, отображающего человека, должна

вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим

содержанием и формой.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях

изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из

важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства –

учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен

развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт

детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений

окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать

и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей

зрительной информации.“

Человек у которого не развито “эстетическое зрение” не в силах сразу

и без посторонней помощи воспринять картину или скульптуру, как целостное,

совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и

содержания.

В чем особенности изобразительного искусства ?

Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла,

включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной

культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к

творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного

искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного

искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно-

творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и

творчество.

Что такое изобразительное искусство ? К нему относятся такие виды

искусства, которые создают на плоскости или в пространстве наглядно

осязаемые изображения окружающего мира, воспринимаемое зрением. К

изобразительному искусству относятся такие художественно выполненные

предметы, украшающие быт человека. Названные признаки отличают

изобразительное искусство от музыки, художественной литературы, театра,

кино и других искусств, характеризуют его как особый вид искусства. Но

внутри изобразительного искусства есть и свое деление на виды: это

живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-

декорационное изображение мира, оформительское, художественное

конструирование (или дизайн). Все эти виды изобразительного искусства

обладают своей, только им присущей спецификой.

Живопись и графика создают художественное изображение предметного мира

на плоскости: живопись- при помощи цвета, а графика- однотонным

рисунком. Произведения живописи выполняются на холсте (иногда на

деревянной доске) масляными красками. Произведения графики выполняются на

бумаге или на картоне карандашом, тушью, или красками пастелью, сангиной,

акварелью, гуашью (произведения выполненные этими красками, относятся к

графике с долей условности: они занимают скорее промежуточное положение

между живописью и графикой). Графические произведения могут также

представлять собой печатный оттиск с деревянной доски , пластины из

металла: или быть оттиском с камня, на котором вырезан

(выгравирован) рисунок (литография).

Скульптура, в отличии от живописи и графики, объемна, и

выполняется оно из твердых материалов (дерево, камень, металл, гипс …

). Но и скульптура тоже воспроизводит – только уже не на

плоскости, а в пространстве – то, что можно воспринять зрительно,

ощутимо осязанием.

То, что изобразительное искусство воссоздает зрительно

воспринимаемый мир, определяет многие его эстетические особенности. Оно

может передавать ощущение живой действительности, и не только

запечатлеть внешнее сходство, а раскрыть смысл изображаемого,

характер, внутреннюю сущность человека, неповторимую красоту природы,

все цветовое и пластическое богатство мира.

Несколько особое место в изобразительном искусстве – занимает

декоративно – прикладное искусство. Оно пространственно, и, как все

виды этого искусства воспринимаются зрением и осязанием. Но если

живопись, скульптура и графика воспроизводят жизнь, сохраняя облик

изображаемого, то произведения декоративно-прикладного искусства не

сохраняют и непосредственно не изображают этот облик. Произведения

этого искусства удовлетворяют практические и эстетические потребности

людей, служат им, и не только отражают жизнь, но и создают ее,

становясь неотъемлемой частью жизни и быта человека.

Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства,

требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания

его основных закономерностей.

Учитель вправе использовать произведения искусства по своему

усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки

учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов

и т. п.

Автор данной работы решил рассмотреть формы и методы изучения

живописи в курсе “мировая художественная культура”, за основу была

взята программа Б.М. Неманского.

Автор считает, что внимание учеников должно быть направлено на

установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его

сложным и многообразным миром. Учителю просто необходимо за время обучения

в школе дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания

содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и

новыми знаниями.

Вся программа четко разбита на 3 этапа:

1) 1-3 классы – основы художественных представлений (задача введения

ребенка на эмоциональном уровне во все многообразные связи искусства

с жизнью);

2) 4-7 классы – основы художественного мышления (задача– надстройка над

эмоциональными связями с искусством связей осознанных, связей языка и

жизненных функций всех видов искусства); 8-10 классы – основы

художественного сознания (задача – переход полученных чувств в знания

и убеждения). Учащиеся усваивают три формы художественной

деятельности: (постройка, изображение, украшение) и сами принимают

активное участие в художественной деятельности. Задачей первого

года обучения является фактическое вживание ребенка в мир

искусства. В течении всего года у ребенка создается

представление, что все искусства (то есть все виды художественной

деятельности обращены к нашим чувствам. Ничего в искусстве не

изображается просто ради изображения, не создается без

определенного отношения к жизни, без выражения этого отношения.

Каждый урок содержит и воспитательную, и образовательную задачу.

Восприятие все время закрепляется созидательной практической

деятельностью. Ведь не случайно говорят, что у ребенка

понимание в кончиках пальцев.

Творческие способности школьников развиваются в процессе

занятий в кружке рисунка и живописи, в студии из искусства. В

кружках выделяются три основные группы. Для младшей группы (1 – 3

классы) наиболее распространенным видом работы является композиция на

заданные темы (пейзаж, изображение людей в разных условиях), которую

выполняют акварелью, гуашью, карандашами, тушью и т.д. Дети рисуют, так

же, отдельные предметы и их группы по памяти, по наблюдению, с

натуры: выполняют декоративные и прикладные работы.

В изобразительной деятельности учащихся среднего возраста (4 – 7

классов) – больше возможности для разнообразия вариантов заданий.

“Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызвать

активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее

эстетически выразительные качества, совершенствовать изобразительные

навыки у детей.”

Учащиеся старшего школьного возраста ( 8 – 11 классов )

стремятся овладеть профессиональными знаниями и умениями в области

изобразительного искусства.

Другой, интересной, формой работы по изо искусству, является

связь школы с художественными музеями. Интересен опыт Казанского

музея изобразительных искусств в его работе со школами в 80-е годы.

Ежегодно в музее проходили выставки детского изобразительного

творчества. Отдельные выставки показывают рисунки детей, выполненные

ими на уроках изобразительного искусства и преследуют задачи

методические: чтобы учитель мог видеть тематическое

построение программы предмета по изобразительному искусству с 1 по 10

классы. Интересны споры и размышления учителей на этих выставках. На

них обсуждаются вопросы детского изобразительного творчества: каким

оно должно быть? Как ему обучать на уроке и в кружках? О всех

занятиях по изобразительному искусству, музей оповещал своих

посетителей через афиши и объявления по местному радио.

Для того, чтобы эстетическое воспитание в школе и в художественном

музее представляло единую систему, необходимо взаимопонимание. Только

благодаря системе занятий, которую дает программа Б. М. Неменского,

можно подготовить детей к восприятию искусства, а музей, используя

свой арсенал ценных коллекций подлинных произведений, может

расширить, углубить это восприятие и познание. В школе, уроки

художника-педагога дают систему знаний и навыков, общее эстетическое

и художественное развитие.

Занятия же в художественном музее имеют свои особенности, они не

заменимы в воспитании восприятия искусства так как – ни урок, ни

книга или аннотация, ни репродукция или слайд, ни лекции, никогда не

заменят силу живого воздействия первоисточника. Любая музейная

экскурсия, всегда ставит задачи воспитания эстетического переживания

от произведений искусства. Система занятий в музее имеет цель: через

пробуждение чувств, к эстетическому восприятию и воспитанию

художественного вкуса, к раскрытию собственно эстетической сущности

искусства, а не превращение его в информацию об искусстве или

некое учебное пособие.

Обладая значительным собранием отечественного и зарубежного

искусства, музей может оказать огромное воспитательное значение в

деле приобщения массовой школы к духовным ценностям мировой

художественной культуры.

Глава 3. Курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной

школе.

3.1. Особенности курса.

Учебный курс включен в программы общеобразовательных школ, средних

учебных заведений, вузов страны совсем недавно. И поэтому выработка хотя бы

ведущих направлений в методике преподавания этого предмета является острой

и насущной потребностью. Незамедлительного решения требуют проблемы: как

пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры и сформировать

потребности в самых разных способах удовлетворения художественных

интересов, выявление условий для создания образных представлений о жизни

человечества в разные эпохи, в различных типах

культуры, в различных регионах мира, отраженных в художественной культуре,

нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с художественными

произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины

мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок в

процессе усвоения курса, создание критериев оценки освоения основ

художественной культуры.

Новый учебный курс - один из интегративных предметов. Интегративные

предметы - это предметы новой школы, призванные на качественно новом уровне

представить знания о мире и человеке. Нынешнее молодое

поколение должно ясно сознавать, что всё в нашем мире взаимосвязано и

взаимозависимо.

Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает

широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей,

философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией,

искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте

развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное

содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения.

Сорокопятиминутное занятие позволяет только мельком пробежаться по

поверхности предлагаемых художественных впечатлений и знаний.

Лучше предложить ученикам заниматься один раз в две или три недели,

но по три, четыре час, то есть на многочасовом занятии в так называемой

"методике погружения" (в этом случае, в непосредственном контакте с

искусством). Только такое занятие может препятствовать распространённому

ныне отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимет

привычку к поверхностному его восприятию.

Только на многочасовом занятии можно создать особую эмоциональную

атмосферу, настроить учащихся на специфическое художественное восприятие

произведений искусства, подготовить их к осмыслению разнообразных явлений

художественной культуры в контексте мировой истории.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс

обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

1) аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории,

класса) и внеаудиторные (непосредственно на выставках, в музее)

занятия.

2) самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.

3) внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.

Необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы

учащихся является едва ли не самой главной задачей, стоящей перед

преподавателем основ художественной культуры. Дело в том, что ни в какой

объём часов содержание интегративного предмета втиснуть не удастся.

Стремление некоторых педагогов к охвату не только ведущих направлений в

анализе художественной культуры, но и важных частностей - дело совершенно

невыполнимое и бесперспективное. Цель деятельности преподавателя в другом -

научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления

художественной культуры.

Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах

художественной культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания в

лекциях, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической

передаче и механическому усвоению. Учащиеся должны самостоятельно

воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между

художественными явлениями. Только тогда процесс освоения основ

художественной культуры будет результативным, когда не объём, не количество

рассматриваемых памятников, не охват всевозможного материала станет смыслом

изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир

художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи

явлений.[1]

В ходе работы необходимо организовать не только готовность и

способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их

внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая

восхождение от пассивной позиции к более активной. Активное проявление,

исходящее от самого учащегося, означает не только выражение интереса, но и

готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной

культуры. Без налаженной обратной связи с аудиторией невозможно обнаружить,

есть ли отклик.

Вся многосторонняя самостоятельная деятельность учащихся протекает в

условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет

организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно

в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров и протекает

основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.