бесплатно рефераты
 

Особенности культуры древней Месопотамии

Особенности культуры древней Месопотамии

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калининградский центр дистанционного обучения

Р Е Ф Е Р А Т

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема:

“ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ”

Выполнил:

Ашуров Ю. Э.

1 курс, К8Ю-14

“Юриспруденция”

Проверил:

__________________

г. Калининград

1998 год

ПЛАН РЕФЕРАТА

Введение

............................................................................

....... Стр. 3

I. Древнейшие периоды искусства Двуречья

Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.................................

Cтр. 8

II. Вавилонская культура как наследница

Шумеро - Аккадской культуры..........................................

Cтр. 16

Заключение

............................................................................

.. Стр. 21

Список литературы

................................................................. Стр. 22

ВВЕДЕНИЕ

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда

населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем

неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских

сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим

историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным

источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие

каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные

войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый

кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство

зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа

быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и

опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной

власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте,

правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных

блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий,

продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью.

А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались

сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили

их останки.

И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что

сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир

грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра

и Евфрата, и близлежащих к ней районов.

Расшифровка учеными клинописных знаков была не менее важной вехой в

истории. Она дала возможность не только понять законы жизни государств

Передней Азии, но и проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических

сказаний о богах - владыках над стихиями и покровителях плодородных равнин,

о героях - победителях зла в облике чудовищ.

Впервые люди с изумлением осознали насколько богатой и разнообразной

была духовная культура разных этапов (от 4-го до 1-го тысячелетия до н. э.)

и разных народов древней Передней Азии. С середины XX века археологи

проникли еще дальше в глубь веков, открыв доисторическую культуру Древнего

Востока, восходящую к 8 - 5-му тыс. до н. э. Так перед человечеством

постепенно, хотя далеко не полностью, вырисовывалась картина жизни великих

древних народов, чьи опыт и мудрость положили начало многим нашим

современным познаниям. научным и художественным представлениям, которые,

естественно, не могли не отразиться на научных работах, что подтверждает

работа Льва Любимова “Искусство древнего мира”, где автор в живой и

увлекательной форме рассказывает об истории первобытного искусства и

искусства древнего мира (Египет, Ассиро-Вавилония, Греция, Рим) во все

многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими,

скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В тонких анализах

произведений искусства раскрывается непреходящая художественная ценность

культурного наследия далеких эпох.

Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой

цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем

мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех

тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы

математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось

деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил

превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели

вычислять с большой точностью движ%ние пла-ет, время обращения Луны вокруг

Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни,

строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции,

впоследствии перенятые древними римлянами.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности

обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным

и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и

Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский

залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или

Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие

ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части

сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На

восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В

Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское

государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились

Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам:

северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области

Закавказья входили в бывший СССР.

Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность

древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал

снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и

излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас

литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными

табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников

богов на земле”. Поскольку эти библиотеки содержали космологические и

богословские трактаты, гимны богам, псалмы, собрания заклинаний и

предсказаний, эпические поэмы, которые жрецы также относили к религиозной

литературе, то многие ассириологи считали, что все сочинения древнего

южного Междуречья имеют лишь богословский характер.

Однако, крупнейший исследователь в области шумерской литературы и

письменности американский профессор Крамер не придерживается этой точки

зрения, о чем ясно говорит его занимательный труд “История начинается в

Шумере”. Он находит в изучаемой литературе так же и темы земные. Этот

подход к литературному наследию Шумера в значительной степени увеличивает

ценность книги Крамера. Следует обратить внимание на то, что автор очень

удачно сопоставляет отдельные элементы творчества шумеров с современной

культурой. У автора можно увидеть интереснейшие наблюдения о поразительном

сходстве индоевропейских сказаний. Он приходит к весьма интересному выводу:

“Поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно

предположить, что родиной эпической поэзии было Двуречье”. [ 4. Стр. 223].

Этот труд знакомит нас со многими жанрами шумерской письменности и

литературы, кроме лирики, т. к. лирические произведения шумеров пока еще не

известны.

Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть

однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных

земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они

безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем

не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно

опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. В труде И.

Дьяконова “Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья”

автор отмечает, что в государствах Двуречья не менее видное место, чем в

Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте

создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то

же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего,

совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы.

Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового

кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного

стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения

зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и

нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие

дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской

стены.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития

как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего

человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому

портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в

Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах

Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью

значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место

отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф

становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет

времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика -

резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой,

выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали

обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических

сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы

Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на

отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для

каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, - это

период Халаф, относимый к концу 6-5 тыс. до н. э., и период Убайд (4-3 тыс.

до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период

Урук (3500-3000 г.г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 г.г. до н. э.).

Последующую историю ранних рабовладельческих городов-государств, их

расцвет и упадок можно классифицировать как предлагает А. Оппенхейм в труде

“Древняя Месопотамия”. В 3 тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские

города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г.г. до н.

э.), затем (24-22 вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу

северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое

усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г.г. до н. э.). Еще

позднее (20-17 вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под

властью Вавилона. В 16-15 вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло

государство Митанни, образовавшееся в 17 в. до н. э. в Северном Двуречье. В

свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией.

Государство хеттов просуществовало 17 по 12 вв. до н. э. К 14 в. до н. э.

усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно

превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце 7 в.

до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение

Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в

конце 6 в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который

превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого

Ирана, всю Переднюю Азию.

В заключение уместно сказать несколько слов о задачах и целях данной

работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании

культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры.

Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области

истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым

миром, которому мы так многим обязаны.

Глава I

ДРЕВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ ИСКУССТВА ДВУРЕЧЬЯ.

КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ 4 - 3-го тыс. до н. э.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней

Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств,

культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории

Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре

раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала

важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем

говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях

Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе)

керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях [3.

Стр.90]. Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама

были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной

росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный

уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности,

знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом

соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных

пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в

котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина [3. Стр.90].

Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для

человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В

фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно

несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных

огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое

художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи,

ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят

о новой, более сложной стадии художественного мышления [ 6. Стр.90].

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья

возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили

всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них

выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с

ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода

декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение

шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило

картинное письмо), а затем и клинописи [4. Стр.100]. Шумерийцы придумали

способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых

глиняных табличках, которые потом обжигались на огне [ 4. Стр.100].

Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и

верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств

покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и

стихий [ 5. Стр.56].

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню

плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца

бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту [ 5. Стр.56].

Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя

всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу.

Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-

государства [ 5. Стр.56]. В Шумере окончательно утвердились и основные

черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать

храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью

архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма,

лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу.

Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек

зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так

называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке [3. Стр.92]. Даже по

сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные

здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в

Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными

полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко

вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний

двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества.

Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только

подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку

стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было

украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных

конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный,

белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи

ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый

оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе,

Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные

типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя

оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и

суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное

место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания

возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось

большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные

росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из

самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен,

колонн, статуй [ 1. Стр.130]. В употребление вошла также отделка колонн

листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою

очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и

простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую

красочности самих обрядов [ 5. Стр. 70]. Храм богини “матери всех богов” и

“богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.