бесплатно рефераты
 

Основные темы, персонажи и образы мифологии

Основные темы, персонажи и образы мифологии

План:

I. Древняя мифология в жизни современного человека.

II. Миф. Его определение, происхождение.

III. Основные темы.

IV. Образы и персонажи мифов.

V. Праздники, посвященные мифическим героям.

VI. Герои греческой и римской мифологии в сравнении.

Древняя мифология в жизни современного человека.

Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные

люди, своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не

подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу

жизнь.

Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы

стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и

римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену

прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих

мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал,

привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И.

Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), «Персей и Андромеда» Рубенса,

«Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембранда. Античность

была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник

приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период

ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова

обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой

жизни. Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная

мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический

смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р.

Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других

гениев.

Сегодня стало очень модно увлекаться астрологией. Ни одно уважающее

себя печатное издание не выходит в свет без гороскопа на день, неделю,

месяц, год. Да и многие из нас (не будем скрывать) перед каким-либо важным

жизненным событием непременно интересуемся: «А что же предсказывают

звезды?». Но, я думаю, не все задумывались о том, откуда берет свою

терминологию эта наука, В Астрологии названия большинства планет

заимствованы из Римской мифологии (чаще всего). Им также присвоены

характеры и образы мифологических божеств. Известный нам бог Гермес (у

римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником богов. С

быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний конец света в

своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям

богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей.

Он же бог и красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не

может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве.

Астрологический Меркурий выражает готовность и стремление к контактам и

пониманию, ему присущи посреднические способности, ясная речь, логический

ум, предпринимательский способности. Обладает быстротой реакции и умением

формулировать мысли. Слабый Меркурий характеризуется склонностью к

поспешным суждения, обману, критиканству или в лучшем случае к

обоснованной, но острой критике. Из вышесказанного видно, что

характеристики планеты Меркурий в астрологии явно совпадают с чертами

Меркурия-бога.

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения,

как «Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в

лету», «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны»,

«Геростратова слава» и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней

мифологии. Вот примеры некоторых из них:

«Ахиллесова пята» - пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как

ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа

младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда

«ахиллесова пята» - уязвимое, слабое место[1];

«Кануло в Лету» - в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего

земного воды реки Леты. Это выражение означает - забыть навсегда;

«Все в Тартарары» - мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Все что ни сделано, все напрасно;

«Геростратова слава» - слава о Герострате, который желая прославиться,

сжег храм Артемиды в Эфесе означает память о злодеянии;

«Танталовы муки» - Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он

считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида.

Там он несет ужасное наказание. Мучимы жаждой и голодом, стоит он в

прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит

наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал,

как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой

Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы;

почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный

голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв

бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын

Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой[2].

Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания

близости желанной цели и невозможности ее достичь.

«Дойти до Геркулесовых столбов» - столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы

столпы (столбы) - древнее название двух скал на противоположных берегах

Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил

ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле «дойти до

Геркулесовых столбов» означает «дойти до предела»;

«Нить Ариадны» - Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна

дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру

и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение «нить Ариадны»,

«путеводная нить»;

«Сизифов труд» - за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание

в загробной жизни. «Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный

камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от

тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие - и окончен будет труд Сизифа

, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая

облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень

Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.[3]» Это выражение

стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

Не отдавая себе отчета мы порой говорим о титанических усилиях и

гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли,

боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога

Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском

спокойствии (которым обладали древние боги - обитатели священной горы

Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов,

описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и

уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной

женщины - амазонке.

Поскольку так часто в своей жизни мы встречаемся в мифологией,

интересно было бы узнать - что же вообще такое мифы? Этому и будет посвящен

данный реферат.

Миф. Его определение, происхождение.

Слово миф происходит от греческого Mythos - сказание, предание.

Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о

явлениях природы, о богах и легендарных героях. Еще одно значение слова миф

- вымысел. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и

познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в

различных областях греческой земли, сложились отдельные циклы о судьбах

героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни,

исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени

объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея»

Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиола и множество других, не дошедших

до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до н.э.

- Эсхил, Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних

сказаний о богах и героях.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся

познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами,

вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира

пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход

аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те

же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает

человек. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном

происхождении мифов: «Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать

в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного

опыта. Его ни в чем нельзя убедить.

На островах Никобар бывает болезнь от ветров, против чего туземцы

совершают обряд «танангла». Каждый год бывает эта болезнь, и каждый раз

совершается этот обряд. Несмотря на всю его видимую бесполезность, ничто не

может убедить этих туземцев не совершать его. Если бы тут действовало хотя

бы минимальное «научное» сознание и «научный» опыт, они скоро бы поняли

бесполезность этого обряда. Но ясно, что их мифология не имеет никакого

«научного» значения и ни в какой мере не есть для них «наука». Поэтому она

«научно» неопровержима...

Итак, миф — ненаучен и не базируется ни на каком «научном» «опыте».

Говорят, что постоянство явлений природы должно было с самых ранних пор

заставить толковать и объяснять эти явления и что мифы, поэтому, и есть эти

попытки объяснения природной закономерности. Но это — чисто априорное

представление, которое с одинаковым успехом может быть заменено

противоположным.

В самом деле, почему, собственно говоря, постоянство тут играет роль и

именно такую роль? Раз явления протекают постоянно и неизменно (как смена

дня и ночи или времен года), то чему же тут удивляться и что именно тут

заставит придумать научно-объяснительный миф? Мифическое сознание скорее,

пожалуй, задумается над какими-нибудь редкими, небывалыми, эффектными и

единичными явлениями, и скорее дает не их причинное объяснение, но какое-

нибудь выразительное и картинное изображение. Постоянство законов природы,

таким образом, и наблюдение над ними ровно ничего не говорит ни о сущности,

ни о происхождении мифа.[4]»

В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем

древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность

неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился

в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их

верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий

первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав

своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и

непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое

главное, бессмертием.

Основные темы.

Основным источником вдохновлявшим древних людей на создание мифов, как

уже говорилось выше, была окружающая их среда. То, что с научной точки

зрения они не могли объяснить, овевали мифом. Откуда и куда идет солнце по

небосклону, отчего бывает гром и молнии, почему на земле так много

разновидностей разных тварей и почему одни из них приятны человеку, а

другие наводят страх...

Можно выделить следующие темы:

Окружающий мир, его происхождение;

Природные явления;

Животные;

Жизнь людей, причины их счастливого и жалкого существования;

Загробное царство и конец Света;

Вот как описывает начало всех начал древнегреческий поэт Гесиод:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нем заключался

источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и

бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко

раскинулась она, могучая и дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое

небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная

вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь -

Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А

от Ночи и мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День -

Гемера. Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и

день. Могучая благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо -

Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран - Небо -

воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и

шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын,

титан океан, обтекающий всю землю и богиня Фетида породили на свет все

реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же

Гипперион и Тейя дали миру детей: солнце - Гелиоса, луну - Селену и румяную

Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые

горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей,

восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий

обильные дождем тучи.[5]»

У древних греков существовал миф о Великом потопе, который стал позже

первоисточником для библейского сюжета. «Все нечестивей становились люди, и

задумал Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой

сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам,

лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень

хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Скрылись

под водой города со своими стенами, домами, храмами. Постепенно вода

покрыла все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась

под бушующими волнами. Одиноко поднималась средь волн вершина двуглавого

Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели

богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых

водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людей медного века. Лишь

двое спаслись - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету

Прометея Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных

припасов и вошел в него со своей женой. Девять дней и ночей носился ящик

Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец волны пригнали его к

двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом прекратился. Девкалион

и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода

схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобно

пустыне.[6]» Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни,

которые ударяясь о землю превращались в мужчин и женщин. Так создался новый

род людей, происшедших из камня.

Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние

греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах

пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: «Тьма окутала все

кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю

неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея.

Много их, они усеяли все ночное темное небо.[7]» Затем на смену выезжает на

своей колеснице луна: «Вот как бы легкое зарево показалось на востоке.

Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -

Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна,

величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны

на головном уборе...Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий

грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный

Эндимион[8]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет

ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так

печальна Селена и печален свет, который льет она на землю[9].» Восход бога

Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа:

«Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари

Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается

восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро

выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых

крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом.

Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы

сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся

ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса.

Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице

которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней... В

лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет

живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой

дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его

золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где

находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти

в прежнем блеске на следующий день.[10]»

Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее

как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их

основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что

времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная

Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и

влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней

втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном,

она разгневалась на Зевса и: «...покинула богов, покинула Олимп, приняла

вид простой смертной и, облекшись в темные одежды долго блуждала между

смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на

деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы

опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые

виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод

царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но

ничего не видела и не слышала Деметра , погруженная в печаль.[11]»

Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не

хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и

вновь все зацвело и зазеленело на земле. «нежной весенней листвой покрылись

леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились

хлебородные нивы...Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и

дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз

Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся

природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний

ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы

проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.