бесплатно рефераты
 

Основные этапы развития культуры Египта

ваз.

Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях

художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности

декоративного использования данных материалов; красота полированных

поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала

были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С

другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством,

являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения

профессионального искусства.

Искусство времени Среднего царства

(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях

отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно,

использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть

законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих

владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав

связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего

царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских

каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки

пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом

деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент

сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне

пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей

Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды

примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от

которого шел проход к храму в долине.

Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для

официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его

заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по

назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти

памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но

передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза,

заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют

древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в

росписях гробниц придворной знати.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в

частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте.

Именно в этих центрах развивались более передовые художественные

направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно

закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую

приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно

побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20

веке до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе

они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам

собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя

зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц

этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь

мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его

переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении

нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность

общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда

традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи

окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед

искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической

обстановкой.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных

статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и

пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого

вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то

луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в

гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются

разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно

чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной

правдивости.

Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее

развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим

ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и

возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся

приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.

Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории

египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего

царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым

средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания,

увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост

реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников -

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

Искусство времени Нового царства

Искусство времени XVIII династии (16-15 века до н.э.)

Для искусства Египта этого периода становится характерным стремление к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. В процессе

сближения Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья также расширились

горизонты, изменились многие понятия, оживился весь темп общественной

жизни. Естественно поэтому, что в различных сторонах творчества этого

времени наблюдаются поиски новых образцов и новых художественных форм, в

частности развитие реалистических стремлений в литературе и искусстве, что

привело к новым решениям ряда художественных проблем.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы

лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое' положение Фивы заняли не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,

Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,

пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый

богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в

течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой

земли - Гомером:

"Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех, кто

приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался

город, все еще хранит следы его былой славы.

С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства

намечается наступление нового этапа, который, начинаясь в годы правления

Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III и подготавливает

искусство Амарны.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего

обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм

начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая

иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей

статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов

париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых

способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,

объему, живописности.

В скульптуре, как и в зодчестве, фиванская школа заняла ведущее место.

Именно в Фивах - столице Египта - строились теперь главные храмы, для

убранства которых применялось все большее количество статуй, равно как

много статуй посвящали в эти храмы и ставили в гробницы столичных

некрополей.

Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII династии, ярко

проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого храма

было сделано свыше двухсот статуй, показывает, каким событием в

художественной жизни Фив было его сооружение и каким стимулом оно должно

было послужить для развития фиванской скульптуры. Лучшие мастера работали

над осуществлением гигантского замысла Сенмута, и естественно, что именно

здесь, как в фокусе, отразилось все то новое, что созревало в

предшествующие годы.

Подобно официальной скульптуре самого начала XVIII династии, и статуи знати

этого времени еще во многом связаны с памятниками Среднего царства, хотя в

них уже ощущаются и черты нового стиля.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего

обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм

начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая

иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей

статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов

париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых

способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,

объему, живописности.

Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для

него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которым

отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные

инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее

становятся комбинации орнаментов. Применение вертикального ткацкого станка

позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовской

техники. Характерно увлечение разнообразными растительными мотивами. Оно

возникло в связи с общей популярностью "садовой тематики, которая вслед за

развитием садов при дворцах и виллах широко распространилась в искусстве

(росписи полов в виде цветов, зарослей и т. п.) и отклики которой мы видим

и в литературе. Усиливается применение растительных мотивов в орнаменте.

Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются

теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме

лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди

них рыб.

Искусство времени Эхнатона и его приемников (Амарнское искусство)

(первая половина 14 века до н.э.)

В этот период произошел решительный перелом и в искусстве, столь тесно

связанном в Египте с религией. Уже памятники, созданные в начале правления

Эхнатона, резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от

ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя.

Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до

перенесения столицы в Ахетатон, равно как датированные шестым годом

правления Эхнатона рельефы на пограничных плитах новой столицы и ранние

рельефы ее храмов Фараон изображен здесь с некрасивыми чертами лица и

формами болезненного тела. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах:

они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного

фасного разворота плеч.

Естественно, что изменилась не только форма памятников, но и их содержание.

Так, впервые появились изображения египетского царя в быту. Рельефы на

стенах амарнских гробниц придворных показывают царя и его семью на улицах

города - в носилках или на колесницах, во дворе - то за обедом, то в узком

семейном кругу. Впервые всюду, даже в сценах награждения вельмож и

получения дани от покоренных народов, вместе с фараоном изображена его

семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой

семьи. Характерно и стремление передать конкретную обстановку, в которой

происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство

не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов,

храмов.

В итоге почти все композиции художникам Ахетатона пришлось создавать

заново, в том числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия

потребовала и новых обрядов и новых типов святилищ, где культ солнца

совершался под открытым небом.

Однако постепенно обостренность новых черт в произведениях мастеров

Ахетатона стала исчезать, уступая место яркому расцвету их творчества.

Впервые египетские художники были внезапно освобождены от веками

сдерживавшего их искания канона и смогли создать подлинно прекрасные

памятники, доныне производящие незабываемое впечатление и вызывающие

заслуженное восхищение.

Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются

портретные головы Эхнатона и членов его семьи. И прославленная раскрашенная

голова царицы Нефертити из известняка, и не менее замечательные, не вполне

законченные ее же портретные головы из песчаника являются поразительными

произведениями большого реалистического искусства, созданного за тысячу лет

до расцвета искусства Греции.

Значительно расширяется роль пейзажа. Стремление прославить нового бога,

солнце-Атона как творца вселенной выразилось в своеобразных сценах

почитания Атона не только людьми, но всей природой

Таким образом, благодаря утверждению и расцвету новых взглядов на мир и

последовавшему в итоге реформ Эхнатона разрыву с традициями художники

Ахетатона, освобожденные от прежних канонов, сумели создать замечательные

по своей жизненности памятники.

По аналогичному пути развивалось и художественное ремесло, где с небывалым

разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы и

особенное внимание уделялось богатству расцветки изделия, в частности

предметов из фаянса и стекла

При загородных дворцах находились большие сады с прудами и даже особыми

помещениями для зверинца.

Расцвету искусства Ахетатона был положен внезапный конец. Реформы Эхнатена

не имели успеха, так как рядовые свободные не получили никаких существенных

преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять юный

Тутанхамон был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством.

Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством

внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских

владений, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе

с Амоном. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные

сдвиги в различных областях культуры, что полный возврат к старому был уже

невозможен. Подобно тому как разговорный язык прочно удержался и в

художественной литературе и в деловых документах, так и в изобразительном

искусстве нельзя было вычеркнуть все то новое, что было осознано и освоено

мастерами Ахетатона.

Следует учесть, что те же мастера были творцами и произведений, созданных

при ближайших преемниках Эхнатона. Эти памятники полны традициями Амарны и

явно близки к ней и в скульптуре, и в росписи, и в художественном ремесле,

как это видно хотя бы по образцам, найденным в гробнице фараона

Тутанхамона. Она не была разграблена и сохранила замечательные памятники из

ценнейших материалов. Среди них - великолепная золотая портретная маска

фараона со вставками из лазурита на головном платке и из различных

самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье, литой золотой гроб царя, также с

портретным лицом и с инкрустациями из камней и паст, замечательные сосуды

из алебастра. В одном из них, изображающем лежащую козочку, хранились

благовония, другой, сделанный в виде пучка лотосов, служил светильником: в

чашечки цветов наливалось масло, и огоньки светилен позволяли оценить и

тонкость резьбы сосуда и великолепие сквозящего камня.

Трудно перечислить все шедевры художественного ремесла, обнаруженные в

гробнице Тутанхамона: здесь и кожаные сандалии, украшенные золотым лотосом

с вставками из лазурита, сердолика и амазонита и ромашками из желтого и

красноватого золота, четко выделявшимися на фоне голубого фаянса; и золотые

кинжалы с . великолепно отделанными рукоятками и ножнами, и различные

золотые ожерелья со множеством вставок из самоцветов и стекла; количество

их в одном только ожерелье доходило до 166 штук.

.Несмотря на то, что после восстановления старых культов художники были

вынуждены вернуться к прежним образцам, они сумели вдохнуть в них столько

разнообразия и смелого новаторства, что превратили их, в сущности, в новые

композиции, как это можно видеть хотя бы по росписям на упомянутом ларце

Тутанхамона с изображениями битвы и охоты.

Но значение искусства Амарны не ограничилось только временем ближайших

преемников Эхнатона, оно сыграло существенную роль и в сложении

замечательного искусства периода XIX династии, а тем самым и всего

искусства второй половины Нового царства в Египте.

Искусство второй половины Нового царства

(14-11 века до н.э.)

Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное

стремление вернуться к традициям доамарнских лет. Однако это стремление не

могло осуществиться полностью, так как значение амарнского искусства было

слишком велико и к тому же перед художниками рассматриваемого периода

встали новые задачи.

Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной власти

внутри страны и ее международного престижа. Для успешного проведения этой

политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными

на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной мощи, придать

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.