бесплатно рефераты
 

Олимпийские игры в античности

правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право

лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста,

не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали

допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно

составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до

н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и

рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины

(исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя

девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их

сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако

исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских

игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при

состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра,

тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла

на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы

отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои

первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений:

поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими

победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в

правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-

участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня.

Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям

и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной — на

более длинные дистанции — бег (диаулос), и они продляются до трех дней.

Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней

проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720

г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один — долгий

(долихос) — 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже — с 65-й

олимпиады — добавился еще бег в полном вооружении — гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон — пятиборье: метание

диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688)

— кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) — бег на колесницах с четверкой

лошадей и панкратий (панкратион) — комбинация борьбы с кулачным боем. Кроме

перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические

состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег

и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми

лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на

жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились

также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин

(эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами

(лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр,

присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также

театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры.

Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену

Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились

каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными

волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский

стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками

из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также

они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В

первый день производился тщательный осмотр участников, а также

торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в

булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не

нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь,

клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам.

Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные

деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся.

Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем

следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй

день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон,

кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу,

борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком

посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию

Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым

своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по

сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо

боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными

кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были

обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить

соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели

значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и

бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок

мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или

просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о

многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи

засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу,

назывался триадденом. Самым курьезным и трагическим за всю историю

Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564

г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил

ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал

сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя

побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи,

оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов

сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли

оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на

голову трупу надели оливковый венок.

Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела

маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать

специальными приспособлениями — стригилами.

Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) —

гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для

большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые

гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок

совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял

руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при

касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было

необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале

упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более

четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания

определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в

руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину

приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие

могло сопровождаться аккомпанементом флейты.

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием

в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений

– гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены —

один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая

дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и

обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием —

гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.

Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых

упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск

без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание

могло производиться только в вертикальной плоскости.

Помимо уже упомянутых бега, борьбы, прыжков в длину и метания диска в

пентатлон входило еще и метание копья. Кстати, согласно греческой

мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном — легендарным предводителем

аргонавтов. В Олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне,

так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метания диска и копья —

только в пятиборье. Очень интересным было определение победителя в

пентатлоне. Оно осуществлялось на основе принципа выбывания. Поскольку бег,

прыжки и метания копья и диска требовали разных физических усилий, чаще

всего победителей было четверо — по одному в каждом виде. Иногда один

участник становился победителем в двух видах состязаний, а в двух других

достигались равные результаты. Или два участника побеждали каждый в двух

видах соревнований. В таких случаях состязания в борьбе проводились

обязательно — для определения финального победителя. А если в трех видах

пентатлона побеждал один и тот же участник, то пятый вид состязаний не имел

значения.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно

также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную

рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему

вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание

делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую

пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические

состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и

колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований

отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с

небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый

аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из

захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот

выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому

богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о

честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько,

кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую,

вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что

и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на

ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия —

около 770 м.

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского

владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В

65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс,

участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей

при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но

Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности — на 293-й

олимпиаде — положил набожный римский император Феодосий I в 393 г. н. э.,

усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.

IV. Программа Олимпийских игр. Олимпионики

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр

для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-

й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в

соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й

день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в

4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был

посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до

н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м).

В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2

стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24

стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон,

состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23

Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится

бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.)

верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и

состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен

бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.)

появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.)

кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.)

синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й

Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131

Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200

до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках,

состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые

спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики

вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно

объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для

всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады

часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты

награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию,

посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе

свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь

олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми

поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу

знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он

родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных

повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех

празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и

почитались как местные герои.

V. Значение Олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира,

священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства.

Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они

помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города

устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса

Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился

обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить

стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в

Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими

сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др.

Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных

договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю

Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось

известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк

Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам,

четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше

превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец

Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес

Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они

возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены

римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4

г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых

правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока,

приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие

состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры

были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по

счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского

императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась

Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

VI. Влияние Олимпийских игр на религию и политику

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с

одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей

самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой

стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства,

напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых

общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех

зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные

празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и

общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии.

Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать

древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь

победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с

современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади,

взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком

сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно

разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и

близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного

меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том,

что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые

четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При

тесной связи которая существовала в античности между государством и

религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно

ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет

вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей

наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в

Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы

изобрести ничего другого.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.