бесплатно рефераты
 

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Ур филиал СибГУТИ

РЕФЕРАТ

по Культурологии

на тему:

«Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода»

Выполнил: студент гр. М-21

Бунзяк Николай Михайлович

Проверил:

Махова Татьяна Викторовна

Екатеринбург, 2002

Содержание

1. Введение ………………………………………………………3

2. Культурные преобразования в России

после Октябрьской революции ………………………………5

3. Литература и искусство в СССР в 20 годы…………………..7

4. Культурное развитие СССР в 30 годы ………………………10

5. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный

период …………………………………………14

6. Наука и культура в период «оттепели» ………………………16

7. Культура периода «застоя» …………………………………..18

8. Общественная и культурная жизнь в СССР

1985-1991 года …………………………………………………21

9. Культура последнего десятилетия ХХ века …………………23

10. Список используемых материалов …………………………..26

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей

чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены

одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют

и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в

сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на

этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании

представители различных общественных классов употребляют несколько

отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,

некоторые группы употребляют

“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально

тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные

группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и

культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между

группами.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им

становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем

форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир

организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть

различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры

матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына

сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,

обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей

Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к

которым принято относиться особым почтением. В английском и американском

обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у

англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних

родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в

окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью

понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в

пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно

белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить

ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы

уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,

что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают

взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях

между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере

сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к

которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных

принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму

на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный

строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей

в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша

законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,

ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко

мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют

десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,

порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной

собственности.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

Культурные преобразования в России после Октябрьской революции

Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став

рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории –

советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г.

следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием

русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры

стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.

Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и

отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории

послереволюционной России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту

двойственность, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции

партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие

системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об

отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным

просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную

комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось создание

системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые

послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте.

Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В

1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!».

Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом

масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых

явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926

г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51

процент.

Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего

профессионального образования. Массовыми формами подготовки

квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы

фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и

техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и

крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие

факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня.

Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются

представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат и «трудовое»

крестьянство.

Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными

трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком

преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или

изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был

Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее

качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием

масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без

некоторой потери качества.

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского

государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из

которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру

установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и

философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к

«пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные сформировать

марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс

учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика

диктатуры пролетариата и пр.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные

меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного

наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании «революционных масс»

с бытом «господствующего класса», подчас подвергалось бессмысленному

варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока

Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране

библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных

усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось

сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень

многое было утрачено.

Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения

грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О

необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции.

Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за

противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена

реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных

перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась

как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, ?,?, ?,

употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими

обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов,

оканчивавшихся на согласные.

Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и

развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям

естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись

условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое

вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования,

начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая

ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации. Один из

основоположников русской научной школы физиологов растений, член-

корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор

фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был

депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла

деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера, автора более

чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные

авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический

институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником

современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по

инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт

полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую

деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института

физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники

К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука

С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер;

биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями

Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о

биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ

(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов

– физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН

СССР.

Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла

Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем

в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-

исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала

30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших

в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с

идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами

в этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей

(историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве,

социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ

Н. А. Бердяев и многие, многие другие). Видную роль в отечественной

гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции

придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является

фигура М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Покровский был

участником Октябрьской революции, с 1918 г. заместителем наркома

просвещения, руководителем Коммунистической академии, Института красной

профессуры и т. д. и т. п. Вместе с тем он был видным историком, одним из

первых применившим теорию К. Маркса для исторического исследования,

основателем целой исторической школы. Подходы Покровского подчас грешили

вульгарным социологизмом, и все же его вклад в становление советской

исторической науки был весьма значительным.

В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей

отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со

сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой

властью. Поначалу сотрудничество было обусловлено страхом смерти или

изгнания. Затем ко многим представителям интеллигенции пришло понимание

того, что, как бы то ни было неприятно, большевики прочно утвердились у

кормила власти, а значит, помощь советскому государству – их патриотический

долг, их обязанность по отношению к Родине и своему народу, пусть и

представшим в образе Страны Советов. Понимание этого появилось даже у тех,

кто в период революционных катаклизмов оказался в эмиграции. В начале 20-х

гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде

возникает движение сменовехства, получившее название от литературно-

политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921–1922 гг.

Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от

конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.

Литература и искусство в СССР, в 20-е гг.

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие

искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается

большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы

в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во

многом осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные

кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали

действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают

новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит

за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП,

«Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I

Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили

писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные

критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых

организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и

РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового

пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была

создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые

интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина,

Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело

пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители

РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых

врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди

авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только

А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы

революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал»

(Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером

которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого

советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь».

«Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею

внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания

мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.