бесплатно рефераты
 

Национальные особенности Китая

Национальные особенности Китая

Майкопский Государственный Технологический Институт

Политехнический колледж

[pic]

По предмету: Социальная Психология

На тему: Национальные особенности Китая

Выполнил:

Студент группы БО-22

Таскаев Вячеслав

Проверил:

Куприенко В.М.

Майкоп 2003

План:

1. Традиции Китая.

2. Религии.

3. Традиции культа личности предков.

4. Вера в духов.

5. Культ дракона.

6. Медицина.

7. Астрономия и география.

8. Одежда.

9. Национальная кухня.

10. Иероглифы

11. Театральное искусство.

12. Архитектура и строительство.

13. Изобразительное искусство.

14. Декоративно-прикладное искусство.

15. Праздники.

16. Список литературы

Традиции Китая

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая,

стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой

нитью преемственности.

Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и

вышивания, национальной кухни, живописи и другие.

При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью

китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества –

трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и

таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и

техники.

Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцы

у себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякий

кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его

добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего

привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствие

жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не

могут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной и

поныне.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в

жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.

Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе

спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности

своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его

женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире,

усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда

обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали

себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым

родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков

испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и

навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.

Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего

мужского: дочь, выйдя

замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену

и будет

продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает

число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь

именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и

лишалась права служить своим родственным предкам.

Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ

предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а

поэтому в глазах

китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.

Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким

уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом

для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим

последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает

бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых

женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от

новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое

представление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимоверная

радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков;

рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить

замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат,

совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до

крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном

обществе ХХI столетия.

Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунго

шэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской

молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: “Кое-где день свадьбы

назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет

“счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан,

бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим

предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напиток

потомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора

до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много

душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот

ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.

Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по

сравнению с прежними”.

В жизни современной китайской семьи большой проблемой является

демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское

правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не

более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от

государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются

различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и

т.п.).

Религии.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии:

буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее

распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их

называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся

мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»

(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре его

внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика.

Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы),

благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе

высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен

обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления

жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень

большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели.

Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны

подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать

цзюньцзы, все

зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный

муж.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы

народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы

непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей

он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,

но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это

элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что

государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа

специального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал

учение о сяо,

сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли,

похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству

изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли -

этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в

разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком

иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин -

выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их

названием…

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа

семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного

превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к

росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к

совместному проживанию близких родственников резко преобладало над

сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и

родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава

семьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всего

социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти

за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а

потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы

не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего

облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и

соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на

шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и

обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,

приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,

нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во

чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь

играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны

с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими

мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время

культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи

великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на

цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и

невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра

Мира, Китая.

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало

большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и

административная система, и верховный регулятор экономических и социальных

процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция

китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство

формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию

поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм.

В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское

течение –

даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии.

Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин».

Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли

Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его

личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали

против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека.

Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и

легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди

должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от

достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма

воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать

естественности первых людей.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый

вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно

вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего

предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется

организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,

основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и

вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается

на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил

оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:

если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.

Даосизм осуждает войну.

Буддизм.

Будда принадлежал к царскому роду Шакья, правившему в небольшой

области на склонах непальских Гималаев. Будда" означает "Просветленный",

"Пробужденный", это - церковное имя. Учение Будды вращается около двух

пунктов: страдания и спасения. "Подобно тому, монахи, говорится в нем, как

океан имеет только один вкус - вкус соли, так и это учение имеет только

один вкус -вкус спасения". Оно ставит себе таким образом вполне

определенную практическую цель - спасение.

Все учение Будды основываются на так называемых "четырех благородных

истинах". Эти истины следующие: страдание, происхождение страдания,

уничтожение страдания и путь, который ведет к уничтожению страдания.

Другими словами: 1) Все, что существует, подлежит страданию. 2) Причина

страдания - человеческие страсти. 3) Освобождение от страстей освобождает

от страдания. 4) Путь к освобождению - "благородный восьмичленный путь".

Первая истина устанавливает, следовательно, присутствие страдания в мире,

вторая объясняет причину его, третья утверждает, что оно может быть

уничтожено, и четвертая поясняет, как его можно

уничтожить. Эти четыре благородные истины играют главную роль уже в

первой проповеди Будды.

Четвертая истина получила в буддизме тщательную разработку на

протяжении двух с половиной тысячелетий, собственно она и является

религиозной практикой буддизма. Для достижения просветления и освобождения

следует продвигаться путями, включающими Три Практики (тришикша):

практику нравственности (шила), практику сосредоточения (самадхи),

практику мудрости (праджня).

Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их всех

лежит этика воздержания от 10 недобродетелей. Из них 3 относятся к

действиям тела, 4 - к действиям речи, и 3 - к действиям ума.

Три физические греха суть:

1. Лишение жизни живого существа: от убийства насекомого до

убийства человека.

2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, не-

зависимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие со-

вершено самолично или через чье-то посредство.

3. Сексуальный проступок: разврат.

Четыре недобродетели речи:

4. Ложь: обманывать других словами или действиями.

5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в

согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в тупик.

6. Грубость: оскорблять других.

7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний

и прочих скверн.

Три недобродетели ума:

8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо,

принадлежащее другому.

9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой или

малый.

10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существую-

щее, как например закон перерождений, четыре благородные истины и тому

подобные доктринальные положения буддизма.

Пять первых пунктов обязательны для любого верующего мирянина

(иногда 5-ый пункт для мирян заменяется запретом пить опьяняющие

напитки), остальные пять (разумеется, вместе с первыми пятью) - для монаха.

Практика сосредоточения включает медитацию, которая представляет собой

однонаправленное сосредоточение сознания на предмете размышления. Имеется

много видов медитативного сосредоточения, среди которых выделяется особо

практика безмятежности (самадхи). Суть самадхи – это сосредоточенное

удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с

блаженной подвластностью воле.

Не ограничиваясь отрицанием вечной души, буддизм вводит новое понятие,

которое должно определить то, что в других доктринах именуется "душой".

Этим понятием становится "поток" (сантана). По учению буддизма, личность -

лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний сознания, но она остается тем

не менее чем-то единым на протяжении многих перерождений и все ее

элементы, постоянно обновляясь, сохраняют связь между собой. Представление

о сантане служит в буддистской доктрине предпосылкой к своеобразной

трактовке идеи кармы. Смерть есть неизбежное прекращение сантаны,

"приостановка потока", причем прежние связи рвутся и целое окончательно

распадается на элементы. Однако на элементах остаются следы переживаний,

размышлений и поступков закончившейся жизни, они предопределяют изменения в

элементах так, что похожий поток воспроизводится вновь и вновь, не

отпуская индивида из круга повторяющихся в разных мирах существований. В

этом смысле новое рождение - результат событий, происшедших в предыдущей

жизни.

Теория "расчленения личности" легла в основу позднейшей философии

буддизма, центром которой стала так называемая теория дхарм. Речь идет о

комплексе психических первоэлементов, из которых состоит всякое состояние

сознания, неважно относится оно к восприятию тела и внешних предметов

или к восприятию внутренних переживаний и мыслей (которые мы

связываем с представлениями о душе.

Традиции культа личности и предков.

Древние китайские мыслители считали небо владыкой мира, источником

активного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, то

оно даровало власть правителю, который управлял подданными по “небесному

велению”, считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном

Неба.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название “сто

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.