бесплатно рефераты
 

Личность и культура

Личность и культура

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА"

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором

он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает

основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный

мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная

земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему

социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных

потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель

города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины,

России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих

правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере

поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах.

Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая

личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный

личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций.

Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им

специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей

составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин

появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли,

воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе

частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало

обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов

деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными

языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и

вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с

ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее

имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное

искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура

понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда

включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство

культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к

таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура

общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует

несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы

поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое

использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется

точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может

полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно

в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или

иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила

многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного

понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано

более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю

область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение

понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в

1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя

знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и

привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" (217,

с. 1). Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения,

окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых

предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что

культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется

членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный

продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт,

чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их

частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи,

фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом

продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из

этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального

наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам

воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения,

которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся

позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и

нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова,

используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди

создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из

произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей,

зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и

используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и

форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная

культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры,

мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и

зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к

выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат

нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей

будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой.

Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в

истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро

восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых

для их восстановления. Иными словами, неразрушенная нематериальная культура

позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. С другой

стороны, пирамиды Древнего Египта не восстанавливались, но тем не менее

служат предметом материальной культуры, так как сохранились определенные

элементы нематериальной культуры: метод их постройки, дошедшие до нас

знания о духовных ценностях, заставивших фараонов возводить такие

сооружения. Вместе с тем ценности исчезнувшей нематериальной культуры

утратили для нынешних поколений свое культурное значение. Поэтому мы

называем пирамиды Древнего Египта монументами мертвой культуры, утратившей

актуальность своего нематериального содержания.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной

группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о

культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует

специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев,

верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая

отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и

независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является

каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества

как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью

закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от

доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и

общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых

систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и

Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время

каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в

значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в

обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура

каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его

членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за

границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.

§ 2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ

Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и

обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их

единственно правильными и разумными. Поэтическоe выражение "обычай - деспот

меж людей" достаточно емко отражает те обстоятельство, что люди сами

создают такие культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые

принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и

что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая,

которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом

осуществляется это нормативное воздействи? Для того чтобы существовать в

социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими

людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного

действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее

представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком

направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления

нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо

социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для

того чтобы успешно существовг в обществе, взаимодействуя с другими

индивидами. Подобные обц шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие

это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в

очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти

действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет

такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно

воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не

имеет норм, относящихся к этому действию (14, 116).

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным

образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения

нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или

стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым

члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы,

основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно

устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия

совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают

соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся

неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом

дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности.

Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди

стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися

условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если

некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут

быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее

значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например,

государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения),

изменить крайне сложно и принятие их в измененнном виде членами общества

может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации

норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в

порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Социальная жизнь человека всегда полна проблем: как приспособиться

к окружающей действительности? как разделить плоды тяжелой или доброй

судьбы? как соотнести себя с другими людьми? и др. Каждый старается сделать

все возможное для решения этих проблем. В ходе удачных и неудачных попыток

различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор

работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом

взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Индивиды,

входящие в социальную группу, могут, например, есть один, два или более раз

в день; делать это можно стоя (на светских раутах), лежа (как патриции

времен Римской империи) или сидя по-турецки; есть можно всем вместе или

отдельно, пальцами или вилкой, начать с вина и закончить рыбой или

наоборот. На Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в

одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем

положении, на деревьях. Насчитываются тысячи общепринятых образцов

поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения

выбираются самые работоспособные и удобные. Путем проб и ошибок, в

результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности

социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения,

повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных

потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты

поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной

культурой или обычаями (169, с. 49).

Следовательно, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные

и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне

улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично

путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения.

При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему

представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством

элементов обыденной культуры. По-скольку он постоянно видит перед собой эти

правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми.

Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к

само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь о их происхождении.

Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя

когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно

отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного

общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других

групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами

совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в

средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает

расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества

имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их

число значительно увеличивается.

Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной

практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее

важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов

группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы

неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность,

несущественная деталь которая вызывает лишь кратковременное замешательство.

Но если i условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребен

ка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей Такой

поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье i

психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремите; избегать

подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

. те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и

вежливости;

. те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они

считаются существенными для благополучия группы или общества и их

нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что

должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными

общественными способами существования индивидов, мы будем называть

нравственными нормами, или нравами.

Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и

неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и

запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют

подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет

бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно,

считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы

неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных

группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или

не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для

многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается

использование некоторых слов (так называемых нецензурных слов). Такие

нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной

группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не

кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом не

обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были

действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что

какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в

появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы - это вера

в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы

не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то

хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни

и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного

напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что

отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное

действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно

быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные

нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового

благополучия.

Двум боливийским этнографам посчастливилось наблюдать весь процесс

формирования нравственных норм в одном из индейских племен Южной Америки в

течение буквально нескольких месяцев. Все началось с того, что по

случайному совпадению несколько индейцев племени утонули во время плавания

в речном омуте. Общественное мнение племени пришло к заключению, что в

омуте таится какая-то опасность. Индейцы начали избегать этот омут и

близкие к нему места. После вмешательства старейшин и шамана омут стали

считать дурным местом, а тех, кто посещает это место, объявили испорченными

злыми духами. Люди постепенно забыли истинную причину запрета, и

нравственные нормы абсолютизировались вокруг местности, в которой

расположен омут. Таким образом, можно сделать вывод, что нравственные нормы

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.