бесплатно рефераты
 

Культурные традиции Киевской Руси

Культурные традиции Киевской Руси

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ УКРАЇНИ

НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ УКРАЇНИ

"КИЇВСЬКИЙ ПОЛІТЕХНІЧНИЙ ІНСТИТУТ"

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТУ ТА МАРКЕТИНГУ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Р О Б О Т А

з дисципліни “КУЛЬТУРОЛОГІЯ”

на тему: "Культурні традиції Київської Русі"

Виконав студент 4 курсу, групи ЗУВ 61

факультету менеджменту та маркетингу

КИЇВ 1999

План работы:

|Духовная культура: | |

|1.1 Солнечные боги славян. | |

|1.2 Славянская мифология: | |

|1.2.1Вступление. | |

|1.2.2Происхождение богов. | |

|1.2.3Изображение богов. | |

|1.2.4Храмы. | |

|1.3 Народные и языческие праздники Древней Руси: | |

|1.3.1Возникновение религиозных праздников у славян. | |

|1.3.2Земледельческий религиозный культ древних славян. | |

|1.3.3Религиозный культ в славянском городе. | |

|2. Материальная культура: | |

|2.1 Зодчество Древней Руси: | |

|2.1.1 Ах, дерево, дерево... | |

|2.1.2 Архитектурно-композиционные формы и их эволюция. | |

|2.2 Живопись Древней Руси. | |

|2.3 Прикладное искусство: | |

|2.3.1Внутреннее убранство дома. | |

|2.3.2Золотая хохлома. | |

|2.3.3Русский народный костюм. | |

Духовная культура

Солнечные боги славян

Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции

предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным

человеком.

До христианства и другими монотеистических религий все народы были

язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт

отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в

худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история

народов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека,

исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в

школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только

ученики, но и учителя.

Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в

себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках

союза племен, могла быть меж собой весьма различной.

Славянские язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в

силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших

предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных -

пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле,

считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь

в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в

небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется

на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности у

славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде

треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср.

санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также

горящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор-

летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось

Крада (Кродо).

Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий;

отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких.

Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилась

дыхание, говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки,

первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9

марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период

борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты;

говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовения

умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным

календарём, был перенесён на 1 мая и считался бесовским, нечистым днём,

вернее – ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день

поминовения умерших и христианская Пасха сблизились.

Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло

славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху.

Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил

язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков,

переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в

конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика,

растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское

Православие.

Так или иначе, во сегодня древняя вера наших предков (разных племен)

похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить

по обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не

восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований.

Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить)

представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов

можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились

лишь имена.

Наиболее древние неперсонифицированные боги славян – Род а Рожаницы. Род

иногда отождествлялся с фаллосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным и

дождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающее

начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному

миру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались

в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались –

получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба,

Дидилия, Зная и т. д.

К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини

(наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов

природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный

бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема

(домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной),

лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты,

неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай вас

злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами),

кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество

неспокойных снов и ночных явлений)".

Берегинь было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в

поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед - прародитель,

предок. Баба Яга - изначально древнее положительное божество славянского

пантеона, хранительница рода и традиций, детей, а в период насаждения

христианства превращена в злобного демона. Семаргл - священная крылатая

собака, охраняющая семена и посевы и др. Стратим - мать всем птицам,

старейшая и большая. Сирин - сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла

Феникса. Чур - божество границ, он освящает и защищает право собственности

"чур-мое". Стрибог - бог воздушных течений и стихий. Сварог - бог неба.

Хорс - бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид - присущие богу солнца. Коло

- солнце-младенец отсюда "коляда". Среча - ночная богиня. Белбог -

хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, то

есть доброго бога. Перун - громовержец, бог западных славян. Велес и Тур -

скотий бог, бог богатства. Триглава - богиня земли. Макошь - мать

наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и

"кошь" - кошелка.). Ладо - богиня красоты, любви, любовных удовольствий и

очарования. Лелио - маленький бог любви, подобный римскому Купидону. Лешие

- лесные божества, подобные греческим Сатирам. Марцана - богиня жатвы. Ния

- бог преисподней. Услад - бог пиршеств и развлечений. Похвист - божество

бури. Чернобог - властитель темного царства, представитель тьмы. Мара (Мор)

- настоящая богиня смерти в отличие от Кащея, власть которого недолговечна.

Дидилия - богиня супружества и удачной беременности и.т.д.

Славянская мифология

Вступление

Изображения богов находили иногда, но не везде. В Прильвице вырыли

великое множество; господин Маш подарил нам весьма важное описание их; но

куда девались самые изображения? Они верно в руках частных людей, где не

всякий может пользоваться ими. И в Госларе нашли истукан, который однако ж

давно уже без сомнения пропал. В Герлице, после многих поисков, увидели с

досадою, что не осталось никаких памятников древнего богослужения; нашли

только на одном доме льва и почли его за Флинца.

Предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили,

уничтожили все, и не хотели, чтобы потомству их остались признаки

заблуждения, которому они дотоле предавались. Когда б сего не случилось,

то можно б было соорудить музей из одних наших древних истуканов.

Утвари, предметы богослужения, во множестве найдены в Прильвице, но они

по большей части уже были испорчены. В Госларе и поныне еще можно видеть

жертвенник Крадов.

Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но у

германских и других наций произошло то же самое, выключая одной Италии.

Обычаев языческих славян сохранились еще некоторые остатки в России,

Украине, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы

почитать их такими, нужно глубокое, основательное познание древностей.

Происхождение богов

Наверно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько

наконец у него появилось. История человечества показывает нам, что до того

еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он

некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением смотрел он на

огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно

ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха,

изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо,

подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о

чудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и

притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и

боготворение. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага:

иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал

он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-

то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В

другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его была

открыта для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе

доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения

древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно

было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых;

каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом

произошло то множество, которое мы скоро увидим.

Общежитие породило гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость и благоразумие

были привлекательны; в людях, отличавшихся сими достоинствами, примечали

какое-то сходство с вымышленными божествами; и так вообразили, что они им

родственники. По тому самому в вышеупомянутой песне воинству Игореву и

повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой песне Боян,

древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком Велеса.

Изображение богов

Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – ему

пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем

он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не

меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими

творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала

уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин в

образующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне,

однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы,

вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были

искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световиде

говорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по

описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог

страшною и т. д.

Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это

было дерево и металл. Из дерева были вероятно сделаны все славянские

истуканы богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для этого

выбирали всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое

время были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были

сделаны из другого дерева, нежели самая статуя: то причина этому состоит

вероятно в понятиях, какие имели люди об этом божестве. Из металла сделаны

все истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси

металлов и содержат много серебра,так что некоторые выдерживают пробу от

двух до десяти лотов серебра. На всех изображениях, описанных господином

Машем, находится везде имя божества, какое представляет изображение.

Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так у

Перуна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги.

Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему эти

изображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силу

божества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что у

некоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. У

немногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по

четыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразить

всеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице при

образе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини.

Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишком

увеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность как

можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная

ими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что у

Перуна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями.

Храмы

Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно уже

определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идолов

в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их

получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах.

Первые храмы были только места, окруженные кольями; потом четыре столба

накрылись кровлею и со всех сторон окружались завесами; наконец стали даже

строить храмы из одного дерева. Наружные стены украшались различными

резными образами, внутри были стены обиты пурпуровыми коврами; там же

находилось много рогов от разных зверей, покрытых резной работой и

служивших для украшений храма.

Народные и языческие праздники древней Руси

"Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколько

дней для поклонения. Некоторые из сих празднеств, остались почти у всех

славянских народов. Они выдержали столько перемен, что только взор критика

может приметить истинное значение их. Так, например: кто поверил бы, что

русский Семик, этот любимый день наших крестьянских девушек, был некогда

языческим празднеством? Но это действительно правда, что и доказывают

песни, обыкновенно в этот день припеваемые, в которых встречаются имена

некоторых богов".

Возникновение религиозных праздников у славян

"Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние

земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили

отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы.

Основными источниками их существования были собирание естественных

даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как

дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие.

Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни

человека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды

относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным

недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были

совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когда

созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные

племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали

принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались

подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с

соответствующим временем года, то и празднование их постепенно

закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию.

Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому

они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних

праздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально не

вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народные

торжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизни

древних людей еще до возникновения религиозных верований.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян

праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл.

Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или

птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями

и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота.

Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат

удачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественными

свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере

зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу,

грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых,

стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и

других.

С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошло

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.