бесплатно рефераты
 

Культура языческой Руси

невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры,

искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из

различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном

варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической

перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была

выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого

значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация

православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно.

Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на

первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское

православие ориентировало человека на духовные преобразования,

стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к

христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как

духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и

общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.

Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского

наследия. М. Грек предостерегал от перевода трупов западных мыслителей на

русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному

христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература,

которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной

от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное,

сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в

Причерноморье, велик был интерес и к античной философии.

В течение длительного времени, до XIX века христианство останется

доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и

чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства.

Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием

централизации государства, создала идейные основы самодержавия.

Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости

страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации —

альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает

культурное отставание от Западной Европы.

3. Культура Киевской Руси.

К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня

и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские

города стали соучастниками создания общеевропейского романского

художественного стиля. В основе этих достижении — успехи в развитии

материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся

развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40

ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось

более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-

технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с

успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка

развивались; укреплялись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное

творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной

поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.

Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная

языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания,

обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил

своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной

земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку

относится возникновение нового эпического жанра героического былинного

эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это

устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные

исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной

темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками,

идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до

XX века.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности,

так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык — один из

славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь

развития. В VII-VIII веках можно предположить существование

восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых

возник древнерусский язык. Он сформировался в XI-ХIV веках. Старославянский

язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была

составлена греками. Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи

на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и

самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси

«Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому

языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами,

оборотами, не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI-XII веках достигла своего

расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода безписьменности

к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о

полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал

свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно

отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно

подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии

особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От

севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах,

прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское

население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними

языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были

созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество

литературы; писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для

своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое

отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали

необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства,

которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании

народа, большинства князей: аскетическое отрицание плотских радостей

вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются

упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника,

драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими

«бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в

крестьянской избе. Помимо скоморохов любимые зрелища народа были

коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим

праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих

веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих

праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в

народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

От XI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские

авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро

стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию

народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи,

жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и

Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры.

Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и

благодати» киевского митрополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и

одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой

жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по

месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы,

«хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве

величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила

поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII

века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц

исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении,

проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую

культуру: Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой

кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой

культурой.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия

христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное

строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего

зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь

принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке,

Золотые ворота и в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов

(крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой

как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам

определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба—куполом. Все

центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в

следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно

греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск

самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже впервой каменной церкви —

Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как

многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское

наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы

украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы.

Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали

русских. Но где бы не обучались русские художники, они перенимали лишь

технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают

оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии.

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на

руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона

получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом

Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и

укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных

традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в

качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в

творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили

самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению

искусства народного и «ученого» более широкому проникновению народных

элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во

Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство

монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных

дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-

певческое искусство.

В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится

Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В

новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага,

но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов,

широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой

новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец становится первым в городе

купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство

колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокоо и тонкого

мастерства.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого

периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со

спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования.

Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных

формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь —

страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла,

торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси —

соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.

К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже

прошла этот период развития, после которого сформировались национальные

государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла

опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция

Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества.

Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества

Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе

своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной,

верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к

протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем

на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические

настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы

новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики

не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с

Востока, республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за

независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой

уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году

Новгородская республика пала под ударами великого Московского князя Ивана

III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим

типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций

Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального

производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных

ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные

экономические, политические, культурные связи с Византией, определили

стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по

многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как

«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм

общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к

центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская

цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и

византийской мистики.

4. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в

развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного

архетипа приходится на следующий период в истории России, информируется в

эпоху Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух

цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской

Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию,

приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской

субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический

фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и

непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток.

На новой почве произошла задержка в» развитии переселенцев из Киевской

Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание.

В результате наложения православных ценностей на языческую культуру

формируется определенный тип человека.

С ХII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки

и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы

(меря, мордва, мари), началось формирование русской народности—

великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь

было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах.

Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала

больших физических усилий, тяжелого труда, на который были обречены на

столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-

татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены

города, села, ремесла, утрачено культура земледелия, сократилась

численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси

определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной

стороны — неприязныо к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

В XIV-XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное

государство со столицей в Москве. Социально-политическая система,

формировавшаяся в Великорусском государстве несла на себе черты сильнейшего

восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам.

Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не

способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы

государственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значимость

этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской

Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и

драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее

влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были

характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году

Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и

одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя

единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения,

возрождения и распространения по миру православия. Таким образом,

Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор— Великое

княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус

самоуправления, и пошли по пути развития по общеевропейской модели.

Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе —

антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве

наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь

государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалов стало

религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами

Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство Русь стала называться

Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия. В

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.