бесплатно рефераты
 

Культура Японии

15 сентября - День почитания пожилых

23 сентября - День осеннего равноденствия

2-ой понедельник октября - День здоровья и спорта

3 ноября - День культуры

23 ноября - День благодарения труду

23 декабря - День рождения Императора

Япония считается страной с очень малым количеством выходных и

праздников. Однако это мнение, на мой взгляд, не справедливо. Количество

праздников и выходных в Японии не меньше, чем в любой стране Европы или

Америки.

Часть II: Cпецифика цивилизации и культуры Японии

Архитектура

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X

тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами

из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё»

(«жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые

постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие

сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы

местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы

императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из

египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и

буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище

Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и

посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской

династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой

стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек

крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею

перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька

крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении

веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности

его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до

наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные

черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих

простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного

дерева.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских

храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали

красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические

и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали

пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г.

Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно

целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена

для представлений театра Но, другие сооружения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала

определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо

покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка

материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий,

чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся

климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой.

Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с

приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от

солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить

естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом,

а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше

переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских

островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и

собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации

прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части

конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют

собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В

конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания

жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины —

кипариса, кедра.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их

посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в

храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в.,

является самым большим деревянным сооружением в мире.

Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние

архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых

постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого

люда.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей

единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий

архитектора, была ТЯСИЦУ— комната для чайной церемонии, превратившаяся в

совершенное выражение японской эстетики.

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является

взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы

не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части,

скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где

кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное

выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава).

Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно

отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения

имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни

сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных

брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими

соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных

феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время

замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ

мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и

превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура,

ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в

одно целое. Замок, таким образом, зачастую утрачивал свой военный характер,

становясь своеобразным политическим и духовным центром.[4]

Живопись и графика

Японская живопись и графика очень разнообразна не только по

содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы,

вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге,

альбомные листы и веера.

О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных

документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся

к периоду Хэйан. Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной

довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты,

стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни

свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того

времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие,

а состояние души.

XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья,

продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили

распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и

крупных феодалов.

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-

XIIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья.

Гравюру, как и жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э (картины повседневного

мира).

В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились

такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро.

Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX

вв. был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны

невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее

проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий.

Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых

значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую

поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового

искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных

мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве.

Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего

народа,- последняя вершина в художественной культуре Японии, ее

замечательный итог.[5]

Скульптура

СКУЛЬПТУРА — самый древний вид изобразительного искусства Японии.

Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в

японской науке получила наименование периода ДзЁмон. В то время, помимо

таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались

своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной,

гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее

время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием

изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые

характерны для первобытного искусства на всех континентах.

Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время,

когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов,

среди которых дерево, камень, сухой лак «кансицу», бронза, глина.

Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в

государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным

достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но и во многих

провинциальных монастырях.

Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм

периода Тан и приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения

национального стиля в японской скульптуре.

Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной

политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это

период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее

наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и

изображения божеств древней национальной религии синто.

Одним из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из

храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой

спокойной манере.

С конца периода Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает

самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования техники

и роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений,

созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII

в. — стиль Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически утонченных работ мало

произведений, совершенных в художественном отношении.

С конца периода Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом

количестве вырезались маски, используемые в театре. На первый взгляд, они

просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом

того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей

особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени

экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией

человеческих чувств.

В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках

«озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в

периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на

свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн,

Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя

местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры

выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из

кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из

чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения.

Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по

манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов-

профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта.

Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения Энку вполне отвечают вкусам

людей и нашего времени.[6]

Музыка

История музыки в Японии представляет собой длительный процесс

заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским

вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных

инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.

Среди них — кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий

цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в

Японии еще до начала VI в., а его современная форма — в XIII в.,

примитивный тип сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли из

Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным.

Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно

сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью «бати»,

большого плектра, удерживаемого ладонью.

Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку

континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано

специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала

музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством

императорского дома.

Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с

местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего

начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку

(легкомысленный предшественник театра Но, также имеющий сельское

происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.

Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия

стало очень модно слушать истории из эпоса «Хэйкэ моногатари» о взлете и

падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого

рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра. Примерно в

это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали

флейту для исполнения религиозной музыки.

Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства

для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку он

использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.

Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась в Японии в 1549 г.

с появлением христианских миссионеров. Некоторые японцы даже научились

играть на органе. Но с запретом христианства исчезла и западная музыка.

Лишь после Реставрации Мэйдзи (1868) правительство пригласило

преподавателей музыки из США и с 1879 года решило включить западную музыку

в школьные программы. Несмотря на опасения, что западная музыка вытеснит

национальную, произошел рост интереса и к традиционной японской музыке, и

она широко распространилась благодаря появлению граммофонных записей и

радио.

В начале ХХ в. прекрасные японские композиторы, такие, как Косаку

Ямада, написали множество песен, симфоний и детских песенок, большинство из

них стали ныне классикой. Сейчас в Японии 20 профессиональных симфонических

оркестров. Они регулярно выступают за рубежом и завоевали высокое

признание.

Международная деятельность. Японские музыканты не раз завоевывали

призы на таких престижных международных конкурсах, как проходящий раз в

четыре года конкурс пианистов имени Шопена или Международный конкурс

Чайковского. Многие мастера сравнялись в известности с представителями

западных стран. Японские музыканты, такие, как дирижер Одзава Сэйдзи,

исполнители Гото Мидори и Утида Мицуко, много гастролируют за рубежом.

Ежегодно растет и число известных зарубежных музыкантов, выступающих в

Японии.

В последние годы японцам очень полюбилась опера и классическая музыка.

Для выступления всемирно известных коллективов в последнее время построены

специальные залы с превосходной акустикой: Осакский симфонический зал,

Токийский Сантори-холл, Орчард, Киё-холл и другие залы как в крупных, так и

в небольших городах.

Баллады Энка. Японский стиль исполнения популярных песен сложился еще

в 30-е годы. Грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по

родному дому, названные энка, получили новое развитие с начала 70-х.

Королевой энка была Хибари Мисора, чью смерть в 1989 году оплакивала вся

страна.

Сейчас популярность японских задушевных песен несколько ослабла из-за

наступления поп-музыки, распространяемой через караокэ. Под эти мелодии

танцуют на дискотеках.

Кохаку ута гассэн. Важнейшим событием в японской поп-музыке является

ежегодный фестиваль песни «Кохаку ута гассэн», который телевидение NHK

транслирует каждый Новый год, начиная с 1951-го. Программа представляет

собой конкурс между группами певиц и певцов, отобранными из самых

популярных исполнителей. В 60-70-е гг. конкурс привлекал внимание 70-80%

зрительской аудитории. В 80-е гг. интерес стал снижаться и в последние годы

рейтинг опустился до 50%.[7]

Развитие звукозаписывающей индустрии привело к тому, что зарубежные

мелодии нашли множество поклонников в Японии. В моде зажигательные

латиноамериканские мелодии, джаз и шансон. Из всей аудиопродукции,

выпущенной в стране в 1998 г., 48,4% составляли записи зарубежных хитов.

Проходит множество концертов поп-, рок- и фолкмузыки различных зарубежных

групп и отдельных исполнителей. Весьма популярна блюзовая музыка. Из

местных знаменитостей, пожалуй, наибольший успех имеет 27-летний композитор

и певец Утада Хикару, установивший в 1999 г. новый национальный рекорд: его

компакт-диск разошелся тиражом 6,5 млн. экземпляров в течение всего двух

месяцев. Совсем недавно в Японии побывала российская группа ТаТу, очень

популярная среди японской молодежи.

Литература

Японская литературная традиция считается весьма древней и

высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII

в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к

несравненно более раннему периоду. Возникновение же письменной литературы

связано с заимствованием китайской иероглифической письменности, на основе

которой в IX в. был разработан японский алфавит — кана, служивший для

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.