бесплатно рефераты
 

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)

Государственный Комитет Российской Федерации

по Высшему Образованию

Российский Государственный

Педагогический Университет им. А.И. Герцена

Кафедра Истории Культуры

Реферат по Теме

«Культура Византии

от Времен Константина Великого

и до Крестовых Походов (1081 год)»

Студент: Чапчаев В.В.

Факультет: социальных наук

Курс: первый

Учебная группа: № 3

Преподаватель: Плоткин К.М.

Санкт – Петербург

2 0 0 4

Оглавление

Введение ………………………………………………………... 3

Образование Византийской Империи ………………………... 4

Образование Городов …………………………………………...4

Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого (IV – VI

века) …………………………………….………... 5

Литература …………………………………………………………. 5

Архитектура ……………………………………………………….. 7

Юстиниан Великий и его ближайшие приемники (518 – 610

годы) ……………………………………………………… 9

Литература ………………………………………………………… 9

Архитектура ……………………………………………………… 11

Эпоха династий Ираклия (610 – 717 годы)………….. 12

Литература ……………………………………………………….. 12

Эпоха иконоборчества (717 – 867 годы) ………. …… 14

Литература ………………………………………………………... 14

Просвещение ……………………………………………………... 15

Эпоха Македонской династии (867 – 1081 годы) …... 17

Литература ………………………………………………………... 17

Просвещение ……………………………………………………... 20

Архитектура ………………………………………………………. 20

Музыка и Театр ……………………………………………….. 21

Изобразительное Искусство и Иконопись ………………….. 24

Заключение ……………………………………………………. 28

Иллюстрации ………………………………………………….. 29

Список Источников …………………………………………... 32

Введение

В истории мировой культуры Византийской цивилизации принадлежит особое

и выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы

литературы и искусства, отличающиеся глубокой философско-религиозной

мыслью, утонченностью эстетического мышления. Многие века в области

культуры Византия опережала страны средневековой Европы. И, несмотря на то,

что с момента исчезновения Византийской Империи прошло более 500 лет,

интерес ученых к ней не ослабевает.

Вообще, существует несколько концепций толкования понятия «культура»:

1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных

человеком. Слабость этого понятия в том, что оно исключает деятельностное

начало. В фокусе находится результат деятельности, а не она сама.

2. Процесс творческой деятельности человека. В центре внимания

находится роль творческой личности, которая сама изменяется по мере

накопления творческого опыта. Такое определение соединяет два начала:

творческое и личностное.

3. Специальный способ человеческой деятельности, как универсальное

свойство общественной жизни людей, совокупности материальных ценностей,

сделанных человеком, надбиологических средств и механизмов адаптации

человека к окружающей среде.

Для выявления специфики Византийской культуры по сравнению со странами

Запада и Востока большую роль играет освещение традиций в культурной жизни

общества. Византии был присущ способ регуляции социальных и культурных

процессов через постепенное накопление и передачу по традиции из поколения

в поколение определенного социального и культурного опыта.

Для Византийской культуры первостепенную роль играет наследие

античности. Сила традиций, стереотипов и канонов в Византии была очень

велика, важную роль играет и влияние со стороны Запада и Востока,

происходит синтез их культур на византийской почве.

Вообще, относительно развитости Византийской культуры по сравнению с

культурами других цивилизаций существует два противоречивых мнения:

1) Византийская культура была прогрессивной в сравнении с культурой

позднего античного времени.

2) Византийская культура – шаг назад в сравнении с античной культурой,

так как в ней отсутствовал ряд достижений и ценностей культуры античной.

Образование Византийской Империи

Византийская цивилизация возникла на рубеже двух эпох: крушения

поздней античности и зарождения средневекового общества. Это было связано с

разделением в IV веке Римской Империи на Западную и Восточную. В связи с

нестабильной ситуацией на Западе император Константин I (324 – 327) был

вынужден перенести политический центр в Восточную часть империи. В 324 –

330 годах была основана новая столица – Константинополь, расположенная на

европейском побережье Босфора. Благодаря своему географическому положению

город смог контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, торговые и военно-

стратегические пути из Европы в Азию, из Эгейского моря в Черное.

Название Византии было дано от древнего города Византий, однако сами

византийцы называли себя римлянами. Столица же империи долгое время

именовалась Новым Римом.

Официальное разделение Римской Империи произошло в 395 году после

смерти последнего императора Римской Империи Феодосия I. Императором

Византии стал Аркадий (395 – 408).

Благодаря географическому положению уделом византийской культуры стало

чередование преобладания в ней то восточных, то западных черт. Сплетение

греко-римских и восточных традиций наложили отпечаток на общественную

жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и

искусство.

Образование Городов

Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии,

ее территория в это время превышала 750 000 км2. Судьба же византийских

городов этого периода складывалась по-особому: своего наивысшего расцвета

города достигли не в конце, а в начале истории Византии. Для раннего

периода характерно изобилии крупных городских центров. Отдельно можно

выделить Александрию, Антиохию, Эдессу, Тир, Берит, Эфес, Никею,

Нокомидию, Фессалоник, Филитополь и Коринф.

Крупные городские центры этого периода еще сохранили черты античного

города. Их отличала четкая планировка прямых улиц с портиками и площадями,

украшенными античными статуями. Центром городской жизни оставалась агора –

площадь, окруженная красивыми общественными зданиями, богато отделанными

театрами и цирками.

Дворцы знати отличались наличием мраморных полов, красочными мозаиками

и изобилием зелени. Водоснабжение обеспечивалось акведуками и цистернами,

строились термы и фонтаны. Выделялись своим соседством языческие и

христианские храмы. Развитие же столицы – Константинополя достигло своего

эпогея в VI веке в правление императора Юстиниана. Столица совмещала в себе

функции центра светской культуры и новые религиозные функции, став

резиденцией Православной патриархии.

Империя от времени Константина Великого до

Юстиниана Великого (IV – VI века)

Период IV – VI веков характеризуется смешением разных элементов

культуры в новое искусство, получившее название византийского или восточно-

христианского. Сейчас считается точно установленным, что основная роль в

его развитии принадлежит Востоку, однако, какой именно из его цивилизаций –

неизвестно.

VI век был очень важен в истории византийского искусства. Новый статус

Христианской веры, как государственной религии, ускорил развитие

Христианства, которое стало одной из трех составляющих самобытного

византийского искусства наравне с Эллинизмом и Востоком.

Сирия, Антиохия, Египет, являвшиеся культурными наследниками более

древних цивилизаций, оказали весьма сильное и благотворное влияние на

развитие Визинтийской Империи.

Литература

Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода IV –

VI веков тесно связано с взаимоотношениями, установившимся между

христианством и старинным языческим миром. Споры, в основном, велись вокруг

того, можно ли христианину использовать языческое наследие. Тогда, когда

везде, где велся этот спор, а это почти вся территория Византии, к единому

мнению придти не удавалось. Однако, в Александрии эти два несовместимых

религиозных элемента пытались увязать вместе, но и это не привело к какому-

либо компромиссу. Естественно, что со своим распространением Христианство

поглощало многие элементы языческой культуры, но это не мешало

представителям последней продолжать развивать свои традиции.

Христианская литература IV – V веков обогатилась сочинениями

значительных писателей как в области прозы так и поэзии. Среди

литературных центров можно выделить Антиохию, Берит (Бейрут), известный

юридическими изысканиями, город Газа, с его школой риториков и поэтов,

Александрию, Фессалонику и Афины, известных своей Языческой Академией,

долгое время конкурировавшей с Константинопольским университетом.

Среди христианских писателей отдельно выделялись писатели

христианского Востока, на территории которого существовало множество

литературных центров. Они также оказали значительное влияние на окружающую

действительность. Среди этих писателей можно назвать Василия Великого,

Григория Богослова и Григория Нисского. Первыми двумя из них было получено

прекрасное образование в риторических школах Афин и Александрии. Все трое

представляли «александрийское» течение, которое, хотя и использовало

достижения философской мысли, настаивая на определенном привлечении разума

в изучении религиозной догмы и отказываясь от крайностей существовавшего

мистико-аллегорического течения, все же не отказывалась от религиозной

традиции. Вообще сферой исканий этих авторов были теологические сюжеты, в

которых они защищали православие в его борьбе с арианством, но, несмотря на

это, их авторству принадлежит и большое количество источников и по

культурной жизни периода.

В противовес Александрийской Антиохская школа создала свое собственное

направление, которое защищало буквальное понимание Священного Писания без

аллегорических интерпретаций. Это движение возглавлял Иоанн Златоуст. Он

сочетал классическое образование с необычной стилистикой и ораторским

искусством, так что и его сочинения являются весьма ценным примером

литературы периода, содержащим сведения о внутренней жизни империи.

Из Палестинского города Кесария происходит «отец церковной истории»

Евсевий, живший во второй половине III – первой половине IV века и

известный также как главный авторитет по Константину Великому. Ему

принадлежат такие сочинения, как Preparatio evangelica, в котором Евсевий

защищал христианство от нападок язычества, Demonstratio evangelicа, в

котором автор обсуждает только временное значение законов Моисея,

использование ветхозаветных пророчеств Иисусом Христом и пр. Важны и

исторические сочинения Евсевия, содержащие хроники событий и краткие обзоры

истории различных народов Византии. Общепризнанным, как самое выдающееся

сочинение Евсевия является «Церковная история», описывающая события от

Рождества Христова и до победы Константина под Лицинием. Позже этот труд

был продолжен такими византийскими историками, как Сократ, Созамен,

Феодорит, бывший также епископом Киррским, и Фолосторгий.

Необычной фигурой литературной жизни периода был Синезий из Кирены,

бывший епископом Птолимеады. Его перу принадлежит очень важная

историческая информация, составляющая 156 писем, определяющая стиль для

Средних веков Византии.

Среди писателей выделившихся на поприще религиозной борьбы также можно

вспомнить епископа Александрийского Афанасия, бывшего поборником

христианских взглядов в борьбе с арианством. Его перу принадлежит Житие св.

Антония - одного из основателей восточного монашества.

К числу историков монашества можно отнести и Палладия из Елекополя,

занимавшегося изучением египетского монашества.

На философском поприще удалось выделиться женщине – философу Ипатии,

завоевавшей широкую известность благодаря талантам преподавателя.

Греческая литература до 451 года процветала и в Египте, когда

Халкидоиский собор осудил монофизитское учение – официальную религию

Египта, что привело к отказу от греческого языка в этом регионе с заменой

его коптским. После этого египетская литература перестала иметь имперский

характер, что сказалось и на качестве самой литературы.

В первый период развития Византии авторы постепенно отходят от

исходного вида имитации классической поэзии и развивают свои собственные

формы, иногда рассматриваемые как прозаические, хотя это не верно, так как

они характеризуются разными типами акростихов и рифмы. Наиболее известными

авторами этого жанра были Григорий Богослов, следовавший античной методике,

и Роман Сладкопевец, творивший в эпоху Анастасия I и использовавший иные

формы для своих произведений. Современные исследователи называют его

«величайшим поэтом Византийской Империи».

Из авторов, писавших по-латински известен Лактанций, живший в

Северной Африке. С исторической точки зрения особенно он важен как автор

сочинения «О смерти преследователя» (De mortibus persecutorum), дающего

литературную информацию от времени Диоклетиана и Константина до Миланского

эдикта.

Этот период развития Византии характеризуется также бурным развитием

христианской и языческой литературы, шедших примерно одинаковыми темпами.

Среди ее представителей было не мало таких талантливых авторов, как

Фемистий из Пафлагонии, живший во второй половине IV века. Он был

руководителем Константинопольского университета и пользовался большим

уважением как в среде язычников, так и христиан. Фемистию принадлежит

большое сочинение «Парафразы Аристотеля», в котором он попытался сделать

сложные для восприятия идеи греческого философа более ясными.

Крупнейшим языческим ритором IV века считается Либаний из Антиохии,

оказавший большое влияние на своих современников. Его труды имеют также

огромное историческое значение.

К талантливым писателям этого периода развития Византийской Империи

можно отнести и императора Юлиана. Его авторству принадлежит речь–

обращение к «Царю Солнцу», сочинения «Против Христианства», сатирический

мисопогон («ненавистник бороды»), написанный против антиохийцев.

Выдающимся произведение языческой литературы IV века был сборник

биографий римских императоров, написанный на латыни, «Писатели истории

августов» (Scriptores Historia Augustea). Автор этого великого произведения

и время эго создания доподлинно не известно.

Известным историком V века является Приск Фракийский, принимавший

участие в посольстве к гуннам и внесший весомый вклад в описание событий

эпохи. Основным и наиболее ценным трудом этого автора является

«Византийская история».

Архитектура

На протяжении периода IV – VI веков в Византии преобладала Сирийская

архитектура. Образцами ее являются блистательные церкви Иерусалима и

Вифлиема, а также некоторые церкви Назарета. К концу Vвека относится и

красивая базилика в Египте, возведенная императором Аркадием над могилой

Мины.

Отдельного упоминания требуют и Золотые Ворота (Porta Aurea), через

которые император официально въезжал в Константинополь. Они были построены

в конце IV или начале V веков. Благодаря совершенным инженерным решениям и

во многом – своему великолепию, они существуют и до сих пор.

С именем императора Константина связано возведение церкви св. Ирины и

Церкви Апостолов в Константинополе, было начато строительство Св. Софии,

законченное при сыне Константина – Констанции. В VI веке эти церкви были

перестроены Юстинианом, а до того, в V веке была построена базилика Иоанна

Студита, ныне мечеть Мир-Ачар джами (Mir-Achor djami).

Некоторые памятники ранневизантийского искусства сохранились и в

западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике,

дворец Диоклетиана в Салонах в Даймации, построенный в начале IV века,

несколько живописных изображений в церкви S. Maria Antiqua в Риме,

относящихся к концу V века, мавзолей Галлы Плацидии и православный

баптистерий в Равенне (V век), а также некоторые памятники в Северной

Африке.

В истории искусства период IV – V веков можно рассматривать как

подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла

полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохи, получившей

название «Первого золотого века Византийской Империи».

Юстиниан Великий

и Его Ближайшие Приемники (518 – 610 годы)

Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и

Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять

интеллектуальную и артистическую жизнь Византийской империи.

Если бросить общий взгляд на правление Юстиниана, то придется придти к

заключению, что в большей части своих начинаний он не достиг желаемых

результатов. Внешне блестящие военные предприятия на Западе, предпринятые

для возврата отнятых земель, оказались в конце концов неудачными. Не

соответствующие насущным интересам империи, войны Юстиниана разорили

страну. Церковная политика, руководимая императором, также не дала

религиозного единства и внесла лишнюю смуту в Восточные провинции. Полной

неудачей окончилась его административная реформа, приведшая из-за

неправильной налоговой политики к обнищанию и обезлюживанию деревни.

Однако два творения Юстиниана оставили глубокий след в истории

человеческой цивилизации: это – Свод гражданских прав и Св. София.

Литература

Эпоха 518 – 610 годов оставила обильное наследие в различных областях

образования и литературы. Император Юстиниан даже имел специального

историка своего времени Прокопия Кесарийского, отобразившего в своих

сочинениях весьма полную картину его правления. В композиции и стиле

Прокопий часто следовал античным историкам, таким как Геродот, Фукидиду.

Ему принадлежит три крупных исторических сочинения. Крупнейшее – «История в

8 книгах», где описываются войны Юстиниана с персами, вандалами и готами.

Другое сочинение Прокопия – «О постройках», главной темой которого является

хвалебное перечисление и описание многочисленных и многообразных

сооружений, возведенных Юстинианом. Это сочинение содержит богатый

географический, топографический и финансовый материал и вполне может

служить важным источником по истории государства.

Третье сочинение Прокопия – «Тайная история» («Anecdota» или «Historia

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.