бесплатно рефераты
 

Культура средних веков. Эпоха возрождения

индульгенций — полного или частичного отпущения грехов. Одним из средств

борьбы с ересями было официальное признание некоторых умеренных сект и

учреждение на их основе нищенствующих орденов, наиболее значительными из

которых были францисканский, доминиканский, августинский. Среди ересей были

распространены мистические идеи, например, еретическими были объявлены

многие положения в учении М. Экхарта.

Инквизиция

В борьбе с мистицизмом использовались тайное судопроизводство и пытки,

софистические ухищрения и запугивания, с помощью которых у жертв вырывали

признание вины. С XIII в. инквизиция существовала как самостоятельное

учреждение под властью главы католической церкви — папы. Особенно жестокими

были действия инквизиторов в Испании. Процветали шпионаж и доносы,

изобретались утонченные методы и страшные орудия пыток. Инквизиция

поставила себе целью дать возможность еретикам еще при жизни испытать муки

ада. Чудовищнее всего было то, что все пытки и казни творились «именем

Христа». «Не судите, да не судимы будете, - говорил Христос в Нагорной

проповеди. — Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою

мерите, такою и вам будут мерить». Действия инквизиции свидетельствуют о

том, насколько живучи были в средневековом обществе чисто языческие

отношения к вере и к человеку, ведь утверждение веры посредством пыток и

издевательств не может быть названо христианским. С другой стороны, сами

инквизиторы с одинаковым рвением отправляли на костер и «колдуна», и

ученого. Инквизиторы не признавали разницы между чародейством и наукой,

между язычеством и свободомыслием. Видя в любом отклонении мысли проявление

язычества и борясь с ним языческими же методами, инквизиторы ничего, кроме

язычества, не могли утвердить в средневековом обществе. Эта борьба

обернулась если не торжеством язычества, то по крайней мере, поражением

истинного христианства и в итоге – безрелигиозной культурой XX в.

Культура Византии.

В начале средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как

Западная Европа. Она торговала и поддерживала связи со многими странами.

Византийские города были не только центрами ремесла и торговли, но и

культуры.

В VII – VIII веках, когда владения Византии были ограничены Балканским

полуостровом и Малой Азией, греческий язык стал государственным языком

империи.

В Византии было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Даже

среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Наряду с

церковными школами открывались государственные и частные школы. Дети

богатых родителей обучались в них чтению, письму и счету. Кроме церковных

книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила

и Софокла.

В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа; здесь было

создано и высшее медицинское училище.

В Византии успешно развивалась математика, особенно алгебра. Были

изготовлены автоматические устройства для царского трона. Развитие ремесла

и медицины способствовало изучению химии; сохранялись древние рецепты

изготовления стекла, красок.

Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из нефти и смолы,

которую нельзя погасить водой. Ее выбрасывали из специальных трубок,

поджигая вражеские корабли и крепости. С помощью «греческого огня»

византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Наибольшего развития в Византии достигли история и география. Географы

умели чертить карты и планы городов, что на Западе было тогда невиданным

делом. Историки подробно описывали события, в которых обычно сами

участвовали.

В Византии сохранилось много памятников античного искусства. Их

разыскивали и привозили для украшения столицы. Константинополь застраивался

с необычайной пышностью. Десятки величественных дворцов и храмов высились

на его главных улицах. Роскошные постройки должны были создавать

впечатление могущества и прочности императорской власти.

Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В

древнегреческом храме помещали статую бога внутри, а религиозные церемонии

проводили снаружи на площади. Поэтому греческий храм стремились сделать

внешне особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри

церкви, и архитекторы особенно заботились о красоте ее внутренних

помещений.

Самым замечательным произведением византийской архитектуры был

построенный при Юстиниане храм святой Софии в Константинополе. Его называли

«чудом из чудес», воспевали в стихах. Император не скупился на расходы: он

хотел сделать этот храм главной церковью столицы и всей империи. Храм

сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Для того времени он был

построен очень быстро. Строительством храма руководили прославленные

архитекторы, его отделывали лучшие ремесленники из разных областей империи.

Внутри храм поражал своими размерами и красотой.

Стены храмов и дворцов украшали мозаики – изображения из разноцветных

камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. Смальту

укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался в

помещении, мозаика, отражая свет, вспыхивала и искрилась яркими

многоцветными красками.

В храмах помещали иконы – живописные изображения бога, «святых» и сцен из

«священных книг». Живописцы писали иконы красками на гладких деревянных

досках. Они старались передать внутренний мир человека, особенно его

религиозные порывы и чувства. Фигуры, размещенные на золотом или голубом

фоне, кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц торжественными и

сосредоточенными. Пропорций обычно не соблюдали: фигуру Христа рисовали

более крупной, чем остальные, а башни и деревья – меньшими по размеру, ем

стоящие рядом люди.

Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество

человеческого разума.

Характер культуры Возрождения

Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни,

он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути — в

античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках

античной культуры, оставленных варварами. Средневековье — это та же

античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно

думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому,

что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров

смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила

то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс

развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть

Возрождением (Ренессанс). В различных странах Западной Европы она

охватывает период с XIV в. по начало XVII в. Культурой Возрождения были

наследованы дохристианские идеи и образы, но христианство не могло не

наложить на нее отпечаток. Языческая жизненность и христианское смирение

дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы

гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из

величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда в союзе двух

Пред высотой души она благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто избран ею.

Дарят покой и прогоняют страх

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах

Любовь и дух в прекрасном равновесьи.

Культуру Возрождения создавали бюргерство, от которого вела свое

происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было

средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих

социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер.

Гуманизм Возрождения

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть

гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма

присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее

и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей

ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта

черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера

всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм

Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия

познания. Фактически это означало признание господства разума над

окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во

всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего

человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности,

страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что

человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право

человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали

гуманисты, должно прежде всего проявляться подобие человека Богу.

Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека.

Самопознание и самосозидание человека — таковы главные идеи

возрожденческого гуманизма. Какой смысл, спрашивал, например, один из

первых гуманистов Италии Франческо Петрарка (1304—1374), знать природу

зверей и не знать природы человека, не знать, для чего мы существуем,

откуда пришли и куда направляемся. А французский поэт XV в. Франсуа Вийон

так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Свободомыслие и светский индивидуализм

Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но превознося

человека, делая из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому

отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал

религией возрожденческого гуманизма. Поэтому Л.Н. Толстой писал о

Возрождении как об эпохе разрушения религии, потери веры, торжестве

безверия. Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону

христианской церкви, католического духовенства, не видели в нем никаких

преимуществ перед простыми верующими. Итальянский поэт Данте Алигьери

(1265—1321) в «Божественной комедии» отсылал римских пап в ад или в рай в

зависимости от их поведения при жизни, а не от сана. Гуманисты понимали

освобождение мысли не только как преодоление зависимости от церковных

догматов. Свобода виделась в преодолении зависимости от группового,

коллективного сознания. Для свободной мысли необходима, прежде всего,

личность. Такой взгляд был идеологическим обоснованием индивидуализма,

который становился характерной чертой эпохи. Молодая буржуазия, не имевшая

родовитости и знатности, могла уповать лишь на личные качества, на

собственные ум, смелость, предприимчивость, которые ценились больше, чем

благородство происхождения и слава предков.

Искусство Возрождения

Освобожденное мышление требовало героических образов и величественных

масштабов. В архитектуре ведущими становились светские сооружения — дворцы,

городские дома, общественные здания. Крупнейшими архитекторами раннего

Возрождения были Брунеллески (1377—1446) и Альберти (1404—1472); последний

известен также и как теоретик архитектуры, утвердивший идеи соразмерности

городской среды человеку. Возрождение было очень плодотворным для

изобразительного искусства. Скульптор Донателло (ок. 1386—1466), художники

Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэль Санти (1483—1520), Микеланджело

(1475—1564), Тициан (ум. в 1576), Веронезе (1528—1588), Брейгель (между

1525—1530 - 1569), Дюрер (1471—1528), Гужон (ок. 1510 — ум. между 1564 и

1568) и многие другие осваивали изображение объема, пространства, света,

человеческого тела, в том числе обнаженного. Человеческая телесность в

искусстве Возрождения стала наиболее емким образом для выражения идеи

культуры. Литература эпохи была представлена творчеством Петрарки

(1304—1374), Боккаччо (1313—1375), Эразма Роттердамского (1469—1536),

Ариосто (1474—1533), Рабле (1494—1553), Монтеня (1533--' 1592), Сервантеса

(1547—1616), Шекспира (1564—1616). В музыкальном искусстве Возрождения

появились новые жанры — сольная песня, кантата, оратория, опера.

Наука Возрождения

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием

стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной

индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность

самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального

познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт

самого сомнения, который является непосредственным свидетельством

существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве

единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью.

Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом

личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных

образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника

изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания.

Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы

Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе

совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о

мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме

средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые

Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет

начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем

могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей,

по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума,

взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и

конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь

смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит,

должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но

М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что

мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным

Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и

не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны,

ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие

истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к

Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления

требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое

все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя

представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения

земного существования, только в Новое время стали называть естественными

законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на

универсальный Разум.

Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и

мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог,

запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это

обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых

инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая

Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал

итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции

Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам

науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества

человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта

идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного

из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой

личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико

Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве

человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и

человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность

Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано

с проблемой человеческого существования.

Учения об обществе и государстве

Естественно, что ярче всего эта связь проявлялась в гуманитарных науках,

которые деятели Возрождения рассматривали как средства воспитания. Канцлер

Флоренции Колюччо Салютати (1331—1406) считал возможным создание царства

добра и милосердия на Земле, отмечая при этом необходимость признания

свободы воли у человека. Леонардо Бруни (1370—1441), другой канцлер

Флоренции, развивал теорию гражданского гуманизма, демократии и свободы,

считая их естественными формами общности людей. Важнейшим нравственным

долгом, полагал он, является служение обществу, республике. Естественный

взгляд на государство развивал Никколо Макиавелли (1469—1527). Он отрицал

божественность политической власти, считал политическую борьбу движущей

силой истории. Его сочинение «Государь» (1513) было настольной книгой

многих крупнейших политических деятелей различных стран. Один из

основателей учения о естественном праве, голландский юрист, социолог и

дипломат Гуго Гроций (1583—1645), считал, что это право основывается не на

воле Бога, а на природе человека и основными принципами такого права

являются личная свобода, неприкосновенность собственности, соблюдение

договоров, справедливое наказание за преступление. Социальными учениями

закладывались основы буржуазной демократии и государственности.

Бытовая сторона возрождения

Но все подобные учения, как и возрожденческий гуманизм в целом, не должны

вводить в заблуждение относительно реальной жизни людей. Мы уже отмечали,

что сознание многих мыслителей Возрождения представляло собой странную

смесь рационализма и мистицизма. Не в средние века, а именно в эпоху

Возрождения достигают небывалого расцвета алхимия, магия, астрология,

некромантика с заклинаниями духов и т.д. За увлечение астрологией

инквизиция привлекала к суду, но в то же время астрологами были многие папы

— Иннокентий VIII, Юлий II, Лев X, Павел III, утвердивший иезуитский орден,

и др. В эпоху Возрождения верили в привидения, в дурной глаз, в

совокупления женщин с бесами и т.д. Чтобы привлечь мужчин, публичные

женщины пользовались снадобьями, в состав которых входили волосы, зубы и

глаза мертвых, детский пупок и подошвы башмаков, куски одежды, добытые из

могил. Наконец, в эпоху Возрождения, если судить по тогдашней литературе,

интриги, авантюризм и разврат достигают масштабов, сравнимых лишь с

царившими во времена Римской империи. Широкое распространение получили

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.