бесплатно рефераты
 

Культура Руси

писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще

всего это были портреты заказчиков или автора книги (например,

евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры

оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев

писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами,

требовали большей тонкости художественного исполнения.

Летописи

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания

ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и

письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление

летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые

грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за

годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение

эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение

составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому

человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной

княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и

честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем

«социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего

заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому,

более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти

зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других

странах.

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси

вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была

составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени

появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его

впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого

времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви.

Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо

подготовленные и обученные люди - священники, монахи. Они располагали

богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями

старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и

великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную

и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой

они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими

историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи - масштабные

исторические сочинения, охватывающие не сколько веков русской истории,

существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы,

которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это

были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против

Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах

Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития

святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись все

новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой

распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских

князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания

Владимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям».

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он

объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя

предшествующую летопись, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они

представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих

летописных записей, документов, разного рода устных и письменных

исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы

ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей

летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить

идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал

его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти

Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е

годы XI в.

Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который

вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким

образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие

XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и

новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания,

эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского

летописания.

В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос «Откуда есть пошла

Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля

стала есть». Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится о

тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно,

летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире -

сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего

историка, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, свою

образную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об

этом уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории.

Русь - это один из европейских народов.

Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе,

например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую

панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю

Руси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и

международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических

деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре,

посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных

походах, об организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии

школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской жизни. Постоянно

касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений

недовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем о

восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все

это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным,

насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек,

руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и

греха. Но, прямо скажем, его религиозные оценки весьма близки к

общечеловеческим оценкам. Убийство, предательство, обман,

клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но превозносит

честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие

качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси,

патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не

только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских

государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно в

преддверии начавшегося политического распада.

В 1116-1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве

Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал

роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском

монастыре и писалась «Повесть временных лет». Мономах отнял летописание у

печерских монахов и передал его в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его

игумен Сильвестр и стал автором нового Свода. Положительные оценки

Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но

основной корпус «Повести временных лет» остался неизменным. И в дальнейшем

Несторов труд входил непременной составной частью как в киевское

летописание, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из

связующих нитей для всей русской культуры.

В дальнейшем по мере политического распада Руси и возвышения отдельных

русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода

появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,

Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. В

каждом из них отражались особенности истории своего края, на первый план

выносились собственные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи

показывали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского,

Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись начала XIII в. стала по

существу биографией знаменитого князя-воина Даниила Галицкого; о

черниговской ветви Рюриковичей повествовала в основном Черниговская

летопись. И все же и в местном летописании четко просматривались

общерусские культурные истоки. История каждой земли сопоставлялась со всей

русской историей, «Повесть временных ле» являлась непременной частью многих

местных летописных сводов, некоторые из них продолжали традицию русского

летописания XI в. Так, незадолго до монголо-татарского нашествия, на рубеже

ХII-ХIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались

события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси,

Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем

распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо

знал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовый

поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в

Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных

сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений

ХII-ХIII вв.

Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский

летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного

Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Литература

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности,

появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-

боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской

литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием

летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась

потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о

смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.

Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви,

заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне

появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые

публицисты, поэты.

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или

войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на

Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит

Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о

законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое

понимание места Руси в мировой истории.

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-

публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова,

в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к

исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о

первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и

Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах

Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работай. До этого он

создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове»

Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси,

воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов

беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях.

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются

новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,

богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,

ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В

начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не

менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный

русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный

путь - до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров

Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано

первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил

подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе

иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба

Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли; около гроба Христа он

отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И

«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской

литературы.

XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских

сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении,

испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном

человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении»,

Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу

Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость

Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории

помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора,

должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,

оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия

древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.

Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем

«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля,

Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного

человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова

Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла

человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и

тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для

русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и

светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской

земли, которая была особенно важна в то время, как Владимиро-Суздальские

князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-

татарского нашествия.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы

постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и

боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,

сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую

литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также

составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.

Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней

языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и

национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи.

Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к

единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и

не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой

истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес,

венецианцы, немцы, греки - все они связаны с судьбой Русской земли, где

славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы.

А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в

период самой большой политической раздробленности страны.

Архитектура

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.

К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была

страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема,

избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и

народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие

строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с

окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси

языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К

сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но

архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных

сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной

архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их

башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,

сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным

украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до

настоящей поры.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая

Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира

Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит

знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них

плинфы - большого плоского кирпича размером 40(30(3 см. Раствор,

соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого

кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и

первых русских храмов нарядно-полосатыми.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от

Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались

все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый

валун. Из него без всякой обработки клали стены.

Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого

известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные

прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот

почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил

широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый

строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по

образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя

столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства

прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.