бесплатно рефераты
 

Культура романтизма

Культура романтизма

«Культура романтизма»

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение. 2

общая Характеристика культуры романтизма 4

История романтизма 6

Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма. 9

Проблема свободы в музыке романтической эпохи 10

… в изобразительном искусстве. 12

… в литературе 14

Заключение. 22

Используемая литература: 24

ВВЕДЕНИЕ.

СЕГОДНя В СОВРЕМЕННОМ НАМ ОБЩЕСТВЕ МЫ ПЫТАЕМСя ВОССТАНОВИТЬ ЦЕННОСТЬ

СВОБОДЫ ЛИчНОСТИ, КОТОРАя ФОРМАЛЬНО ВОСПРИНИМАЕТСя НАМИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ

чЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОНяТИЕ “СВОБОДА ЛИчНОСТИ” ВСЕ чАЩЕ УПОТРЕБЛяЕТСя В

СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, В ВЫСТУПЛЕНИяХ ПОЛИТИчЕСКИХ ЛИДЕРОВ,

ДЕКЛАРИРУЕТСя КОНСТИТУЦИЕЙ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. ОДНАКО СМЫСЛ, ВКЛАДЫВАЕМЫЙ В

ЭТО ПОНяТИЕ РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ, РАЗЛИчЕН, ЗАчАСТУЮ ПРЕДЛАГАЮТСя САМЫЕ

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИя ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ чЕЛОВЕчЕСКОЙ ЛИчНОСТИ. НО ПРИ

ЭТОМ САМА КАТЕГОРИя СВОБОДЫ НЕ ПОДВЕРГАЕТСя ДОСТАТОчНО СЕРЬЕЗНОМУ АНАЛИЗУ.

Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии

со своими знаниями , возможность и способность выбора в своих действиях. На

познании и использовании объективных законов покоиться и свобода людей по

отношению к природе, возрастающая по мере научного и технического

прогресса.

Проблема свободы традиционно сводилась к вопросу , обладает ли человек

свободой воли.

Свобода воли – философская проблема, которая при первой общей

постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях.

Со свободой воли связана судьба высших духовных ценностей ; от ее решения

зависит признание вины , ответственности , творчества ; она стоит в центре

проблемы личности.

Проблема свободы встает, прежде всего, как практическая проблема – в

связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение

свободы воли есть необходимое основание нравственности , условие

возможности вменения. Если человек не мог поступить иначе , чем он поступил

, если каждое его действие необходимо, т. е. строго обусловлено и исключает

возможность выбора, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить

в заслугу – здесь всякая нравственная оценка неправомерна и излишня.

Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода

выбора. Но последнее возможно лишь в том случае, если понятие свободы

рассматривается не только в качестве отрицательного, но и как

положительное, что означает иной, отличный от природной причинности способ

существования бытия, и приводит к антиномии свободы и необходимости. Таким

образом проблема свободы воли, первоначально сформулированная как вопрос о

свободе человека в своих действиях, В своих действиях, превращается в

вопрос о не обусловленности воли из вне в качестве конечной причины.

Свобода воли выступает как понятие тесно связанное с понятием знание. В

определении свободы «познанной необходимости» смысловым стержнем является

понятие по знаниям, при помощи которого можно осуществить сознательное и

планомерное господство человека над природой над общественными отношениями.

Иначе говоря, свобода выступает здесь как состояние индивидов, овладевших

объективными закономерностями на основе их познания и практического

использования.

Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд,

ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся

только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как

потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как

возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и

желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает

личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого

себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи

совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного

совершенства”[1].

Идея свободы личности у Н.А. Бердяева окрашена прямо противоположными

настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”,

переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством

падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу

человеческой свободы.

Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных

условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или даже

быть лишены ее ; они могут обладать свободой в ордних сферах деятельности

и быть лишены ее в других ; наконец , и степень их свободы может быть

весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств

до свободного приспособления к действительности.

«…Личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в

рамках господствующего класса , и лишь постольку, поскольку они были

индивидами этого класса»[2].

На протяжении всей истории человечества борьба людей против кастовых,

сословных, классовых и др. социальных ограничений своей свободы, в какие бы

идеологические формы она ни облекалась, была движущей силой общественного

прогресса. На протяжении веков требования свободы и равенства были взаимно

обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по – разному.

Человек никогда не сможет выйти за пределы своих физических и духовных

способностей, а также исторических ограничений свободы общества; однако его

индивидуальная свобода может быть умножена благодаря индивидуальной свободе

солидарных с ним остальных членов такого общества.

общая Характеристика культуры романтизма

РОМАНТИЗМ - (ФРАНЦ. ROMANTISME), ИДЕЙНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ЕВРОПЕЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА 18 – 1-Й ПОЛОВИНЫ

19 ВВ. ФРАНЦУЗСКИЙ ROMANTISME ВЕДЕТ РОДОСЛОВНУЮ ОТ ИСПАНСКОГО ROMANCE (ТАК

НАЗЫВАЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ИСПАНСКИЕ РОМАНСЫ, А ЗАТЕМ И РЫЦАРСКИЙ РОМАН),

чЕРЕЗ АНГЛ. ROMANTIC (РОМАНТИчЕСКИЙ), ПЕРЕДАВАЕМОЕ ПО - ФРАНЦУЗСКИ

ROMANESQUE, А ЗАТЕМ ROMANTIQUE И ОЗНАчАВШЕЕ В 18 ВЕКЕ «СТРАННОЕ»,

«ФАНТАСТИчЕСКОЕ», «ЖИВОПИСНОЕ». В НАчАЛЕ 19 ВЕКА СЛОВО РОМАНТИЗМ СТАНОВИТСя

ТЕРМИНОМ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя НОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИя, ПРОТИВОПОЛОЖНОГО

КЛАССИЦИЗМУ.

В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и

другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком

смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не

воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение

идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к

демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого

слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения,

прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально –

идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в

социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые

контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное

опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и

английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и

античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность

индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос.

Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к

тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному,

бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип

личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки

индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной

десницы истории государств.

История романтизма

ТЕРМИН РОМАНТИЗМ ИМЕЕТ ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ. ПЕРВОНАчАЛЬНО СЛОВО ROMANCE В

ИСПАНИИ ОЗНАчАЛО ЛИРИчЕСКУЮ ГЕРОИчЕСКУЮ ПЕСНЮ- РОМАНС; ЗАТЕМ БОЛЬШИЕ

ЭПИчЕСКИЕ ПОЭМЫ О РЫЦАРяХ – РОМАНЫ. В XVII ВЕКЕ ЭПИТЕТ «РОМАНТИчЕСКИЙ»

СЛУЖИТ ДЛя ХАРАКТЕРИСТИКИ АВАНТЮРНЫХ И ГЕРОИчЕСКИХ СЮЖЕТОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

НАПИСАННЫХ НА РОМАНСКИХ яЗЫКАХ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ

НА яЗЫКАХ КЛАССИчЕСКИХ. В XVIII ВЕКЕ ЭТО СЛОВО ВХОДИТ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ОБИХОД АНГЛИИ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬя И ВОЗРОЖДЕНИя .

В конце XVIII века в Германии и в начале XIX века во Франции, а также в

ряде других стран (Италия ,Польша, Россия) слово «романтизм» становится

названием художественного направления, противопоставившего себя

классицизму. Сами участники нового литературного движения предали слову

«романтизм» значение термина, и он прочно закрепился за молодым искусством.

Однако уже первые теоретики романтизма трактовали этот термин и по-

другому, расширив его топологическое значение. «Подлинным содержанием

романтического, - писал Гегель развивая идеи теоретиков немецкого

романтизма, - служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой

– духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и

свободу».[3]Термин «романтизм» обрел, таким образом, еще более широкое,

нравственно-философское истолкование.

В России оно своеобразно переломилось. У В.Д. Белинского, который

распространил понятие романтизма на всю историю духовной жизни

человечества: «Романтизм-принадлежность не одного только искусства, не

одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и

поэзии - в жизни…В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм

есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его

сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или

действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера

романтизма - «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все

неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе

удовлетворение в идеалах, творимых фантазию»[4]. Трактовка Белинского

оказала сильное влияние на советскую литературу и критику.

Так как само понятие романтизм возникло в связи с определенным

литературным направлением и получило в нем наиболее полное воплощение, то в

центре изучения проблемы романтизма стоит конкретное историческое явление:

романтизм литературы конца XVIII – первой половины XIX веков.

Романтизм явился как бы высшей точкой антипросветительного движения

прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-

идеологическая предпосылка - разочарование буржуазно-позитивистской

цивилизации в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе,

принесшем новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и

бездуховность личности. «Установленные «победы разума» общественные и

политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование

карикатурой на блестящие обещания просветителей»[5]. Неприятие буржуазного

образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и

эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого

просветительства, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и

предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Современная

действительность предстала перед ними как неразумное, иррациональное,

полное тайн и вместе с тем - как враждебное природе человека и его

личностной свободе. Проблему свободы следует считать центральной для

культуры романтизма, именно ею обусловлены все основные сюжетные линии в

развитии этой культуры : интерес к средневековью, к народной культуре, к

творчеству, к трансцендентному.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются к религии и

искусству, к миру природы ми жизни экзотических народов, к истории и

фольклору – всему, что не похоже на прозаическую повседневность. В

противовес нивелирующему «разуму» просветителей с их предпочтением

«общего», «типичного», «детерминированного» они провозглашают суверенность

и самоценность отдельной личности, свободу воли. Неизменной материальной

практике они противопоставили жизнь духа , в которой видели наивысшую , а

подчас и единственную ценность. Поэтому главное внимание они уделяли не

обстоятельствам жизни человека , а его внутреннему миру.

Романтики впервые открыли необычайную сложность, противоречивость души

человека, ее неисчерпаемость. Человек для них – малая вселенная ,

микрокосмос. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и

ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной»

ее стороне , тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты

романтического искусства. Столь же характерно для романтизма повышенное

внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального,

который был как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в

буржуазном обществе.

Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазии

и отвергают нормативность в эстетике. Гений не подчиняется правилам, но

творит их – эта мысль И. Канта была твердо усвоена теоретиками романтизма.

Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа,

фантастической повести, лиро – эпической поэмы, решительно реформировали

сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Романтики

проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров,

взаимопроникновение искусств , синтез искусства, философии, религии. Они

заботились о музыкальности и живописности литературы , смело смешивали

высокое и неизменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное,

тяготели к фантастике , гротеску, демонстративной условности формы.

Художественные высшие достижения романтиков – гротеско-сатирическое

изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное

воссоздание природы и др.

Классической страной романтизма была Германия. События Французской

революции, ставшие решающей социальной предпосылкой инте6нсивного

общественного развития романтизма, были пережиты здесь преимущественно

«идеально».

Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма.

РОМАНТИчЕСКАя ЭСТЕТИКА СОЗДАЛА СОБСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ КРАСОТЫ. ДЛя

РОМАНТИКОВ НОВОЕ – ОНО ЖЕ И ПРЕКРАСНОЕ. ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА ДЛя РОМАНТИКОВ – В

УМЕНИИ УЛОВИТЬ НОВОЕ В чЕЛОВЕчЕСКОМ МИРЕ, В СПОСОБНОСТИ ПРОчУВСТВОВАТЬ

НОВЫЕ, ЕДВА ВСТУПИВШИЕ В ДЕЙСТВИЕ СИЛЫ ЖИЗНИ ; НЕОБЫчАЙНОЕ, СТРАННОЕ,

НЕИЗВЕДАННОЕ – ЭТО И ЕСТЬ ИСТОчНИК РОМАНТИчЕСКОЙ ПОЭЗИИ.

Ф. Шлегель, а вслед за ним К. В. Ф. Зольгер и отчасти Жан Поль Рихтер

развили особую теорию романтического юмора – «романтической иронии». Почти

независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в

художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон

в Англии, А. Мюссе во Франции.

По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности

полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном

им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть

свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в

том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких

ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность,

классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии

изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми.

Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых

препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в

осмеянном виде всех и вся , кто противится ее игре. Можно сказать , что

романтический юмор претерпел эволюцию : вначале это юмор свободы, потом это

сарказм необходимости. Вначале вольный дух автора находится в союзе с

вольным духом самой объективной жизни , а позднее союз распадается ;

объективная жизнь предается косности и подчиняет ей автора , лучших героев

, ставленников его.

Городская культура и существование человека в искусственной сфере

казались романтикам источником фальши и несвободы, поэтому они отправлялись

в деревню в поисках естественного и свободного самовыражения человека.

Романтики инстинктивно чувствовали, что в сфере материальной реализации

свободы встречаются слишком много препятствий, зато в сфере субъективного

творчества, в сфере искусства таких препятствий для самовыражения гораздо

меньше.

Проблема свободы в музыке романтической эпохи

ХОТя РОМАНТИЗМ КОСНУЛСя ВСЕХ ВИДОВ ИСКУССТВА , ОДНАКО БОЛЕЕ ВСЕГО ОН

БЛАГОВОЛИЛ К МУЗЫКЕ. НЕМЕЦКИЕ РОМАНТИКИ СОЗДАЛИ НАСТОяЩИЙ ЕЕ КУЛЬТ ; У НИХ

БЫЛА ПОчВА, ОНИ БЫЛИ СОВРЕМЕННИКАМИ И НАСЛЕДНИКАМИ ВЕЛИКОЙ НЕМЕЦКОЙ МУЗЫКИ

– И.С. БАХА, К.В. ГЛЮКА, Ф.Й. ГАЙДНА, В.А. МОЦАРТА, Л. БЕТХОВЕНА.

В музыке романтизм как направление складывается в 1820-е гг.;

завершающий период его развития, получивший название неоромантизм,

охватывает последние десятилетия 19 века. Ранее всего музыкальный романтизм

появился в Австрии (Ф. Шуберт), в Германии (К.М. Вебер, Р. Шуман, Р.

Вагнер) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.),

несколько позднее – во Франции (Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер), Польше (Ф. Шопен),

Венгрии (Ф. Лист). В каждой стране он обретал национальную форму; порой и в

одной стране складывались различные романтические течения (Лейпцигская

школа и Веймарская школа в Германии). Если эстетика классицизма

ориентировалась на пластические искусства с присущими им устойчивостью и

завершенностью художественного образа, то для романтиков выражением сути

искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутренних

переживаний.

Музыкальный воспринял такие важнейшие общие тенденции романтизма,

как антирационализм, примат духовного и его универсализм, сосредоточенность

на внутренним мире человека, бесконечность его чувств, настроений. Отсюда

особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность свобода

выражений. Как романтическим писателям, музыкальным романтикам присущ

интерес к прошлому, к далеким экзотическим страна, любовь к природе,

преклонение перед народным искусством. В их сочинениях были претворены

многочисленные народные сказания, легенды, поверья. Народную песню они

рассматривали как праоснову профессионального музыкального искусства.

Фольклор был подлинным носителем национального колорита, вне которого они

не мыслили искусства.

Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки

венской классической школы; она менее обобщена по содержанию, отражает

действительность не в объективно – созерцательном плане, а через

индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всем богатстве

их оттенков; ей свойственно тяготение к сфере характерного и в месте с тем

портретно – индивидуального, при этом характерно фиксируются в двух

основных разновидностях – психологической и жанрово – бытовой. Гораздо шире

представлены ирония, юмор, даже гротеск; одновременно усиливается

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.