бесплатно рефераты
 

Культура на пороге 21 века

имеет плюралистическую структуру и что стремление навязать людям какую-то

одну систему верований, взглядов, образа жизни может закончиться гибелью

жизни на Земле. Вот почему в большинстве различных социальных сред

провозглашается плюрализм в смысле готовности терпеть разнородность как

зло, с которым следует согласиться. Так, на II Ватиканском Соборе (1962 г.)

папа Иоанн XXIII высказал мысль о диалоге с экуменизмом, о перспективе

объединения различных в конфессиональном отношении Церквей; к тому же сам

Собор носил экуменический характер по составу его участников.

Рождающаяся новая культура будет первой в истории человечества культурой,

признающей искренне и аутентично плюрализм, поскольку считает

разнородность, разнообразие величайшей культурной ценностью, фактором

развития, ценным приобретением социальной жизни. Речь идет не о том, чтобы

признать многообразие убеждений, позиций, образов жизни как неизбежное зло,

а о позитивной деятельности, способствующей дифференциации мировой культуры

в условиях действия мощных механизмов объединения людей (в том числе

развития средств массовой информации и коммуникации), о чем в свое время

говорил Дюркгейм. Этому способствуют успехи естествознания и технологии XX

в. — ведь, подчеркивает О. Хардисон, «сегодня природа, вероятно

окончательно, исчезла из поля нашего зрения». Он считает, что человечество

движется к XXI столетию, которое будет силиконовым будущим. Это значит, что

будут созданы силиконовые существа с высокоразвитым интеллектом, для

которых передвижение на расстояние 100000 световых лет будет аналогично

однодневному путешествию человека на Земле, причем силиконовая жизнь будет

бессмертной. Религия в таком случае окажется просто ненужной и бесполезной,

но в светской жизни эти существа будут ориентироваться на некие ценности,

на некие святости (ими могут быть и научные знания).

Известно, что любое интегрированное общество имеет этические идеалы и

ценности, обладает некими юридическими нормами, причем они различаются по

своему характеру и содержанию в разных культурах, а зачастую и у отдельных

людей. Так, в раннем и средневековом христианстве богатство провозглашалось

источником вечных мук, уме-

ние делать деньги — главной опасностью, выгода — постыдной, одалживание

денег — тяжким преступлением, богатый человек — первым кандидатом на

проклятие, которому труднее будет войти в царство Бога, чем верблюду пройти

в игольное ушко^. Однако Ренессанс и Реформация изменили эту точку зрения:

по воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни — в фондовую

биржу, по воскресеньям его главная книга Библия, в будни гроссбух

становится его Библией. «В результате, — подчеркивает П. Сорокин, — мы

наблюдаем параллельный рост протестантизма, паганизма^ капитализма,

утилитаризма, чувственной этики в течение всех последующих столетий». И

хотя христианская этика еще существует, но именно чувственная этика с ее

гедонизмом, утилитаризмом, умением делать деньги является господствующей в

западном обществе.

Система чувственной этики исходит из приоритета чувственного счастья,

наслаждения, полезности, комфорта как высших ценностей.

Ее нормы относительны, а не абсолютны, целесообразны и изменчивы в

зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые они вовлечены, а

потому рассматриваются как созданные человеком. Для чувственной этики

западного общества не существует священных абсолютов, универсальных

ценностей. П. Сорокин проделал огромную работу и показал, что для

буржуазной цивилизации Запада, начиная с XIV и по XX в. характерна

прогрессирующая релятивизация этических ценностей. Мы живем в эпоху, когда

происходит чрезвычайная релятивизация и разрушение этих ценностей: «Они в

свою очередь являются показателем умственной и моральной анархии, ибо

ценность, которая больше не универсальна, становится псевдоценностью,

игрушкой фантазий и желаний» (П. Сорокин). Вполне закономерно, что идет

процесс отрицания ценностей чувственной этики, наблюдается тяга к

абсолютным ценностям, выраженным в лице Христа, Будды и других религиозных

пророков или моральных ценностей социализма (разумеется, не казарменного,

ведомственного социализма), к которым склоняется все больше людей на

Западе.

Кризис не ограничивается сферой этики, он охватил и чувственное право, что

проявляется в неуклонной девальвации правовых норм.

По арамейски слова «верблюд» и «канат, веревка для крепления шатра» без

огласовки, на письме, выглядят одинаково. Ошибка была допущена

переводчиками Септуагинты, работавшими в Александрии, переводившими не «на

слух», а «с листа», и с тех пор кочует из издания в издание. Однако смысл

притчи был так ярко и неожиданно подчеркнут, что никто не заподозрил

ошибки. Разумеется, Христос говорил о канате, а не о верблюде.

Ра^аш — жители сельских местностей, в противоположность игЬаш, горожанам.

(Кстати, отсюда — «идолище поганое» русских былин; христианизация Руси шла

из городов, а не наоборот.)

Цель чувственного права исключительно утилитарна: сохранение человеческой

жизни, охрана собственности и имущества, мира и порядка, счастья и

благополучия общества в целом и господствующей элиты, устанавливающей

законы, в частности. Его нормы относительны, изменяемы и условны: ряд

правил, целесообразных при одних обстоятельствах или для одной группы

людей, становится бесполезным или даже вредным при иных обстоятельствах и

для другой группы лиц или общества. Законы поэтому предрасположены к

постоянным изменениям; в такой системе права не заложено ничего вечного и

святого. Вот почему юридические нормы и законы все больше и больше

рассматриваются как орудие в руках стоящей у власти элиты, эксплуатирующей

другие, менее влиятельные группы населения. Весьма красочно об этом пишет

П. Сорокин:

Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает

господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать

подчиненные классы. И юридические и этические нормы стали всего лишь

румянами и пудрой, для того, чтобы сделать макияж неприглядному телу

экономических интересов Маркса, резидо Парето, либидо Фрейда, комплексам,

стимулам и доминирующим рефлексам других психологов и социологов. Они

превратились в простые дополнения к полиции, тюрьмам, электрическому стулу,

подавлениям и другим формам проявления физической силы. Они потеряли свой

моральный престиж, деградировали и снизились до статуса средства,

используемого умными плутократами для одурачивания эксплуатируемых

простаков. С потерей престижа они постепенно утрачивают и свою

контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения.

В итоге остаются только грубая сила и обман, отсюда современное «право

сильного», что и характеризует кризис в этике и праве. Ярким примером

служит неэффективность борьбы с наркобизнесом, ибо этому мешают нормы

западной демократии, связанные с Всеобщей декларацией прав человека, с

конституциями и правовыми кодексами. Не случайно, и об этом речь идет в

книге «Война с наркомафией: пока без победителей», в США проявляется

тенденция в борьбе с наркотиками отдавать приоритет праву общества перед

свободами индивидуума. Все настойчивее раздаются голоса о том, что западная

демократия уже прогнила, что она неадекватна действительности.

Кризис западного общества подробно проанализирован испанским философом X.

Ортегой-и-Гассетом в его знаменитой книге «Восстание масс». Она посвящена

той тревожной европейской общественной ситуации, которая сложилась к 20-м —

30-м годам XX в. Оценивая итоги прошлого столетия, философ считает, что он

принес человечеству огромные плодотворные завоевания. Главными из них были

победа политической демократии и парламентаризма, а также невиданное ни в

одну из прошлых эпох мировой истории развития техники. Но в начале XX в. со

всей очевидностью обнаружилось, что он создает новую, не-

сходную с XIX в. историческую ситуацию, резко отличную и от всех прежних

веков мировой истории.

Наиболее наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига

усматривается в огромном увеличении массы людей. Ведь прошлый век не только

способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил

население планеты, особенно больших городов. Но вместе с тем, создав новые,

почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал большой массе

людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к

себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и

традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен X.

Ортега-и-Гассет называет «восстание масс», подчеркивая и положительные

(новые блага, больший комфорт, усиление культурного обмена и пр.), и весьма

отрицательные стороны, свидетельствующие о глубоком историческом кризисе,

который переживает современное человечество.

При этом следует отметить, что человек массы, ставший хозяином современной

жизни, — это человек-собственник, лишенный всякого чувства достоинства. Он

вполне удовлетворен, благополучно живя, как все, ощущая себя

посредственностью. Поэтому человек массы может быть и аристократом, и

фабрикантом, и чиновником, и самодовольным цеховым ученым-специалистом. Ибо

человеком массы его делает не социальная принадлежность к определенному

общественному классу — низшему или высшему, не место в существующей

общественной иерархии, а его глубокая психологическая посредственность,

порожденная привычкой к комфорту и потерей положительной нравственной

ориентации. Именно благодаря этому он доволен существующим положением

вещей, чувствует себя вполне удовлетворенным своей посредственностью и не

желает быть (а тем более стать!) другим.

Считая положение современного ему буржуазного «массового» общества 20-х —

30-х годов кризисным, Ортега-и-Гассет рассматривает разные противостоящие

ему альтернативы. Одной из таких альтернатив является фашизм, которому он

дает уничтожающую оценку: культ силы в политике он называет «Великой

хартией вольности варварства». Но и большевизм, символом которого для

Ортеги-и-Гассета является имя Сталина, да и вообще любые революции не

способны, по его мнению, вывести общество из тупика. Тогда возникает

вопрос: каким путем можно вывести Европу (следует заметить, что в понятие

Европы философ включает не одну лишь географическую Европу, но и США,

страны Латинской Америки и вообще все те мировые регионы, которые в своем

развитии усвоили плоды европейской культурной традиции) из тупика массового

общества и массовой культуры? На примере истории Древнего Рима

формулируется этот путь. Переживающая нынеш-

ний кризис Европа должна поставить перед собой цель — воссоединить

разрозненные доныне европейские нации и государства в единое целое при

свободе и равноправии всех его частей. Цель эта должна дать человечеству

новый исторический импульс, пробудить его от спячки и вывести из состояния

глубокого исторического кризиса, в который его погрузило торжество

лишенного объединяющей идеи омассовлен-ного общества. И сегодня книга

Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» является исторически важным и

значительным документом в борьбе против разъединяющих человечество сил

национализма и культурного одичания.

Понятно, почему западная политология не только обсуждает вопрос о возможных

границах научного анализа феномена власти, но и выявляет основные тенденции

будущего политического развития Запада. Среди них выделяются тенденции к

ослаблению патерналистского контроля со стороны государства над гражданским

обществом и все большему расширению политических функций гражданского

общества, механизма демократии. Научные модели власти строятся с учетом

этих тенденций, ибо будущие формы политической практики во все большей

степени будут определяться не только волей и мудростью политиков, но и

объективной логикой политического процесса, коллективами общественных

экспертов, владеющих точным политическим знанием. Фигура традиционного

политика должна исчезнуть; это следует иметь в виду при анализе тех

проблем, с которыми сталкиваются общественные системы Запада и Востока на

пороге XXI в.

Самое интересное состоит в том, что цивилизационным сдвигам (переходам от

одного типа культуры к другому) в истории человечества соответствует

космический коррелят, проявляющийся прежде всего в солнечной активности.

Согласно общепринятому подходу (из него исходит и П. Сорокин), движение

культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как

это предполагали эволюционисты. Культуры, дескать, изменяются в силу их

природы — носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней потенции и

довести их до предела. Тогда приходится обращаться к иным принципам и

двигаться к иному типу культуры. Однако из принципа единства космоса и

человека (он прекрасно обоснован в учении В.И. Вернадского) следует, что в

основе «волнообразного движения культур» лежат космические факторы,

преломленные через призму условий нашей планеты. Это нашло неожиданное

подтверждение в исследованиях по современной астрофизике.

В этом плане большой интерес представляют результаты изучения хода

солнечной активности за последние 5000 лет, полученные американским

астрономом Дж. Эдди. При этом на основе анализа радиоактивного углерода

обнаружен не вполне регулярный цикл в среднем

порядка 500—700 лет. Хотя ситуация осложняется особенностями динамики

геомагнитного поля, которые зависят как от космических факторов, так и от

процессов в глубинах Земли, очень инерционных по отношению к космическим

влияниям. Несмотря на дальнейшую корректировку, результаты Дж. Эдди

представляют собою хорошее первое приближение и могут быть использованы для

анализа закомерностей солнечной активности и особенностей солнечно-земных

связей. Для нас существенно то, что за последние 5000 лет было по меньшей

мере 12 резких отклонений солнечной активности. Названия этих отклонений в

древности соответствует культурно-историческим эпохам, причем рост и

падение всех климатологических кривых происходит в ритме с длительными

изменениями солнечной активности.

Как правило, промежуток времени между соседними максимумами солнечной

активности продолжается не более 600 лет. Интересно, что в структуре циклов

Эдди прослеживается что-то вроде 900—1200-летнего цикла, который состоит из

двух полуциклов — длинного (600— 700 лет) и короткого (200—300 лет).

Структура этих циклов удивительным образом коррелирует с движением культур

в теории П. Сорокина. Например, в наше время начинает повышаться уровень

солнечной активности, следующий за так называемым минимумом Маундера.

Вместе с тем «чувственная» культура XV—XX вв. приближается к своему

пределу, ее начинает сменять «идеациональная» культура. Иными словами,

происходит смена типов культур, характеризующаяся целым рядом социальных

катаклизмов XX столетия. В свое время А. Чижев-ский в книге «Физические

факторы исторического процесса» объяснял волнения на Земле, коллективные

психозы, войны процессами на Солнце. Во всяком случае имеется определенная

синхронность между вызванными солнечной активностью изменениями на нашей

планете и историческими событиями крупного масштаба (понятно, что не

следует забывать и значимость чисто исторических и социальных факторов).

В настоящее время происходит становление планетарной (или глобальной)

цивилизации, очерчиваются ее контуры, т.е. развитие человеческой культуры

вступает в новый, переломный период. На контуры формирующейся планетарной

цивилизации указывает возникающая буквально на глазах новая культура —

глобалтех. По словам П. Рикс-Марлоу,

... для последнего по времени возникновения из основных видов культур —

глобалтех — лучшей ареной для выражения его мемов (эквивалент генов в

применении к «видам культур». — В.П.) тем, сцен и грез оказалось не

национальное государство, в жизни которого доминируют города (как у

западноевропейского вида), не имперское образование, где доминирует великая

бюрократия (как у восточноевропейского), не ареал какой-либо религии,

живущей под контролем мулл (у вида афразийской зоны), и не какой-либо иной

территориально-целостный ареал. Скорее, среда существования глобалтеха —

это рынок, на котором доминируют раскинувшие сети связей во времени и про-

странстве, возглавляемые своего рода кшатриями и решающие судьбы экономики

форумы посвященных, которые именуются планетарными корпорациями. Последние

связаны воедино через международные организации и профессиональные

ассоциации.

Возникает социальный суперорганизм, способный в некоторой степени

определять свою судьбу и несущий в себе многообразие культур разных

народов.

Эта планетарная цивилизация осознает свое непосредственное окружение —

Солнечную систему — и начнет экспансию в Галактику. Она будет представлять

собой психоцивилизацию, ибо человечество, совершив научно-техническую и

социальную революции, стоит на пороге психологической революции; некоторые

ее элементы уже проявляются в развитии американской культуры. Несомненно,

что на контуры планетарной цивилизации, получившей возможность

«моделировать» альтернативные варианты собственного развития, наложат

отпечаток компьютеризация, экологизация, космизация, генная инженерия и

применение психотропных веществ, Действующих на психику человека.

В связи с необходимостью регулировать развитие планетарной цивилизации

возникает вопрос о том, кто будет доминировать в мире, т.е. кому

принадлежит будущее? На мировое господство теперь претендует ислам (выше

уже шла речь о блестящей экспансии ислама в средние века). «Ислам вступает

в XXI век, — отмечает Н. Жданов, — как одно из направлений человеческой

цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и

духовной культуры. Ислам — это и миллионы верующих, партии, движения и

международные организации». Ныне стоит в теоретическом и политико-

практическом плане проблема исламского господства в мире. Не случайно Запад

трепещет перед заревом, поднимающимся над мусульманским Востоком.

Не ослабевает и стремление Запада играть первую скрипку в становящейся

планетарной цивилизации. Дж. Роберте, показав в своей книге «Триумф Запада»

причины ошеломляющего успеха западной цивилизации, делает вывод о том, что

направление современной истории характеризуется «доминированием» Запада. Он

утверждает: «Парадоксально, что мы можем теперь войти в эру своего

величайшего триумфа, но не через государственные структуры и экономические

отношения, а через умы и сердца всех людей. Возможно, они все теперь

вестернизируются». Это следует из того, что история изменена Западом, что

она теперь движется по установленным Западом рельсам.

В противоположность этому имеется совершенно иная точка зрения — Запад

может уничтожить сам себя. Известный западный ученый К. Леви-Строс говорит:

«Отлучив человека от всего остального мироздания, западный индивидуализм

лишил его защиты. Человек, верящий в безграничность своих возможностей,

обречен на самоуничтоже-

ние». Далее, следует учитывать и происходящие процессы в сфере культуры

Запада, особенно в американской культуре. Оказывается, тот же американец

вдруг обнаружил неустойчивость своей культуры, которая стала трещать по

всем швам. Ее идеи, служившие ему ориентиром в жизнедеятельности,

превращаются в ненужные и бессмысленные механизмы — у них нет ценностей их

творцов. Необходимо считаться и с тем существенным моментом, что начался

конец «белой интермедии» — господства белых над всем остальным миром.

Очевидно, что белая интермедия будет заменена «техноцветным будущим» (О.

Тоф-флер).

Во всяком случае несомненно одно — экономический рост Запада за счет

неуемного потребления невозобновляемых ресурсов приведет человечество к

катастрофе. Если этот процесс удастся остановить, тогда можно поискать,

считает А. Тойнби, инициатора следующего витка движения мира на Востоке, не

исключено, что в Китае. Не следует забывать и значимости России в

становлении планетарной цивилизации. Она представляет собою мост,

связывающий Европу и Азию, к тому же в ее культуре до сих пор идет синтез

восточных и западных культур. Именно евроазиатская двукрылость России

призвана самой историей сыграть роль интегрирующего начала между Востоком и

Западом. Не случайно еще А. Герцен проницательно назвал Тихий океан, на

берегах которого по соседству располагаются Россия и Китай, Средиземным

морем Будущего. Китай же весьма успешно проводит экономические реформы

(хотя здесь имеются и трудности) и движется по пути рыночного социализма,

опираясь на тысячелетние традиции богатейшей культуры и нравственные устои

народной жизни. И Россия пойдет своим путем, совершив переход к

корпоративной системе, что дает ей возможность дружить с Китаем и оказывать

влияние на формирование планетарной цивилизации. Во всяком случае, ясно

одно — сегодня происходит движение к многомерному миру, где придется

учитывать интересы Запада, стран Тихоокеанского бассейна, Африки, Латинской

Америки и России.

Наконец, коснемся альтернативных путей развития мировой цивилизации. В

конце XX в. существует острое противоречие между полисной и неполисной

цивилизациями. Сейчас Атлантический океан, а не Средиземное море, является

центром полисной (западной) цивилизации. На периферии евро-американской

цивилизации происходит расшатывание традиционных структур. Причем Россия

оказалась на периферии полисной цивилизации, связанной с явлением

«озлобленной зависти», которая проявляется в антизападничестве и всплеске

уравнительного пафоса (от большевистской уравнительности до «пылающего

ислама»). Ныне евро-американская цивилизация находится перед лицом тех же

проблем, что и Римская империя накануне своего краха.

Однако условия несколько иные. Во-первых, полисная цивилизация теперь не

находится в глухом «варварском» окружении, подобно греко-римской

предшественнице. Во-вторых, масштабность неполисных цивилизаций перестает

быть геополитической доминантой: включение России в систему

Демократического Севера (Объединенная Европа, Япония и Северная Америка) и

осуществление плана Дж. Буша по созданию Общеамериканского рынка приведет к

выпадению Латинской Америки из контекста «третьего мира». Именно включение

России в систему евро-американской цивилизации может спасти ее перед лицом

опасности, идущей со стороны Юга, представляющего собой совокупность

неполисных цивилизаций. Тогда она сможет оказать существенное влияние на

развитие планетарной цивилизации.

Другой из возможных альтернатив развития глобальной цивилизации может

оказаться в силу цикличности истории возникновение социальной Мегамашины,

подобной древневосточной монархии. Ведь западная цивилизация прервала

естественный ход классического, восточного пути развития цивилизаций: она —

аномальное явление в кругу цивилизаций. И нереализованные потенции

европейской истории могут обрести жизнь. Если обратить внимание на

тенденции в функционировании западных транснациональных корпораций

(большинство из них является американскими), то можно прийти к выводу о

том, что нарождающаяся планетарная цивилизация по своей сути может стать

неорабовладельческой.

Проблемы глобального характера настолько усложнились сейчас, что

демократические методы решения уже не совсем эффективны и поэтому не

исключена вероятность некоего «возврата» в прошлое, но уже на ином уровне.

В отличие от физического принуждения древнего рабства возможно применение

(и это делается уже сейчас) мощных методов манипулирования психикой

человека при помощи средств массовой информации и коммуникации,

непосредственного воздействия на мозг человека, психотронного оружия и пр.

Планетарная цивилизация, таким образом, может оказаться

«неорабовладельческой».

ЛИТЕРАТУРА

1. Грейсон Дж., О'Дел.'1 К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.,

1991. Каталог биосферы. М „1991.

2. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Поликарпов В.С.

3. Наука и мистицизм в XX веке. М„ 1990. Поликарпов В.С., Волков Ю.Г.,

Поликарпова В.А.

4. Современная культура и генная инженерия. Ростов 1[/Д„ 1991.

5. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. Сорокин П.

6. Человек. 1 Цивилизация. Общество. М., 1992. ТойибиДж. Постижение

истории. М., 1991.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.