бесплатно рефераты
 

Культура московской Руси

Культура московской Руси

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

НА ТЕМУ: КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

XIV – XVII ВЕКОВ

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА

ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ГРУППЫ № 18

СМОРЧКОВА Н.А.

АСТРАХАНЬ 2000 Г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.

2. Основная часть:

1) Принятие на Руси православия, возвышение Москвы;

2) Появление исторической литературы и книгопечатания;

3) Архитектура;

4) Изобразительное искусство;

5) Декоративно – прикладное искусство;

6) Одежда, быт и устои россиян;

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

I. Принятие на Руси православия, возвышение Москвы.

Описание религиозной жизни Москвы, наверное, следует начать с принятия

на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка

того времени требовала для выживания государства принятия того или иного

вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые становились

союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между

двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или

принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно,

князь Владимир (в последствии прозванный в народе Владимир-Красное

Солнышко) выбрал православие, наверное, в силу того,что греки Руси никак не

угрожали,скорее наоборот, а вот в Западно-Европейской политике и тогда (и

сейчас) занимал видную роль поход на Восток, с крестом и мечом. Если-бы

тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как

самостоятельное госдарство перестала-бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих

воззрений, которые включились в православное верование. Вместе с

Византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности

церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться русской державе в период

феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь

представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между

собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному метрополиту Всея Руси.

Митрополия находилась до 1300г в Киеве, затем некоторое время во Владимире,

затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс

обьединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

После XVII века, во время церковного раскола,царская власть взяла

контроль над церковью. Православие вошло в Соборное уложение в 1649 г как

государственная религия. При Петре I был введен Синод и церковь стала

автокефальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было!!!)).

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владение

суздальсого князя Юрия Долгорукого. Рост и возвышение Москвы были связаны с

ее расположением на пересечении торговых путей в Центральной части

славянских земель. В XIV веке город выдвигается как центр Московского

Великого княжества, одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, в

это же время город становится резиденцией русских митрополитов, а затем

резиденцией патриархов.

В последнюю четверть XV века, при великом князе Иване III Москва

превращается в столицу русского централизованного государства.

II. Появление исторической литературы и книгопечатания.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского

национального самосознания: 1) соединение характерной для Востока

духовности, сосредоченной на высшем смысле сущего, выраженного в

православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада;

2) Коллективизм и слабовыраженное личное сознание; 3) Приверженность к

ценностям православия с его своеобразным миропониманием; 4) Приоритет

государственных начал, интересов державы Держава, обретенная в ходе борьбы

за независимость считалась главным национальным достоянием и ее интересы

воспринимались как интересы лично каждого.

Открытие в XVII веке русского характера определило новое воззрение на

человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы.

Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал

силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом

Россия преодолела культурное одиночество, приобщалась к европейской

цивилизации, становилась европейской державой.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,

освобождения искусства от подчинения церковным канонам. Московская

историческая литература, например, приобрела общерусский характер и

становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом

побоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа. Возник ряд

произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения

от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина»,

написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую побуду над татарами

русского народа. В устном народном творчестве былины уступили место

историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в

конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века на

первый план выдвигается летописание Москвы, а во второй половине XV века

новое рождение переживает старый жанр «хожений» – описание путешествий.

Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того времени

к другим странам, развитие экономических и культурных связей с ними.

Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия

Никитина.

Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография в

России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров неизвестны. В

1563 – 1564 гг. Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, и его

помощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице в

Москве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати было

исключительно высоким, Иван Федоров был не только мастером – типографом, но

и редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал их

язык к языку своего времени. Во Львове Иван Федоров выпустил первый русский

букварь с грамматикой. Уже в XVI веке работали типографии в Москве и в

Александровской слободе. Однако печатная книга даже в XVII веке не

вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи

же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки.

III. Архитектура.

В данный период развивается русская архитектура.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь

о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в

избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное

зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления

Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,

порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной

защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены

усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему

периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к

регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов

наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.

Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов

конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала

монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.

Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они

обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного

каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей

естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах,

иногда трехчастные, с сенями посередине.

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые

белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору

с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным

с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине

XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме

при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался

посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более

ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению

дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных

арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный

и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и

верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В

соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема

сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных

церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался

тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного

государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных

сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить

храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу

зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и

инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.

Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,

соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до

нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан

радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть

посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена

Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу

двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую планировку Москвы.

Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по

своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы.

Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные

башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц

состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа на

подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.

Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу

местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы.

Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде

ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском

Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др.

Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а

бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних

Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,

сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с

огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый

руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца,

слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к

композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Московского

Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII

в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись

существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими

щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен,

опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего

прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит

интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами,

придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого,

господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой,

стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других

русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего

венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада.

В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные

Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм

менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными

фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-

величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,

например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими

стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.

Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.

Рост Русского государства и национального самосознания после свержения

татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой

высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки,

посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность

деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с

монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали

формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного

окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с

куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей

наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как

бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор

придавал сооружению праздничную торжественность

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого

свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и

позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то

имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду

с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с

галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские

постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или

пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из

которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы,

состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней

торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к

росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке

гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и

купцов. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских

сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности

убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный

силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников

получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных

жилых зданий.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к

компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе

Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык

включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с

башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состояли

из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные здания

XVII в. походили на жилые дома.

IV.Изобразительное искусство.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается

живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных

связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно

кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.

В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII

в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.:

ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный

рисунок, декоративная яркость цвета.

Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских и

княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый

княжеский характер.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-

Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой

попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия.

Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны

белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого.

Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники

которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается

фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по

стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи

2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены

выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на

Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на

Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского

монастыря.

Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные

Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной

патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой

выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе

равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески

угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,

отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и

оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и

святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять

человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с

бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают

особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают

на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора

Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно,

что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более

свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.

выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.