бесплатно рефераты
 

Культура Китая

Культура Китая

ПЛАН

I.

ВВЕДЕНИЕ................................................................

........................ 3

II.

ПИСЬМЕННООСТЬ...........................................................

................ 3

III. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.................... 4

IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:

1.

КУЛЬТЫ..........................................................

.................. 4

2.

КОНФУЦИАНСТВО...................................................

....... 5

3.

ЛЕГИЗМ..........................................................

................... 6

4. КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И

ОБРАЗОВАНИЕ....................................................

............ 7

5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР

ЖИЗНИ

КИТАЯ..........................................................

.... 7

6. ДАОСИЗМ И

БУДДИЗМ................................................ 8

7.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................

...9

8.

СЕКСТАНСТВО.....................................................

.............9

V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

1. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...............................10

2. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

ЧЖОУ........................................11

3. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ........................11

4. ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ.........12

5. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА

ТАН.......................................12

6. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

СУН............................................13

7. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

МИН...........................................14

8. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

ЦИН............................................15

V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................

.......................16

VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ЛИТЕРАТУРА...................................................17

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и

отличается не только богатством своих материальных и духовных

ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные

войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура

Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру

завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала

своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох

оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и

разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и

ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия

Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-

политическими, экономическими и другими особенностями данного

исторического периода и представляет собой определённый этап

развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.

История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до

н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода

династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь

и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических

периода: период Южных и Северных династий и период объединения

Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв.

включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а

также период монгольских завоеваний и привление династии Юань.

Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а

также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской

династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой

посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство

свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше

яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на

которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Изобретение письменности является важнейшим признаком того,

что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху

цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить

процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической

письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких

бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,

впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с

этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных

текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись

знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее

большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения

предметов или сочетания изображений, передающих более сложные

понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В

китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться

отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие

слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными

иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть

и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго

классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной

письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы,

рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,

прежде всего историческую.

Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145

- 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским

настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не

могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие

историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии

к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был

приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее,

он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью -

завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё

замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) -

сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от

древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую

китайскую историографию, но и на общее развитие литературы

В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В

элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика

поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью

и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре

создан труд “ История династии Хань” и многие другие.

Сохранившиеся литературные источники, по большей части

произведения так называемой классической литературы древнего Китая,

позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской

религии, философии, права и возникновение очень древних социально-

политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении

целого тысячелетия.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех

народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа

природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей

мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но

китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не

Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная,

строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя

слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.

Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует,

кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с

буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория

религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской

трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая

Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому

Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией

верховной всеобщности в Китае.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один

существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент -

незначительная и социально не существующая роль духовенства,

жречество.

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной

структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи

Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они

почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том

числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди

этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное

божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди

воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего

народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций

первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль:

именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к

усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании

культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы

Китая.

У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание

Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил

Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо

перешло представление о прямой генетической связи божественных сил

с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул

сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу

Небо в его основной функции верховного контролирующего и

регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём

культу этого божества был придан не только сакрально-теистический,

сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает

недостойных и вознаграждает добродетельных.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -

прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого

культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми

человеческими жертвами.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли,

тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и

шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае

сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской

цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий

рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный

накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и

умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не

духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее

бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие

свои административные функции, частью которых были регулярные

религиозные отправления. Все эти специфические особенности,

складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за

тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к

восприятию тех принципов и норм жизни, кото-

рые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху

больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский

Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.

Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве

модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя

важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством

долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и

искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов

(ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного

Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный

социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций

сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы

видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -

государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире

хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права

и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно

состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто

трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и

второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. )

считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной

древности.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было

строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,

наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,

подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -

это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,

что это учение базировалось на слегка изменённых древних

традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым

тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали

его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный

традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и

налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были

справедливее, и правители мудрее...

В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в

Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,

конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.

Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления

страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники

конфуцианцев – легисты.

Учение законников - легистов резко отличалось от

конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат

писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на

палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,

законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а

осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,

опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В

учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм

был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в

откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере

деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах

чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или

отношение к Небу было основным в противостоянии легизма

конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на

высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего

ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший

абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство

ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый

вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной

деспотии.

Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми

и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках

централизованный контроль над частным собственником, что имело

огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой

борьбе за объединение Китая.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным

делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство

имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили

рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,

министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а

народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным

образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:

введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации

и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было

управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать

с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было

сделано.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось

поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории

Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,

предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в

силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и

мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие

позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и

идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее

выражение в культе неизменной формы.

Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи

Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление

государством, но и заботи -лись о том, чтобы конфуцианские нормы и

ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ

«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по

рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то

есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в

исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов

действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими

традициями. Даже если он со временем становится даосом или

буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,

но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,

часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к

культу предков, к соблюдению церемониала и т.д.. Система образования

в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков

конфуцианства.

Конфуцианство – регулятор жизни Китая. Центализованное

государство, существовавшее за счёт ренты – налога с крестьян, не

поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро

усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.