бесплатно рефераты
 

Культура как социальное явление

Культура как социальное явление

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Культура как социальное явление. 4

1.1.Сущность культуры 4

1.2. Виды культуры 6

1.3. Структура и функции культуры 8

Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12

2.1. Обычаи 12

2.2. Нормы культуры. 13

2.2.1.Классификация норм. 14

2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16

2.3. Ценности культуры 19

2.3.1. Классификация ценностей. 20

2.3.2. Механизм действия ценностей. 24

2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25

Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28

Заключение. 35

Список использованной литературы. 36

Введение.

Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos

— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах

(государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных

социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный

оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским

ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение,

но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,

сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том,

что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика

эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа

социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского

общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,

утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую

независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного

порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей

тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной

жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное

увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ

жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью

рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но

и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили

в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от

умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,

настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже

и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с

целью рационального использования свободы самоорганизации стала

социология.

Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то

социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни

людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в

поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных

ценностей.

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.

Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как

социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,

нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику

культуры в целом.

Глава 1. Культура как социальное явление.

1.1.Сущность культуры

В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют

в виду обычную воспитанность, бытовую этику. (Ученик Вася всегда первым

здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный

мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик

некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре

ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода

очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности

недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.

Еще в 1964 г. американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон собрали

257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие

описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях

нет и в отечественной философии культуры. Уже это ярко свидетельствует о

том, сколь сложен данный феномен.

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении

("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и

означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный

мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим

человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру

божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком

смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и

духовные ценности и способы их приумножения.

Здесь, правда, следует оговориться. "Способы их приумножения" стоят в

нашем перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости.

По значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и

духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат

человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их

приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными -

определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать

утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих

поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и

участвовать в его умножении"[1]. Отметим кстати, что образование как

система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной

передачи такого опыта.

Итак, с определенной долей максимализма можно утверждать, что культура

- это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт

же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в

модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца

при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить

через известное благоговение, которое с эпохи Просвещения внушает

европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор

стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность

действовать в любых условиях.

Почему с легкой руки Гесиода и Овидия идею золотого века люди

связывали с прошлым? За счет чего так силен и живуч консерватизм? Чем

объяснить, что в поворотные моменты истории многократно возрастали ряды его

сторонников? Великий преобразователь России Петр 2 I 0лежал при смерти, а

его сын, царевич Алексей, мечтал о возврате к тому, что рушил отец: "В

Москве буду жить. Тихо, мирно, с колокольным перезвоном. Солдат распущу,

корабли сожгу. Петербург пускай шведы берут..." (А.Н.Толстой). Где логика?

На что надеялись луддиты, крушившие ткацкие станки и требовавшие

возвращения к прялкам? Почему так часто путь в "светлое будущее" люди

прокладывали через возвращение к прошлому? Память - вот слово, играющее

здесь главную роль.

Помнит ли человек свое детство? Странный вопрос! Разумеется, помнит.

Как можно забыть это время? И блеск реки под жарким полуденным солнцем, и

самое вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему в

день рождения... Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда

ставили его родители? А гриппы, ангины, ушибы и ссадины? А двойки, наконец?

Помнит?

Как ответить? В общем-то, конечно, помнит... Но не это встает перед

глазами, когда речь заходит о детстве. Аберрация памяти высвечивает

хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны

дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей.

Память культур складывается из памяти народов. Величественный и гармоничный

Аполлон, а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию.

Аберрация исторической памяти в принципе мало чем отличается от наших

воспоминаний.

Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет

неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры

накопленной, или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть

культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и

выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения.

Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность,

которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни.

Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения,

лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости

извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной

культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере

культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и

заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички

безнадежно отсырели.

На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им

культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор - актуальный

или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать

то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают

общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни

в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие

вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем

накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в

прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель,

гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые

горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое - это хорошо

забытое старое". И не надо ее за это винить - таков парадокс культуры.

Но, никого не обвиняя, описанную особенность феномена культуры нельзя

и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям (будь то

традиции национальной культуры или народной педагогики, экономического

уклада или политической организации) обернется своей худшей стороной -

традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, "по

своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что

потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю

антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного

культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной

готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции"[2] .

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере

приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных "Маугли" трагичны

именно тем, что выпавший в силу случая из культурной среды человеческий

детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками

общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой.

Благодаря этому усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с

предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура

- это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и

реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной

общественной деятельности. Именно культура отличает человека от всех

остальных живых существ.

Так, пожалуй, и можно сформулировать самое общее определение культуры.

Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. При

этом "все" включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы,

созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный исследователь

культуры В.В. Сильвестров выразил эту мысль так: "Культура общепризнанно

выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, - ту

тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе"[3].

1.2. Виды культуры

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой

жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных

проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры

привлекает серьезное внимание исследователей. С этого времени активно

разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура

человеческих отношений", "культура общения", "культура условий труда",

"культура рабочего и свободного времени", "культура управления",

"информационная культура". Не вдаваясь в анализ имеющихся определений,

следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и

знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает как

уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней

внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в

человеческой деятельности. Hаконец, всем чуть ли не со школьной скамьи

известно понимание культуры как совокупности созданных человеком

материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно.

Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его

видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь,

предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения.

В отечественной социальной философии пока нет единых общепринятых

принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты и

неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной

классификации. Часть ученых осуществляет выделение видов культуры сообразно

видам человеческой деятельности. И, как один из возможных аспектов

рассмотрения, это вполне оправдано. Учитывая явную специфику последних,

есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и культуры

досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры

эстетической и культуры нравственной, а также иных видов культуры,

связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу

подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды

взаимосвязи и взаимовлияния. Hо это лишь один из возможных принципов

выделения. И он не единственный.

Hе меньшие основания есть и у тех исследователей, которые осуществляют

деление культуры по сферам жизнедеятельности человека. В этом случае

изучаются культура семьи и культура производственного коллектива, культура

города и культура села и т.д. Здесь тоже явно выражена своя специфика:

национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный

культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются

возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале

изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется

культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к

делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы

накладывается на него.

Hе менее правомерен третий подход к выделению видов культуры. В его

основание закладываются определенные социальные общности. Тогда осмыслению

и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и

предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от

социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень

культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

Аналогично правомерно выделение видов культуры сообразно неким

профессиональным общностям. В литературе, особенно конкретно-

социологического характера, нередко встречаются исследования культуры,

культурного уровня и культурной деятельности учащихся и студентов, врачей и

учителей, инженеров и техников. За основание для деления можно принять

какие-либо социально-демографические параметры. Ученые, занявшие такую

позицию, исследуют и сопоставляют, например, культуру молодежи и культуру

людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

В качестве основания деления можно рассматривать происхождение

культуры, ее генезис. Этот аспект позволяет вести речь о культуре народной

и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях

формирования и развития. По степени общности логично и целесообразно

выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура

профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.

Разумеется, семь перечисленных вариантов подхода к делению культуры по

видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но

дополняют и конкретизируют друг друга. Графически их можно было бы выразить

в виде "ромашки" из семи частично накладывающихся друг на друга

окружностей, где совпадающий центр выражает сущность культуры, а

несовпадающие секторы "лепестков" - специфику ее проявления на уровне

конкретных явлений.

1.3. Структура и функции культуры

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы

которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как

любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По

носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую);

национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную,

профессиональную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма

отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех,

кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская

и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и

культуру отдельного человека.

По источникам формирования следует разделить культуру народную и

профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором,

хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного

автора (потому и говорится о "народной этике", "народных инструментах",

"народном спорте", "народной медицине", "народной педагогике" и т.д.) и

передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и

модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура

противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и

недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь

с эпохи нового времени[4].

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми

данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную

подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному

автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых

позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.

Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия

"профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая

культура личности". Общая культура включает в себя те этические,

общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать

и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на

его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.