бесплатно рефераты
 

Культура и искусство Японии

Культура и искусство Японии

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Кафедра мировой и национальной художественной культуры

Реферат

на тему: Культура и искусство Японии

Выполнил

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил : Житаев В. Л.

Саранск 2002

План :

Введение

1. Краткая историческая справка

2. Традиции японцев

3. Виды культуры и исскуства Японии

4. Культурные достопримечательности и праздники Японии

5. Религия Японии

Список литературы

Введение:

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в

контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она

непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX

века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись

только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило

творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии

нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная

культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие

европейской живописи, театра и литературы.

1. Краткая историческая справка.

А теперь, я бы хотел немного рассказать о истории Японии, так как считаю,

что история и культура тесно связанны друг с другом, и что во многом

история определяет культуру страны. Итак, Японский архипелаг принял

нынешние очертания 10 000 лет назад. Последующие 8 000 лет длилась эра

Йомон, когда жили первобытные охотники-собиратели. Он со временем

образовали одно племя. Возделывание риса пришло из Евразии в 300 году до

нашей эры в Яйойский период. Считается, что японская национальность

сформировалась в период Ямато около третьего века нашей эры. Согласно

преданию, Японская империя возникла в 660 г. до нашей эры, когда на престол

взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия (с

660 года до нашей эры) Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая,

имевшим более высокий уровень цивилизации. В 604 году принц Шотоку принял

первую Конституцию. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший

впоследствии государственной религией страны. В начале восьмого века

(период Нара) первой столицей стал Нара, а затем Киото. С XII по XIX век

страной правил военный класс самураев. С XII века в стране фактически

установился военный режим и Японией правили сегуны (военный диктаторы). В

XV веке в Японии разразилась гражданская война, длившаяся 100 лет. В XVII

веке к власти пришел Токугава Иэясу и объявил режим изоляции на 200 лет,

когда отношения продолжались только с Китаем и Нидерландами. Но с приездом

в 1853 году американского командора Мэттью Перри Япония начинает налаживать

отношения с Америкой и Европой. Господство сегунов продолжалось до 1867

года, когда последний сегун Токугава Есинобу передал власть императору

Муцухито (Мэйдзи). Хотя португальцы и голландцы имели торговые отношения с

Японией еще в XVI-XVII веках, они были весьма незначительны, и страна

оставалась фактически закрытой для иностранцев до середины XIX века, когда

Соединенные Штаты Америки подписали с Японией договор. В конце XIX начале

ХХ веков Япония вела несколько войн, в результате чего к 1910 году

присоединила остров Тайвань, половину Сахалина и Корею. После окончания

Первой мировой войны, в результате которой Японии достались острова в Тихом

океане, принадлежавшие Германии, страна в 30-е годы вела несколько

локальных войн с Китаем и Советским Союзом. Во вторую мировую войну

императорская Япония вступила, атаковав американскую военную базу Перл-

Харбор 7 декабря 1941 года. В ходе войны японские войска оккупировали

многие французские и британские колонии и протектораты в Юго-Восточной

Азии. В августе 1945 года после успешных операций, проведенных войсками

союзников, Япония капитулировала, а 2 сентября официально подписала акт о

капитуляции. Согласно новой Конституции, принятой 3 мая 1947 года Япония

лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все

законодательные полномочия парламенту. В последние годы резко обострились

торговые отношения Японии с Соединенными Штатами, а в последний год и

политические, связанные в первую очередь с размещением на территории страны

американских военных баз. Имеются и серьезные разногласия с Россией по

поводу принадлежности Курильских островов, которые Япония считает своими

северными территориями. Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ,

Организации экономического сотрудничества и развития. Япония на сегодняшний

день - это высокоразвитая в экономическом и культурном отнашении страна.

Наглядно периоды истории Японии представлены в нижеприведённой таблице:

|Основные Периоды в Истории Японии |

|Палеолит |до 8 000 до нашей эры |

|Йомон |8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры|

|Яйой |300 до нашей эры — 300 нашей эры |

|Ямато |300 нашей эры — 593 |

|Асука |593 — 710 |

|Нара |710 —794 |

|Хэян |794 — 1192 |

|Камакура |1192 — 1338 |

|Муромачи |1338 — 1573 |

|Азучи-Момояма |1573 — 1600 |

|Эдо |1600 — 1868 |

|Мэйдзи |1868 — 1912 |

|Тайшо |1912 — 1926 |

|Шоуа |1926 — 1989 |

|Хэйсэй |1989 — |

2. Традиции японцев.

О культуре народа многое говорят его традиции. Японцы - вежливые и

сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других

народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их

обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения,

вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя

вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России

Например:

Договаривайтесь о встрече заранее (не следует требовать аудиенции

немедленно).

На встречу приходите вовремя (японцы очень щепетильны в этом вопросе).

Если вы не можете прийти на обед (или на другое мероприятие), обязательно

предупредите об этом.

Если, позвонив по телефону, вы ошиблись номером, нужно извиниться.

Во время встречи или совещания дайте собеседнику высказаться, а не говорите

все время один. Думайте о времени других и старайтесь, чтобы встреча

протекала эффективно.

Если кто-либо из японцев оказывал вам содействие, то обязательно

поблагодарите за это.

Тем не менее существует и некоторая специфика в поведении японцев.

1. Несмотря на то, что традиция кланяться при встрече все еще очень

распространена японцы не ждут от вас поклонов, однако небольшой наклон

головы придется весьма кстати.

2. И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило,

находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и

другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на

почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше

поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке.

Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он

задерживается, то все встают по его прибытии.

3. Бытует мнение, что на собраниях японцы принимают очень мало решений.

Процесс принятия решения может затянуться, но зато реализуется оно, как

правило, очень быстро. Не следует отчаиваться, что на это уходит много

времени, и торопить японских партнеров с принятием решений. Приняв,

наконец, решение, японец обязательно четко об этом скажет. Если конкретного

ответа нет, значит решение еще не принято. Если вы плохо поняли ответ,

который дают вам японцы, лучше всего уточнить.

4. Японские дома обычно небольшие, тесные и находятся далеко от центра

города, поэтому японцы редко приглашают гостей домой, а предпочитают

развлекать их в ресторане. Когда вы преподносите подарок, хорошо опять

проявить скромность, сказав что-либо вроде: "Извините, что это такой

пустяк" или: "Возможно подарок вам не понравится".

Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже

если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже

это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай. Если вас

пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные

ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти

достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь.

Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги.

Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого.

Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие

требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства,

сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой.

Вытягивать ноги вперед не принято.

5. Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан и

дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу

своим соседям. Когда вы пользуетесь за столом палочками, следует избегать

следующих вещей:

нельзя их скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со смертью);

не следует двигать еду по тарелке и тарелку по столу;

нельзя размахивать или указывать палочками на кого-либо или что-либо.

3. Виды культуры и исскуства Японии

Театр

Широкий интерес вызывает и сценическое искусство Японии, являющееся

носителем многовековых традиций. Самый древний театр Но имеет простейшие

декорации, актеры играют в масках и костюмах прошлых эпох, действие

развивается плавно и неторопливо. В противоположность этому театр Кабуки

отличает динамика и обилие эффектных сцен.

Живопись

Традиционная восточная живопись в Японии нашла свое выражение в гравюре на

дереве, в частности в жанре укиёэ, который представляют такие знаменитые

художники, как Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай,

Утагава Хиросигэ и другие.

Архитектура

Старые японские столицы Нара и Киото богаты замечательной архитектурой.

Храм Хорюдзи - самое древнее деревянное сооружение в Японии - до сих пор

восхищает совершенством архитектурных форм.

Во всём мире широко известен Сад камней Рёандзи в Киото. Не менее знамениты

"золотой" и "серебряный" храмы - Кинкакудзи и Гинкакудзи, расположенные в

Киото.

В современной архитектуре Японии есть целая плеяда выдающихся архитекторов:

Кэндзо Тангэ, Арата Исодзаки, Кисё Курокава, Тадао Андо, Фумихико Маки и

другие.

Кино

Во всем мире хорошо известны фильмы Акира Куросава, Ясудзиро Одзу, Кэндзи

Мидзогути и других режиссеров. В последнее время многие японские фильмы

получают призы на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Монреале.

Другие виды традиционной японской культуры

Искусство аранжировки цветов - икэбана, чайная церемония, оригами и

японская кухня, приобрели популярность за пределами Японии. Множество

поклонников во всем мире появилось и у японских единоборств: дзюдо, айкидо,

каратэ и других.

Литература Японии

Считается, что китайские иероглифы попали в Японию примерно в VI веке и

легли в основу японской письменности. Но впоследствии были созданы сугубо

национальные системы письменности - азбуки "хирагана" и "катакана". Это в

значительной мере способствовало развитию японской литературы.

Классика японской литературы - "Повесть о Принце Гэндзи" Мурасаки Сикибу и

"Записки у изголовья" Сэй Сёнагон - вошла в сокровищницу мировой

литературы. Представителями средневековой прозы являются Тикамацу

Мондзаэмон и Ихара Сайкаку. Всемирную известность получило старинное

искусство пятистишья танка, а также более поздняя модификация этого

стихотворного жанра - хайку, яркими представителями которого стали Мацуо

Басё, Кобаяси Исса, Йосано Бусон, Масаока Сики. Сегодня весь мир с

интересом читает книги Акутагава Рюноскэ, Кавабата Ясунари, получившего в

1968 году Нобелевскую премию в области литературы, Абэ Кобо, Мисима Юкио,

Оэ Кэндзабуро (лауреата Нобелевской премии 1994 года), Мураками Харуки и

других авторов. Я бы хотел привести список произведений являющихся

гордостью Японской литературы с древнейших произведений и до произведений

нашего времени :

Японская литература в русских переводах

Литература древности

"Записи о деяниях древности", 2 тома, перевод Е. М. Пинус, Л. М. Ермаковой

и А. И. Мещерякова, "Шар", СПб , 1994.

"Анналы Японии", 2 тома, перевод Л. М. Ермаковой и А. М. Мещерякова,

"Гиперион", СПб, 1997.

"Свод законов Тайхорё" (702-718 гг.), 1 - 2 тт., перевод К. А. Попова

"Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М., 1985.

"Норито. Сэммё", перевод Л. М. Ермаковой, "Наука" (Главная редакция

Восточной литературы), М., 1991.

"Древние фудоки" (Хитати, Харима, Бунго, Хидзэн), пер., предисл. и комент.

К. А. Попова, "Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М., 1969.

"Идзумо-Фудоки", пер., предисл., коммент. К. А. Попова, "Наука" (Главная

редакция Восточной литературы), М., 1966.

"Нихон рёики. Японские легенды о чудесах: Свитки 1-й, 2-й, 3-й", перев.,

предисл. и коммент. А. М. Мещерякова, "Гиперион"", СПб. 1995.

"Манъёсю" ("Собрание мириад листьев"), 1-3 тт., перевод А. Е. Глускиной,

"Наука" (Главная редакция Восточной литературы), Москва, 1971-1972.

"Волшебные повести", перевод В. Н. Марковой, Государственное Издательство

Художественной Литературы . М., 1962. Второе издание – "Две старинные

японские повести"", 1976 .

"Исэ-моногатари", перевод Н. И. Конрада, Петербург, 1921; "Наука", М. 1979.

"Ямато-моногатари", перевод Л. М. Ермаковой, " Наука " (Главная редакция

Восточной литературы), М., 1982.

"Собрание старых и новых песен Японии", т. 1-3, перевод А. Долина,

"Радуга", М., 1995.

Произведения авторов средневековья

Кино цураюки, "Дневник из Тоса", перевод О. В. Плетнер, сб. Восток, 1,

Литература Китая и Японии, Akademia, 1935; перевод В. Сановича, в томе

"Классическая проза Дальнего Востока" Библиотеки Всемирной литературы,

"Художественная литература", М., 1975.

"Утаавасэ". Поэтические турниры в средневековой Японии (IХ-ХIII вв.),

перевод, предисл. и коммент. И. А. Борониной, ""Гиперион", СПб, 1998.

Японские пятистишия (VIII - XIIIвв. ), перевод, предисл. и коммент. А.

Глускиной, "Художественная литература", М., 1971.

Сэй – Сёнагон "Записки у изголовья", перевод, предисл. и коммент. В. Н.

Марковой, "Художественная литература", М., 1975.

Мурасаки Сикибу, "Повесть о Гэндзи", 1-5 т. пер., предисл., коммент. Т.

Соколовой-Делюсиной, "Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М.,

1991-1993.

Митицуна-но хаха, "Дневник эфемерной жизни", перев., предисл. и коммент. В.

Н. Горегляда, центр ""Петербургское Востоковедение"", СПб., 1994

Дневник Мурасаки Сикибу, перев., предисл. и коммент. А. Мещерякова,

"Гиперион", СПб, 1997.

Нидзё, "Непрошеная повесть ", перев., предисл. и коммент. И. Л. Львовой,

"Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М., 1986.

"Сто стихотворений ста поэтов", перевод, предисл., коммент. В. С. Сановича,

"Гиперион", СПб, 1994.

"Повесть о доме Тайра", перевод, предисл. и коммент. И. Л. Львовой,

Гослитиздат, М., 1982.

"Сказание о Ёсицунэ", пер., предисл. и коммент. А. Стругацкого,

Гослитиздат, М., 1984.

Кэнко-хоси, "Записки от скуки", пер., предисл. и комм. В. Н. Горегляда,

"Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М., 1970.

Камо Тёмэй, "Записки из кельи", перевод Н. И. Конрада, в книге: Н. И.

Конрад, Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927.

"Отоги-дзоси, Гэндзи-обезьяна" (японские рассказы ХIV-ХVI вв.), перевод М.

Торопыгиной, Гуманитарное агентство "Академический проект", СПб, 1994.

"Ёкёку, японская классическая драма", перев. Т. Соколовой-Делюсиной,

составление, предисл. и комм. Н. Г. Анариной, "Наука" (Главная редакция

Восточной литературы), М., 1979.

Дзэами Мотокиё, "Предание о Цветке Стиля", перев., предисл. и коммент. Н.

Г. Анариной, "Наука" (Главная редакция Восточной литературы), М., 1989.

Кёгэн: Японский средневековый фарс, перев., предисл. и коммент. В. В.

Логуновой, М., 1958.

Тикамацу Мондзаэмон, перевод В. Н. Марковой и И. Л. Иоффе, "Искусство", М.,

1963.

Тикамацу Мондзаэмон, "Драматические поэмы", перевод В. Н. Марковой,

Гослитиздат, М., 1968.

Ихара Сайкаку, "Новеллы", перевод Е. М. Пинус и В. Н. Марковой,

Гослитиздат, М., 1959.

Ихара Сайкаку, "Избранное", перевод Е. Пинус, В. Марковой, И. Львовой, и

др., предисл. Е. Пинус, "Художественная литература", М., 1974.

Ихара Сайкаку, "Новеллы", перевод Т. Редько-Добровольской, "Художественная

литература", М., 1984.

"Ночная песня погонщина Ёсаку из Тамба" (Японская классическая драма ХIV-XV

и XVIII веков), вступ. статья В. Марковой, перевод В.Марковой и В.

Сановича, В. Логуновой, Т.Соколовой-Делюсиной. "Художественная литература",

1989.

Басё. "Лирика", перевод В. Н. Марковой, Гослитиздат, М., 1964.

Басё. "По тропинкам Севера", перевод Н.Фельдман, сб. Восток, 1, Литература

Китая и Японии, Academia, 1935.

Осенние цикады (Из японской лирики позднего средневековья, – Камо Мабути,

Таясу Мунэтакэ, Одзава Роан, Рёкан, Кагава Кагэки, Татибана Акэми, Окума

Котомити, Мотоори Норинага. Народная поэзия (Коута Фуси), перевод, предисл.

и коммент. А. Долина, "Наука", Главная редакция восточной литературы, М.,

1981. Исса, Стихи и проза, перевод Т. Л. Соколовой-Делюсиной, "Гиперион",

СПб, 1996.

Произведения авторов 19 – 20 веков

"Хокку. Японские Трехстишия", перевод В. Н. Марковой, Гослитиздат, М.,

1973.

Уэда Акинари, "Луна в тумане" (сборник новелл), перевод Рахима Зея и А.

Стругацкого, Гослитиздат, М., 1961.

Санъютэй Энтё, "Пионовый фонарь", перевод А. Стругацкого, Гослитиздат, М.,

1976.

Ямамото Цунэтомо, "Хагакурэ", перевод А. Мищенко, Евразия, СПб, 1966.

Хирага Гэннай, "Похождение весельчака Сидокэна", перевод А. Кабанова,

"Петербургское Востоковедение", СПб, 1998.

"Ветер в соснах. Классическая поэзия танка",(Камо Мабути, Таясу Мунэтакэ,

Одзава Роан, Рёкан, Кагава Кагэки, Татибана Акэми, Окума Котомити), перевод

А. Л. Долина, "Гиперион", СПб, 1997.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.