бесплатно рефераты
 

Культура эпохи Возрождения

Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их

крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила

глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем

облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).

В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статую в

итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во

внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана

Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское

тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал

их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе,

затеняющей его

лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им

подвига.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные

возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и

приёмами, в которых сказалось влияние античности.

В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную

кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод

пляшущих путти — нечто вроде античных амуров

и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков,

иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в

скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в

искусстве XVII—XVIII вв.

Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском

городе, одном из центров гуманистической культуры, родине

глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для

городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в

1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов.

Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по

обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в.

алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас

трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния

Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные

мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного

рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной

жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские

постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление

глубины пространства, как

в живописных произведениях.

В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный

кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и

выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария

Магдалина» (1454—1455 гг.)

в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре;

трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже

его учениками мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько,

сколько им было нужно.

С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С

другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики.

ЖИВОПИСЬ

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро

Ботгичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.

Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445—1510), родился во

Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи, посещал

мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил-

ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.

Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов»

(1476 г.), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине

были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции.

Боттичелли стал работать при дворе Медичи.

Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, т. е. обобщения

изображений с помощью условных приёмов — упрощения формы, цвета и объёма,

пользовалось большим успехом в кругу высокообразованных флорентийцев. В

искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров раннего Возрождения

преобладало личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний,

художник прошёл сложный и трагический путь творческих исканий — от

поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом

возрасте.

Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477—

1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.) навеяны стихами выдающегося

гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая

картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу

наиболее сложных произведений Боттичелли.

На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами

гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр.

В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической

задумчивости. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её

головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая

фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в

венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко,

что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого

обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий

объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию.

Художник применил архаичный для своего времени при- ём — тончайшую

штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, лучи, венцы,

рисунок тканей. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три

танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно

сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.

Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций

прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств. Но в

картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти,

холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.

Более непосредственно воспринимается картина «Рождение Венеры», не столь

сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых

пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню

любви и красоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу

летящие, сплетённые в объятиях бог и богиня ветра. На берегу Венеру

поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое

покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы

Венеры, и это придаёт её женственному облику что-то неземное. Явление

божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных,

светлых красок.

В живописи раннего Возрождения среди множества лиц — прекрасных и почти

уродливых, но всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и детей,

принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая

правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты,

беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого

идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят

в них нечто волнующее

и притягательное. В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли

произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные

проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство,

аристократию, богатых и гуманистическую культуру.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров,

как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте,

охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго

десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до

середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории,

успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей

о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой

личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось

не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений,

монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании,

выразительности образов. Изобразительный язык, который, по определению

некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться

слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого

Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с

ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную

личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо

да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого

художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы

разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная

литература. подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в

его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие

от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности,

использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного

изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена

радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют всё

пространство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холодное

голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама ещё ласковая и живая

девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и наблюдает, как

серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок

связывает обе фигуры между собой.

Донателло и Верроккьо монумент прозвали Великим Колоссом.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода.

Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте»

(1483—1494 гг.). Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных

картинах которого преобладала торжественная скованность, В алтарной картине

Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий

маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый ангел, словно

выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с

окружающей их средой. Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с

просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически

таинственный, но в частностях — в изображении каждого растения, каждого

цветка среди густой травы — выполненный с точным знанием природных форм.

Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость.

Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем»

(«Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он

стремился к большей обобщенности и идеальности образа. Изображён не

определённый момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в

которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая грудью ребенка.

Выразительна чёткость уравновешенной композиции с двумя симметрично

расположенными окнами, между которыми вписан живой и гибкий силуэт женской

полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко вылепленное лицо и

лёгкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей

звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно

написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски

серьёзен его внимательный взгляд, устремлённый на зрителя.

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо

«Тайная вечеря», исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для

трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого

прославленного произведения Леонардо трагична. Еще при жизни мастера краски

начали осыпаться. В ХУЛ в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую

часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой

вред фреске нанесли неумелые реставрации. В

1908 г. были проведены работы по расчистке и укреплению росписи.

Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила

бомба. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего

разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о

великом творении мастера можно составить теперь только самое общее

представление.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в

другую эпоху. И тем не менее его личность выходила за пределы своего

времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О

масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера,

занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками

Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не

только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории

искусства.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования,

уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры,

оказали на неё огромное влияние.

РАФАЭЛЬ

С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства

связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз-

рождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь,

именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной

степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако,

что неустанное стремление к свет- лому совершенному началу пронизывает всё

творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест-

ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии

Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно-

го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер

быстро превзошел своего учителя.

Излюбленный образ Рафаэля - Мадонна с Младенцем. В истории искусства

«Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта

большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать

с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несу-

щей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелё-

ных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд

Ее тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому

взору доступно то. что скрыто от других. В образе Христа, крупного

красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и

провидческое. Художник достиг здесь редкого динамического равновесия:

кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности, божественность

чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг

друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении

созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая,

как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся

на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному

образу.

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело Боунарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого

Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, Живописи,

архитектуры. Микеланджело исполнил колоссальную мраморную статую Давида.

Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет

безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар

камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель,

полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает

несокрушимую волю.

Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была

установлена у входа в Талаццо Всккьо. Открытие монумента в 1504 г.

превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трех с

половиной столетий. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии

изящных искусств во Флоренции. На старом месте, где поместил статую сам

Микеланджело, теперь находится мраморная копия.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его

искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других

западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и

воззрениями, даст полную картину Ренессанса.

Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен,

так как именно в этот период были заложены основные гуманистические

взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.

В кульминационные периоды развития культуры, примером которого является

Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая

которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми

революционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в области

морали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничной

дерзостью в разрушении старого и создании нового, производящего порой

впечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиваться

пережитки старых воззрений.

И самые творческие, продуктивные мысли проверяются именно в

усовершенствовании и развитии старых идей.

Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории

европейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении,

убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее

чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое,

объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство

творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и

периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой

героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем

в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения

ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной

деятельности последующих поколений.

В области философии и наук (как гуманитарных, так и математических)

произошел значительный скачок в развитии, характеризующийся

гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности.

В области искусства задачи человека были завещаны будущему в

полуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот

как достигается общее впечатление от произведения — загадка, особенно в

художественном изображении человека, его красоты и возвышенности.

Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних,

титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля,

Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности

которых необходимы столетия.

Антропоцентризм Возрождения проявляется в новой смысловой окраске

микрокосмичности — в том, что человек превращается в макрокосме в одну из

самых живых и деятельных сил.Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс — это

не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493—1541) и

Нострадамуса (1503—1566).

Заключение

Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение

активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих

начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам,

комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется

с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в

острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая

их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между

культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для

создания новой культуры – культуры Нового времени.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.