бесплатно рефераты
 

Культура Древней Руси

посредством (вертимого плясания).

Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент,

требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в

древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место

в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной

листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее

особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для

этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили

пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы.

Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения,

и здесь совершалось празднество.

Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начинался

новый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств, якобы

способствовавших успешному созреванию и уборке хлебов.

Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале и

Яриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Ему

приносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы с

зажиганием костров «живым огнем», т. е. огнем, добытым путем трения, были

очень широко распространены среди славянских народов. Поля в купальскую

ночь обходили с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всех

этих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов.

Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди не

знали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обряды

собирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поиски

легендарного цветка папоротника Бог Ярило, как и Купало, считался богом

плодородия. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с

ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски,

кулачные бои.

Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы и

дожинками – в конце сбора урожая. В центре празднеств были снопы: первый –

о время зажинок, последний – во время дожинок. Эти снопы торжественно

приносились в село. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая,

дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севе

сыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать

жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из

снопов якобы сидящих там злых духов. Примерно такие же обряды выполнялись

и по окончании жатвы,

Таковы в самых общих чертах праздники и обряды той части

древнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., его

большинства.

Религиозный культ в славянском городе

Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси,

купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые

особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером

экономической жизни этих слоев населения. Город требовал постоянных

покровителей, а воинские дружины и купцы – постоянных помощников-

охранителей в походах. Жители городов, и прежде всего купцы, часто

соприкасались с иноземными народами, знакомились с их верованиями,

культами, праздниками. Это также накладывало некоторый отпечаток на

религиозные воззрения горожан.

У славян появились изображении богов в виде идолов. Эти идолы со временем

приобрели значение сверхъестественных существ, обладающих собственной

чудесной силой и святостью богов.

Поклонение идолам привело к появлению на Руси специальных мест для их

почитания – святилищ. Арабский писатель-путешественник Ибн-Фацлану оставил

нам описание такого святилища, принадлежавшего русским купцам. Святилища

устраивались обычно на месте торга днепровских купцов с другими народами,

Это был огороженный частоколом участок, в центре которого стоял высокий

столб с высеченным на его конце человеческим лицом. Вокруг или позади

высокого столба, изображавшего главного бога, стояли более мелкие

изображения его «жены и дочек». До начала торга каждый купец приносил

главному долу жертву – хлеб, мясо, молоко, хмельной напиток – и просил

послать богатого покупателя. Если торговля шла плохо, то жертвы

повторялись, но приносились они уже родственникам главного идола с просьбой

заступиться за купца перед главным богом. В случае удачи приносилась

благодарственная жертва.

Такое распределение идолов в святилище на главных и второстепенных, а

также стремление внести какую-то систему во взаимоотношения между

древнеславянскими божествами (Даждьбог, Сварог, Сварожич – сын бога

Сварога, люди – дети солнца, или даждьбожьи внуки, и т. д.) свидетельствуют

о зарождении самобытной славянской религиозной системы. Однако она не

получила развития, будучи вскоре вытеснена христианской религией.

Итак, мы видели, что праздники славян, возникнув в глубокой древности

как народные праздники на базе экономических и социальных отношений,

первоначально не были связаны с какими-либо, религиозными верованиями. Да

и сложились они раньше, чем появились религиозные верования. В процессе

дальнейшего развития эти глубоко народные производственно-бытовые праздники

оказались пронизанными, наполненными магическим, религиозным содержанием.

Русская православная церковь особенно много «потрудилась» над тем, чтобы

вытравить из древнеславянских праздников все народные бытовые черты и

подчинить их своим целям."(Л.2)

Материальная культура

Зодчество Древней Руси

Ах, дерево, дерево ...

"Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.

Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные

социальные условия жизни народа.

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности

характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением

их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его

масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к

интерьерам светских и культовых сооружений.

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до

конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых

и постепенно эволюционизирующих стилистических черт и признаков.

Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем

деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние

на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево –

использовался для строительства всех видов сооружений –жилых домов,

городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть

до ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройках

объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее

естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной

строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее

разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая

композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до

сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов." (Л.4)

"Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и

мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство

резьбы и росписи по дереву.

И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных деревянных построек, но и

они дают представление о прекрасных теремах и палатах. А вот описание

терема из сборника "Древних российских стихотворений" Кирши Данилова:

Три терема златоверхие,

Да трои сени косящаты,

Да трои сени решетчаты,

Хорошо н теремах изукрашено,

На небе солнце, в терему солнце,

На небе месяц, в терему месяц,

На небе звёзды, я терему звёзды,

На небе заря, в терему заря –

И вся красота поднебесная.

Из дерева строились и избы – добротные, просторные, удобные и нарядные,

с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и

разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Они складывались

веками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – на

севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале. Разной была и украшающая дома

резьба. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждого

района тип крестьянского дома.

Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много –

пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под

бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно

придумать жилище более удобное для сурового климата Русского Севера с

долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных

русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый

мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья,

благополучия.

Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих

домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись

переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Не жалели

бревен и труда на постройку – строили дом надежный, чтобы защищал от

суровой сибирской стужи, долго служил хозяевам.

Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Они похожи

на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь на Волге

любили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых упругих

ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических

птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по

крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную

резьбу по дереву называют корабельной. Ею исстари украшали не только дома,

но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани,

бороздили воды Каспия." (Л.5)

Теперь я немного расскажу о "технологии" строительства деревянных

сооружений, а в частности русской избы... Как отмечено выше, ведущим видом

строительства на Руси являлись деревянные постройки. Помимо каменных

церквей были широко распространены и деревянные. Кроме того из дерева

строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до

больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. "Основным

мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной

длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные в

концах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально.

Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок -

"в обло" и "в лапу". Врубку "в обло" можно наблюдать только в очень старых

зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - "в лапу" - сложнее

первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в

результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются

по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров

необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином

порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьми

угольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянный

сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли

основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие

производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным

образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два

этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье,

перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи" (Л.4)

"С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное

строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие

столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные

церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые

жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены

городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской

Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира,

Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые

комплексы Москвы – собирательницы русских земель.

В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках

преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы,

такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из

ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем

нельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического

храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных

нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов,

поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного до

пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские

культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров,

объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Подавляющее

большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и

единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя

структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Архитектурно-композиционные формы их эволюция

Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и

архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета

Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду

с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни,

построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета

известковом растворе и образующих "полосатую" кладку. Крупнейшим

памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. –

окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искажен

перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и

общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их

строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный

крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были

болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и

запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С

восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане

апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены

вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей,

появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно

позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли

прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на

северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие

существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были

покрыты монументальной фресковой живописью н мозаикой. Изображения, в

которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными,

статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В

главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем -

Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны

из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-

лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.

Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая

архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим

достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное

построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в

Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и

современными ему византийскими храмовыми постройками.

Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим

Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский

собор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно

собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил

до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и

лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня,

кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады

собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают

внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения,

соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над

башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик

собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль

имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды,

так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае

исключительно фресками.

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления.

Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским

периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь

Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась

типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно

простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших

храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять

внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта

система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один

купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная

черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси,

обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление,

внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной

стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол

поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее

время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как

и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные

окна на фасадах и барабане купола.

Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти

отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей

фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкую

пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но

в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана

фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей

части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными

полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами

архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.