бесплатно рефераты
 

Культура Древней Греции

сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое

отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор,

оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в

это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического.

Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры

рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие

подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа

жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к

сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции. Огромную роль

сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать

родной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценного

и прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенное

воздействие на развитие культуры оказала Пелопонесская война, породившая

чувство безысходности и отчаяния у ряда представителей интеллектуальной

элиты.

РЕЛИГИЯ

В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной

идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще

всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять,

возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового

творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем

классического полиса, победа над персами имели важные последствия для

народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост

религиозности среди греков.

Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского

культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не

отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в

V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и

традиции, доходит до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]

С точки зрения традиционных представлений в войне с персами на стороне

греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот.

Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство

могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с

подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма,

которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший

доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты

гаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара и

Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в

последней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В

"Орестее" Эсхила торжествует идея возможности решить все, даже самые

сложные и мучительные проблемы, путем примирения: страшные богини Эринии

превращаются в благодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут

человеку, если он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам

той поры.

Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление,

по крайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого

пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и

Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе

Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором

отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик

престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает

значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого

времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство

уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам

столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и

ставшие предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской

гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и

возвеличивает его значительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1,

с.202]

Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе

религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие

бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили

тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и

одновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующего

порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его

социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные

религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это

несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в

новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в

глаза. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными

верованиями и ритуалами. Однако парадоксальность ситуации заключалась в

том, что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря

комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь

тех же божеств. Все это свидетельства наметившегося разрыва между

религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства,

ранее невозможного в греческом мире. Наконец, в числе причин - и

одновременно результатов - духовного кризиса следует назвать критику

традиционных представлений и установлений общества, в том числе и религии,

со стороны софистов. Софистические идеи более всего распространились среди

верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в "деле гермокопидов"

считало виновниками святотатства Алкивиада и его друзей, людей того же

круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и глубину этого кризиса.

Именно в обстановке упадка старых представлений рождались новые религиозные

идеи. В частности, в это время становится популярной идея о личной связи

человека с божеством. Ее мы встречаем, например, у Еврипида, в общем весьма

негативно относившегося к традиционным взглядам. Возрастает значение новых

культов, например бога врачевания Асклепия. Некоторые старые культы

возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований

приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов, фракийских и

азиатских. Для религиозного сознания эпохи характерно также распространения

мистицизма.

ФИЛОСОФИЯ

В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия,

сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители

стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит

Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы

V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,

например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально

представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц

("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума

означала радикальное противопоставление источника движения инертной

материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие

философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).

Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех

вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,

состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не

изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у

Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим

принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов

благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской

физики до XVII в.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении

Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы

атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял

космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав

универсальную философскую систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве

гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на

вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому

брошенному им слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию

познания, исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа"

вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с

помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в

центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте

немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим

усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении

числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный

результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения

софистического движения - логика внутреннего развития самого знания.

Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности,

на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем

далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество

отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими

генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между

натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный

скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и

стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,

противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало

их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен

учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни

греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал

необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой

сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] - откуда делались и политические выводы: руководство государством -

это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы.

Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам

афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого

гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для

олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,

знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к

фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше

их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими

учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на

наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его

истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются

от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается

математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Важным для развития математики было создание

дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа

исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в

арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также

значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать

и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой

историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от

логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал

"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной

афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,

Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная

ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий

очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой

в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая

лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,

как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.