бесплатно рефераты
 

Культура Древней Греции

имел ряд вариантов. Наиболее распространенным их них был ионийский,

принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

В архаический период сформировалось новое течение в греческой

литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов

привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь,

чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название

лирики.

Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с

острова Палос (VII в.до н.э.). Он передал в своих стихах и порывы страсти,

и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить

превратности судьбы. Вместо гексаметра Архилох ввел в литературу новые

размеры - ямб и хорей. Еще один иониец, Анакреонт с острова Теос (VI в.до

н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви.

Именно лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.

Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на острове Лесбос

на рубеже VII-VI вв.до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса Сафо, известная как

автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала

центром развития хоровой лирики, наиболее распространенной формой которого

был дифирамб - песнь в честь бога Диониса.

Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V

вв.до н.э.), воспевавшего добродетель - арете - врожденной свойство

аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и

достоинство.

Архитектура.

В эпоху архаики уже возникли основные и формы греческого искусства,

которые затем получат развитие в классический период. Все достижения

греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные,

связаны со строительством храмов. В VII в.до н.э. возникла система ордеров,

т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-

строечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных

архитектурных ордеров дорического и ионического.

Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции,

отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой

капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству

пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество,

прихотливость линий, капитель храма имела сложную форму, похожую на рога

барана (так называемого волюты). Немного позднее, в V в.до н.э. в Греции

появляется коринфский ордер - пышный, зрелищный, со сложной капителью,

похожей на цветочную корзину.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы

Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи

мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была

уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в

городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове

Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия).

Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись.

Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветием красок: красной,

синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

Скульптура.

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая,

как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»),

именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько

десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из

Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая

улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип

фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские

статуи представлены корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах.

Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К

концу VI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать

первоначально свойственную их статуям статичность.

Керамика.

Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство

вазовой росписи VII-VI вв.до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к

цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду

с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового

масла, вина, зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний,

тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали

победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы.

Стиль искусства вазовой росписи VII в.до н.э. часто называют

ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI в.до н.э.

греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и

красочный, причудливый, живописный декор, напоминающий рисунки на восточных

коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего

развития новый чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко

известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на

мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости» украшают собой

великолепную амфору Эксекия.

Приблизительно в середине VI в.до н.э. была открыта техника

краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали

изображать светлые фигуры на темном фоне - это дало простор для более

тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной

живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и

гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные

занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в

палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый

пир.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

В самом начале V в.до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ

персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз

греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в

нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому, политическому и

культурному центру Древней Эллады.

Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании -

экклесии, обладавшем высшей властью.

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и

Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и

убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила

борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную

справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан

- малоимущим из казны выплачивали театральные деньги - теорикон - два обола

на посещение театра.

В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до

шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались

грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось

физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями,

палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии

знати в право любого афинского гражданина.

Театр.

Греческая трагедия (от слова «трагос», т.е. козел, буквально означает

«песнь козла») произошла из печальных песен в честь бога виноградарства

Диониса. Ему был посвящен козел, и участники празднества одевались в

козлиные шкуры. Предводителем хора был запевала - «корифей».

В VI в.до н.э. Феспидом Афинским был введен один актер, затем Эсхилл

ввел второго, а Софокл - третьего. Площадка для выступлений называлась

орхестра. Первоначально зрители сидели на земле, затем, по инициативе

Эсхилла (примерно 472 г.до н.э.) появилась «скена» - крытое сооружение

небольшого размера для раздевалки актеров и хранения театрального

реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном

драматического действия. Перед скеной - помостки - проскенион,

предшественник современной сценической площадки. Три элемента: орхестра для

хора, скена с проскениумом для актеров и «театрон» для зрителей -

основополагающие элементы античного и современного театра.

Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры - 24 м,

каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78

ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число

зрителей - 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни

мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках,

обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо

душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и

т.д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал

обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не

было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену.

В греческом театре был введен запрет на показ убийств. Одеон - здание

для музыкальных и поэтических состязаний (в Афинах - 442 г.до н.э.).

Организация театральных представлений: первые хоры состояли из 12 человек,

со времен Сократа - 15, затем до 50. Роль режиссера выполнял дидаскал,

хормейстера - хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более

трех человек, произносивших речи. Проводились репетиции, имелись судьи,

существовал конкурс 5 авторов комедиографов. Женщины и молодежь не

допускались на комедии из моральных соображений, так как артисты позволяли

себе в словах и жестах то, что по мнению афинян, их жены и дети не должны

были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера,

а иногда продолжалось и на следующий день.

Архитектура.

Архитектура V в.до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера,

здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического

ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в

скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно

размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных

произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора

или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ

совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом

юноши-атлета.

Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах . За

неполных два десятилетия (445-427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль

Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь

победы над персами, он был средоточием замечательных творений афинских

зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.

Строительными работами в V в руководил скульптор Фидий, друг Перикла.

Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор

за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов.

На западе находится парадный вход в Акрополь - пропилеи, которые построил

архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два дорических портика,

один из которых обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя.

Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала

пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный

архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух

коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла

семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью

всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон,

посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и

Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы

стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и

строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска

храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором

выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.

Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине и

Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил

спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое

показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом

росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы.

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три

различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид

на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического

ордера.

Скульптура.

Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих

как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через

мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства

ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью

образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ

(как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов)

недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал

статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям,

настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то

воссоздать утраченный образ.

Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает

равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну

ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его

знаменитый «Дорифор» - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое

сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался

целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его

представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в

теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название

«Канон».

Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в

совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную

группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и

двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос

была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-

элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию

колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в

высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал

богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо,

руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из

драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла

жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским

духовенством.

Живопись.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала

первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между

470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся

нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень

авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли

безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший

утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и

прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что

Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его

монументальные росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы

изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в

композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы,

частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать

впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и

ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции

событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром,

но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство

Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело

к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием

Пелопоннеской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением

Афин и распадом возглавляемого ими союза городов.

Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия

рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее

единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города.

Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее

от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы

попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные

потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В

эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный

гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление.

Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к

индивидуальному миру человека.

Литература.

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству

произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей

процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами

которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма

«Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для

избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и

эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более

жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и

сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует

в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из

Сиракуз.

Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка).

Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт.

Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической

комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался

Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.)

становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь

горожан.

Архитектура.

В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к

подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными

ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий -

коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и

декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается

сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и

считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так

называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола

в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все

три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная

камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой,

увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров.

Строили зодчие Сати и Пифий.

В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и

развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч

зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в

Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены

скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в

Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем

ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо

слышали каждый звук.

Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в

Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического

назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым

выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) - морской маяк

на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес

света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня

высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму

восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями.

В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно

поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и

крепостью.

Скульптура.

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью

архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй

эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни

официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и

аллегорический статуях.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание

многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху

процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план

выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос

и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с

характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных

изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в

очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими

против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают

отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены.

Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура

пергамской школы.

«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы

патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых

эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была

воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306

г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла

когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам.

Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская»

(II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и

даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав

образ высокой нравственной силы.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове

Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная

родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.).

Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В

«Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его

вкус к некой театральности.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким

образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой

бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса

Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо

инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в

Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные

раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво

подтверждают слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став,

победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была

ориентирована на свободную гражданскую личность.

Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так

называемого слогового письма.

Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера -

шедевры античной литературы.

Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший

серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства

характеризует культуру Древней Эллады.

Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных

европейских культур и в первую очередь Рима.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая художественная

культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М:1997

2. Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей

технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС, 1997

3. Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн.для чтения. - 2-е изд. -

М.:Просвещение, 1980.

4. Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С-

Пб.:Специальная литература, 1997.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.