бесплатно рефераты
 

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Основные религиозно-философские системы

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали

интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они

верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что

все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате

столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот

древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим

народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли,

рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили

жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись

главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших

людей.

Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало

представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более

того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа

умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим

рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные

предметы утвари.

В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических

направлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные

системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально

возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения

сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное

влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы,

автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная

философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно

даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего

существующего, а его определяющим признаком является естественность.

Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить

естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание

естественного хода событий и стремлений постичь дао.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный

даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого

сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это

возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем

даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и

астрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни

тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей

религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно

многообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злых

духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы,

благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее

философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая

религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был

проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейской

транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он

усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными

добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и

старших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать

императору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считал

необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных

обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение

– это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал

культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей

идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных

верований возникает система, освещающая идею тотального господства и

подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление

императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога

на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и

духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных

исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала

верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю

категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца

выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией

государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков,

от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное

выполнение обязанностей несения службы, подчинения главе рода. Женщина

должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру, свекрови, ее главная

обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение

рода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом, красноречием или

остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты. Идеал женщины

– покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.

Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам

запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в

колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они –

самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб:

в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения

в другое, лишить имущества, а то и жизни.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм,

возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь

бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием.

Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление

всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и

конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление

мистического духа.

К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большой

экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной

организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей,

сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и

даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем

им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея

«недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, общество

жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

Искусство Древнего Китая.

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была

населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые

древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными

каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая

способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано –

уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли

государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее

ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

История культуры Древнего Китая охватывает длительный период,

насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. В настоящее время

еще не выработано единой точки зрения на ход социально-экономического

развития древнекитайского общества. По мнению некоторых исследователей,

рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже в

середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными. Другая

часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до н.э. – 3

век н.э.), относит к рабовладельческой формации. Во всяком случае для

истории искусства Китая начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э.

появляются новые черты, которые получают отчетливое развитие в искусстве

периода Хань, оно еще тесно связано с традициями всего предшествующего

времени. Очень важной особенностью культуры Китая является то, что с

древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно,

сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Этим в

значительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая.

Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря

на изменения, происходившие в течение последующего времени, некоторые его

характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства – от

древнейших времен вплоть до наших дней.

Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь и

Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских

царств в единое целое китайское государство.

Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э.

– времени существования первобытно-общинного строя. В настоящие время по

всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок.

Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в наше

время, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий и

расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развития

неолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразных

форм исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонные

сосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые

сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при

высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому,

коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной,

желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши и

погребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностью

форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда

как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.

Узор иногда покрывает почти всю поверхность сосуда и, обычно, состоит

из геометрического орнамента, в котором преобладает ритмически

повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто

заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т.п. Орнамент имел

логическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних

китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии

и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний,

перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.

К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньская

культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в

провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много

керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.

В результате современных раскопок можно сделать вывод о широком

территориальном распространении и высоком уровне неолитических культур

Китая.

Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-ому

тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованию

племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной,

но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и

охота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главе

которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся

в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародились

примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились

многие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины,

имевшие свое родовое имя.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками

близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки

большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел

правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной

земляной платформе.

В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых

сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся

камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми

обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь о

дошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни.

Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно,

служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не

обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно

больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания было

расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную

платформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом,

исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан

(Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые

легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Это подтверждается и данными новых археологических изысканий,

проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено большое число

остатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников,

мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено мощеная

булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.

Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из

самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на

наличие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большое

количество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий,

мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещались

лишь глиняные сосуды и грубая утварь.

Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных

близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3.

Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу.

Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился

саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы

людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в

гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что

собаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном мире.

На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов, ни построек. Стены и

потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью.

Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были

обнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения

животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.

Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с

определенными религиозными представлениями и имели уже установленное

традицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры. В Аньяне

найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного

рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно

изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с

круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков.

Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. В

этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пасть

с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями,

устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура

«тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонами

и слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом,

состоявшем из спиралевидных завитков.

Наиболее многочисленными среди произведений искусства периода Шан

(Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и

культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к

скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо

большим совершенством и виртуозными техническим мастерством,

свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на

сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в

лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы

в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен.

Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых

изделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне

литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что

некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавилась

сразу в нескольких котлах.

Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные

формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское время

начинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, черты

которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» –

сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу»

– высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся для

жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках;

«гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторые

сосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: они

делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металла

низкого качества и были бедны на узоры.

Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями,

а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на имя

владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, его

символические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представления

переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудах

являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а также

мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов,

помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких,

тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко

выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных.

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню

и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита

выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний,

и предметы роскоши.

В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита.

Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусно

выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.