бесплатно рефераты
 

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта.

План.

1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.

1). Египетская религия.

2). Мифы о солнечных богах.

3). Другие боги.

4. Изобразительное искусство.

1). Архитектура.

2). Скульптура.

3). Рельефы и росписи.

5. Древнеегипетская музыка.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Общая характеристика.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого

пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и

латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано

достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих

египтян , были недостоверны.

Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в

1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она ,

удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении

ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого

различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи ,

поучения , сказки и повести.

Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая

плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е.

пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло

из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице

Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром

Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и

жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования

речных вод.

Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой

огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся

старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и

искусственных насыпей , на которых располагались

города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила

спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.

Вслед за временем наводнения начинается второй

четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва (

март -июль ).

История Древнего Египта.

Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды

в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей

(номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их

было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-

лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение

страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет

около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С

этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления

царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :

Додинастический период.

Раннее царство : 1 и 2-я династии.

Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время

наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”,

носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти

определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет-

ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и

верховной жречес -

кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.

23-21 вв. - Египет переживает период политической

раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.

Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я

династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных

династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно

тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I ,

Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное

ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и

Палести -

ны).Победа над ними открывает период

Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время

широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер

хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,

дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II;

Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из -

за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес

II , прославившийся сражением с хеттами.

Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние

жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк

верховному жрецу Амона Херихору.

332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в

30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.

Египетская религия.

Огромное место в жизни египетского государства играла

религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона

и заупокойный культ.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в

котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных

явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества

,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также

судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их

внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного

(чаще всего это человек с головой сокола,кош-

ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).

Среди множества божеств особое значение очень рано

приобретает солнечное божество,

которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной

местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный

жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде

сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра

, Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное

солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего

выделяется бог солнца Ра.

Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или

человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й

династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра

становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает

общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга

Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады

(девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из

его слез , отцом богов , отцом царя.

У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око

Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -

ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-

солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В

Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.

Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их

объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой

львицы.

Великий Ра не был единственным великим солнечным

богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-

14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает

государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка

с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон

возглавляет фиванскую триаду :

Амон

Мут

Хонсу

богиня неба,жена бог луны,сын

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного

бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон

Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога

Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет

свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу

Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы

объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают

из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после

Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Мифы о солнечных богах.

Отражали две группы представлений - о смене времен года

и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:

Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул

в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост

растительности. Эти явления природы отразились в следующем

повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в

львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за

ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу ,

завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и

гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра -

том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях

назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось , что

солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей

другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра

, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали

почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал

совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и

решили наказать людей.На них напустили другую люби -

мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать

людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И

вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным

пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она

уже забыла о своих кровожадных подвигах...

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба

Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.

Другие боги.

Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его

праздник соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с

белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он

был душой бога Птаха и бога Ра.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он

известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на

гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что

отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница

закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник

,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного

позже она становится еще и богиней судьбы.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости,жена

Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его

священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой

ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с

луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам

египетского календаря.

Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая

бога Тота с правой стороны.

Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах

считался покровителем ре- месел и искусств.

А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным

письменным источникам относятся следующие произведения :

“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских

ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и

6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны

были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам)

продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов

пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода

Среднего царства.

“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового

царства.Свитки папируса содержали не-

обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые

должны были по-

мочь умершему вступить в загробное царство.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие

представления : со смертью челове -

ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его

существа - имя (рен) ,

душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно

судьба Ка связана с

судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды

, если при погребении

покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден

загробными чудовищами ,

если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе

представлений египтян о потусто-

роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на

которых умерший

должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до

сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых

почитаемых в Египте богов .

Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений -

умер Осирис -умерла

природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он

и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.

Изобразительное искусство

Древнего Египта.

Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное

архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом

связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных

царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара

(28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента :

первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных

храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую

усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей

прямоугольную территорию заупокойного ком-

плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по

вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов

отражало растущую власть “сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются

пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и

Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на

пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно

вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание,

квадратное в плане , и схож -

дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь

сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей

простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой

сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных

соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где

стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и

узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама

пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на

берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел

длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он

подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды

.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне

называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в

львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется

новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине

Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности

: не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма ,

состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых

небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая

пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками ,

идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый

двор,окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,

вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и

дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с

главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного ком

плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и

сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к

храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов

которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он

возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом ,

рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация - захоронение отдельно от

храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит

в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к

большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют

большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование

скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды ,

размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового

комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и

совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном

берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого

были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный

зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами

длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными

пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы ,

возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового

комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов

и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

Основным средством архитектурной выразительности была

колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта

этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают

связки гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди

египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся

Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в

15 в. до н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные

части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с

колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде

цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый

двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая

обширная,прямоугольная,обо-

значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища

и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть

начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-

гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от

ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет

проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку

искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что

египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий

,нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых

памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца

и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-

Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая

четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых

комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления

фараона.

Скульптура.

Отличительная черта египетского изобразительного

искусства его каноничность.Офор-

мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного

решения становятся обязательными для всех последующих произведений

определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При

всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо

истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения

кото - рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем

рассматривать весьма ограни -

ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и

росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные

моменты развития египетского

искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные

типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными

руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя

Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его

жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).

Для всех характерны следующие художественные

приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и

симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры

неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается

сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело

мужских фигур - красновато-ко -

ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого

цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и

строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй

закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих -

портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его

чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с

напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами

;надменное лицо зодчего Хе-

миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо

верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная

пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного ,

слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной

власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта,

посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность

фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет

небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление

инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих

канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) -

замечательный образец египетского

реалистического портрета: резкие морщины ,глу-

боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -

ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка

лица : острый контраст бликов и затемненных частей на

черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -

кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-

таются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -

дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-

ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-

ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -

терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-

го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для

скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца

Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева

,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-

да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,

приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -

ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до

н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-

чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и

главным храмом Атона,включавшим административно-хо-

зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало

жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-

нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -

мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-

менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-

зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -

меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-

лан на требовании простоты и естественности , которые должны были

проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-

ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -

тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы

правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт

облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в

Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более

поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова

Эхнатона , незаконченная.Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и

носа , моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ

-ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-

туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы

Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая

яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в

общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”

древние традиции египетского искусства - торжественно-героический

монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-

верждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-

рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и

росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-

упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть

ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рель-

ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-

ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .

Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-

нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-

ческие черты.К ним относятся :

1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-

ризонтальные пояса).

2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-

рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.

мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -

ковые интервалы , с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-

ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-

бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-

скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в

фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично

соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -

ной плоскостью.

5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их

вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -

ется на плоскости выше.

6.Единство изображений и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-

ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из

гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно

здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные

черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция

использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-

меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -

ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-

метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные

через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто

застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-

иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-

новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные

из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-

годаря композиционному решению , приобретали характер священно-

действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

Древнеегипетская музыка.

Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо

именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .

К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на

основе которого можно попытаться составить некоторое представле -

ние о древнеегипетской музыке.Правда,в музеях мира хранятся экзем-

пляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инстру-

мент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хра-

нятся во флорентийском и луврском музеях,а в последнем еще имеется

и египетский барабан.

В этом смысле египетская музыка находится в самом невы -

годном положении, по сравнению с изобразительным искусством , ли-

тературой.Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл ,

мы можем смело утверждать, что существовала музыка народ-

ная , храмовая и дворцовая. Вполне естественно, что две последние формы

существования египетской музыки отличались определенным

профессионализмом.Большинство исследователей склоняются к мне -

нию ,что египетская музыка была одноголосой. Ее звуковая субстан -

ция опиралась на унисонное сочетание вокальных инструментальных

тембров -хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-

ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддержива -

емых ударными инструментами. В области тональной системы все

дружно склоняются к заключению о существовании простой пентато -

ники , а также зародыша дирижирования , называемого хейрономией.

Заключение.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне

куль-

тур других цивилизаций . Во время процветания египетской дина -

стии египтяне изобрели много полезных вещей , например , как оп -

ределять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и

т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -

ную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много

полезных сведений и информации , которыми люди пользуются до сих пор .

Список используемой литературы.

1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”,

Тверь , 1993 год.

2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая

школа”, 1979 год.

3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.