бесплатно рефераты
 

Культура Доколумбовой Америки

Культура Доколумбовой Америки

Культура Доколумбовой Америки

Изучение доколумбовых культур очень важно

для разработки моделей социокультурной

эволюции. Среди культур Месоамерики

классического периода (III-Х вв.) наиболее

хорошо документирована культура майя, прежде

всего благодаря обширному корпусу

иероглифических надписей и богатому

археологическому наследию.

История заселения Америки

Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из

Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.

приблизительно 30 тыс. лет назад.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные

ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,

почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы

воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,

гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными

особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в

погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками

из полудрагоценных пород камня.

Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.

Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются

колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и

Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов

тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого

изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км

от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было

тягловой скотины.

Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются

изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.

Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц

с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.

В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на

соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.

Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.

радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,

периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые

определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,

что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные

участки земли лишались растительности и становились непригодными для

земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.

Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди

переселились на север к родственным племенам. Археологические находки

подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а

в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы

керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые

вулканической пылью.

ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА З

Города цивилизации майя

Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых

загадочных народов в истории. Кто они? Откуда явились? Оставили ли какие-

нибудь вести для нас? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году

открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются

ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не

завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих

его джунглей, - является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы,

дворцы, построенные из белого известняка, с искусством, которое может

сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит

их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только со второй половины

прошлого столетия, когда началась расшифровка надписей, украшающих стены

основных зданий, построенных майя.

Перед нами предстает жизнь народа очень непохожая на нашу собственную. В

отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше

вещей, чем необходимо для жизни. Их роскошно одетые правители совершали

странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы, например, вызвать

плодородие почвы.

Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114

года до нашей эры и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года нашей

эры. К этому времени земля, которую мы знаем ныне, должна снова изменить

свой облик из-за ужасных землетрясений.

Много книг написано о майя, но никто пока не объяснил, откуда они взяли

именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но

причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как

длительный счет, пока остаются невыясненными.

По нашим стандартам, их цивилизация выглядит примитивной - у них не было

механизмов, не было автомобилей, не говоря уже о компьютерах, но зато было

немало достижений в другом смысле. Как показали исследования ученых, майя

умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это

даже трудно себе представить.

Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и

вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники

былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда, уже несколько

измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков,

пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива,

продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах

Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по

природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские

штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю

Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой

территории три крупные культурно – географические области или зоны:

Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз,Табаско и

Чьяпас в Мексике) и Южную ( горная Гватемала).

Начало классического периода в низменных лесных областях отмечено

появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность

(надписи на рельефах, стелах), календарные даты по эре майя (так

называемого Длинного Счета – числа лет, прошедших от мифической даты 3113

г. до н.э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым “ложным”

сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и

терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. до

н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и

высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы

снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их

плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной – трех

комнат на высоких башнеобразных пирамидах – основаниях ( высота некоторых

из таких пирамид – башен, как, например, в Тикале, достигла 60м.). Это,

вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах,

обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или

дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого

свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и

невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили

узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят

прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются

площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальных

построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были

прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень

часто важнейшие ритуально - административное постройки располагались на

естественных или искусственно созданных возвышениях – “акрополях” ( Пьедрас-

Неграс, Копан, Тикаль и др.).

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов

неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и

живописи. Скульптурные школы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс

добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности

композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей,

жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака

(Чьяпас, Мексика), относящийся к VIII в. н.э., представляют собой

историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на

чужие селения, жертвоприношения пленных, празднество, танцы и шествия

сановников и вельмож.

Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Г.Бернин и др.) и

советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователей удалось убедительно

доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. – стела,

притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) – это

мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают

о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических

браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских

владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по

данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э..

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает

“настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к

старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”.

Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть,

сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники

(ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник

назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов – вождей

селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.

Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных

селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или

главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или курака инков. Как и те,

они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования

осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп –

“глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако самое

распространенное название жреца ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские

астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они

могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над

коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою

даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили

вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для

содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры,

пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и

прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех

памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были

резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не

существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных

работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам,

жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу,

соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло,

очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для

рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна

и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На

территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля

между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском,

медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве

“обменной монеты” выступали зерна какао и раковины. Города-государства

соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными

шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-

Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами

сообщения, особенно для торговцев.

Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных

успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей.

Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и

математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке

вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими

народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-

европейцев.

С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько

майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы

календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели

этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года,

которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался

более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно

календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в

последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня

Древний юлианский год – 365,2510 дня

Современный григорианский год – 365,2425 дня

Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя

периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун

равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5

дней, называвшихся майеб, буквально: “неблагоприятные”. Считалось, что в

эту пятидневку “умирает год”, и потому в эти последние дни древние майя

ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных

испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета.

Ее можно назвать “год Первый”, с которого начинается счет времени майя. По

хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной

системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты

близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год

до н.э. – год предполагаемого создания Библии.

Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и

охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть

Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и

западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие

разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся

индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,

тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в

тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,

северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —

приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие

на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600

тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки),

пожалуй, наиболее известны.

Величественные развалины городов майя привлекали внимание

путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города

Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев.

В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.

В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это

еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное

происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих

причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии

малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и

эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация

и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой

империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением,

заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные

методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться

на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи

А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того

Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно

отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ

ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К

СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ,

ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В

РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ

ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ

И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ,

ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».

Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат армии

испанского конкистадора Эрнана Кортеса, описал

ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519

году.

Согласно книге Джина Стюарта «Могущественные ацтеки» («The Mighty

Aztecs»), когда испанцы пришли в Теночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч

жителей. Город оказался отнюдь не диким захолустьем, а цветущей столицей,

раскинувшейся на нескольких квадратных километрах. Перед испанцами предстал

город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный

Теночтитлан был сердцем империи ацтеков.

Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе

покажется несовместимым с распространенными представлениями, согласно

которым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно

верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны

человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь

не сводилась к кровопролитию. И, проследив за их борьбой за выживание,

можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ведут их

потомки по сей день.

Подъем цивилизации ацтеков

В истории месоамериканской цивилизации ацтеки занимают не такой уж

долгий период(. По мнению большинства исследователей, первые жители Мексики

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.