бесплатно рефераты
 

Культура 18 века России

ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную

мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной

Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение.

Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За

рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически,

от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и

Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.

Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся

деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский

естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В.

Франклин.

Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием

трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от

нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не

должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы

да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется

теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.

Свои общественно-политические взгляды и художественные представления

народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

Музыка 18 века

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа.

Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в

основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной,

танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во

дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных

празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках.

Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых,

особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в

жанрах парадной, торжественной музыки.

В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные

песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным

выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой

музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и

ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно

укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт,

стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских

ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе

приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные

представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели

искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду

галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под

аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра

I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые

театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной

участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления

театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа

музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский

театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр

становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда

искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального

самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное

значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого

русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература;

расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же

Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П.

Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве

знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко,

А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного

искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные

жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе

клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в

дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные

концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские

музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся

традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для

последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII

века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче

всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов

XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность

различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты

при дворе становятся обычным явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в

аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и

роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы

музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая

дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в

конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А.

Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной

демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит

далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается

музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка

становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее

музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской

мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит

оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени

приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав

зрителей.

Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи

отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь

достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых

русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в

Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого

впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко

развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П.

Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу

репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы

французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие

произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского

театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-

1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался

особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно

широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии

Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает

концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у

публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.

Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей

педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни

создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры.

Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу

русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному

вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся

все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия

теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К

концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых

национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного

театра, концертной жизни.

Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера

занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее

развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом

музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и

лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении,

в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой

она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные

проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном

неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-

комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской

общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических

персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества,

бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную

тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых

значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью

свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской

композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую

профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой

классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она

оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее

обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в

творчестве композиторов-классиков.

Народное творчество 18 века

Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на

протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие

события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало

разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов,

вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни

и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой

современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими

войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея

и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,

крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев —

богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий

дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ — на веревочки,

Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,

Мы заводчиков — на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была

уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры,

мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с

Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее

созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова

знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного

творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д.

Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы,

отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля

неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения

народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных

рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями

раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы

ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор

«Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная

жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской

деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в

рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с

горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета

толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана

в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к

богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы

— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме

выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея

(драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином

(«Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр

устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые

противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и

церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал

глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-

шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны

резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога,

частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных

житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных

основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в

произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров

встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки

представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и

геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д.

Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную,

изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения

животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на

всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п.

Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и

деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и

деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие

кружева и красочные вышивки!

Культура дворянства.

Классицизм

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся

нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая

постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые

писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают

первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. —

становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за

мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти,

утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в

развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому

течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов:

«Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно

смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме,

полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и

резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д.

Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.

Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником

наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы

известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами

способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических

произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей

художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и

философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к

монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного

прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П.

Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.),

которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.

Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях

он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме

восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий

Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-

воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и

благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал

А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает

кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к

проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские

мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же

время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего

литературного направления классицизм становится литературой узких

реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и

изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И.

Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы —

Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие

задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью

замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к

монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание

Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее

достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный

по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической

гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные

здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например

здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в

Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность

композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской,

богатством отделки фасада здания и ограды.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,

человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском

монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и

мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.

Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся

величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и

обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник

Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент

должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку

Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего

вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным

постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли,

героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла

делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического

призвания России.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя

внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с

Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в

живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный

идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам

античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был

заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-

патриотическую тематику и просветительское направление в театре.

Распространение классицизма в театральном искусстве связано с

возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного

профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым.

Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А.

Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась

тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью

декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил

по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых

персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век

Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание

к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего»

класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера.

Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с

восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и

обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра

сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской

литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания

простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе

рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М.

Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной

революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.

Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой,

- с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке

беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и

дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие

примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было

создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в

приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке

природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника

сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на

кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на

это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.— в преддверии

Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста

С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною»,

крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими

увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л.

Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И.

Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.

II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным

операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором

умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей

воле, ты нам барин и отец! »

Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами и

идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.

Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку.

Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М.

Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в.

тревожить сердца купчих и мещаночек.

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых,

буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его

борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических

процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он

был течением прогрессивным для своего времени.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких

социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и

значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая

структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в

архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство

выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в

петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В

становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно

было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи

оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера

не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских

людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки

была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие

русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии,

Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке

развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено

национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе

весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое

влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя

крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же

царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по

распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо

прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном

расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния

принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки.

Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению

ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список использованной литературы

1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983

г.

2. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII

века.»1954г.

3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.

4. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.

5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины

19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

7. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.

8. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький

А.М.

9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

10. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII

в. М.: Высшая школа. 1983.

11. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России //

Знание — сила. № 8, 9. 1990г.

12. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.:

Политиздат. 1991.

-----------------------

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 24.

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 346.

[3] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 6. М.-Л., 1952, стр.

178.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.