бесплатно рефераты
 

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна

в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся

исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с

пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и

по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и

после смерти. Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды

Хеопса для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма

Хефрена в верхний, в ее самом начале была оставлена грандиозная глыба

известняка, напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком

каменоломни, откуда доставлялся строительный материал при сооружении

Большой пирамиды. Именно таково, по мнению египтологов, происхождение

Большого сфинкса. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей

57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном

головном уборе — царском платке.

Таким образом, возник символ стража храма, о распространении культа

которого свидетельствуют некоторые вотивные стелы, найденные в Гизэ.

Таинственный образ сфинкса был обращен лицом к восходящему солнцу.

Пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса и со временем на

поверхности виднелась только одна голова. По всей вероятности он давно

выглядел таким, каким увидели его солдаты армии Бонапарта и каким

запечатлел его Денон. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который

создал между его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти своих

покойных предков. Этот же фараон приказал построить вокруг Сфинкса стену из

кирпича-сырца. Песчаные бури, однако, по-прежнему засыпали каменную статую,

которую неоднократно приходилось расчищать и позже. Популярность культа

сфинкса выразилась в эпоху Нового царства в широком распространении его

скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов,

ведущие к храмам.

Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные

пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится

верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника,

занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене,

окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного

храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей — первое,

доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней,

составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный

в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом.

Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через

отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были

некогда украшены рельефами.

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных

сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм,

имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков

гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит

впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Два входа в

храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита.

Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно находилась

статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в

гипость с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале,

имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего

фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Стоит обратить

внимание на цветовую игру полированного красного гранита, контрастирующего

с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени в гипостиле.

Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью

небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий

отдельно на каждую статую. Третьим монументальным сооружением комплекса в

Гизэ является пирамида Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в

плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м.

Первоначально пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен

составлял 51°. Интересно, что для строительства этой наименьшей из трех

пирамид были употреблены наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть

гробницы была облицована гранитом, в большинстве своем не полированным, а

ее верх — белым известняком из Туры.

Стоит упомянуть еще об одной пирамиде времени IV династии — гробнице

фараона Реджедефа, расположенной неподалеку от Гизэ, около селения Абу-

Роаш. Реджедеф был по-видимому сыном Хеопса и его жены ливийки. Он убил

своего старшего брата Каваба, матерью которого была египтянка. Реджедеф

правил всего лишь восемь лет, а после его смерти власть перешла к его

младшему брату — Хефрену. Пирамида Реджедефа является наиболее выдвинутой к

северу царской гробницей. Эта постройка, по-видимому никогда не

завершенная, была задумана в монументальном стиле как сооружение, достойное

преемника Хеопса. Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены

погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита

толщиной около двух метров. Сохранившиеся следы облицовки нижних частей

наружных стен пирамиды свидетельствуют, что они были также отделаны

гранитом.Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности

разгрузочная конструкция — также как и в пирамиде Хеопса.

Пирамида, находящаяся в южной части Саккары, примыкающая к возделываемым

полям, известна под названием Харам эшь-Шауаф. Эта усыпальница принадлежала

фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, каждая сторона

основания которого равна 80 м; высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида

была возведена из грубо отесанного известняка, ее облицовка не сохранилась.

Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера.

Ныне она представляет собой почти совершенную руину. Высота

сохранившейся сердцевины пирамиды достигает сейчас только 19 м,

первоначально же она имела в высоту 44 м. Сторона ее квадратного в плане

основания равна 67 м. До сегодняшнего дня сохранились следы старательно

обработанной облицовки из белого известняка. Вход в пирамиду был расположен

снаружи, с северной стороны. План подземных помещений пирамиды Унаса

повторяется в иных пирамидах, принадлежавших фараонам VI династии — Тети,

Пепи 1, Меренра и Пепи II. В преддверии, находящемся перед погребальной

камерой, были открыты знаменитые “Тексты пирамид” — заклинания, где

говорится о погребальном ритуале и жизни фараона в загробном мире. Эти

тексты, написанные в виде вертикальных столбцов голубовато-зеленой краской,

являются наиболее ранним примером такого рода надписей. В период VI

династии некрополь в Саккаре обогатился несколькими царскими гробницами и

довольно большим количеством мастаб вельмож. Первый правитель этой

династии, фараон Тети выстроил себе гробницу к северо-востоку от пирамиды

Усеркафа по прямой линии от усыпальницы Джосера и упомянутой выше гробницы

царя V династии. Название этой пирамиды — “Джед-сут” восходит вероятно к

названию столицы нома — Мемфиса, употреблявшемуся в гераклеопольский период

и в начале Среднего царства. Ныне эта постройка представляет собой руину.

Целиком разрушена также пирамида фараона Пепи 1, выстроенная на центральном

плоскогорье Саккары.

Ко времени XII династии, при которой царский некрополь расширился от

Саккары вдоль Нила, относятся несколько пирамид меньших размеров,

расположенных вблизи гробницы Тети. В Дашуре, к востоку от усыпальницы

фараона Снофру было выстроено в это время три пирамиды. Наиболее ранняя,

расположенная между двумя другими пирамидами, принадлежала Аменхотепу 1, к

северу от нее находилась гробница Сену-серта III, а к югу — Аменемхета III.

В этот период складывается новый тип конструкции пирамиды, меньшей по

размерам по сравнению с пирамидами IV династии. Первоначально возводили

расходящиеся в виде лучей либо имеющие форму креста внутренние стены

пирамиды, образующие треугольники, которые затем засыпались песком или

кирпичом-сырцом. Пирамида облицовывалась после этого известняком. Некоторые

пирамиды царей Среднего царства сооружались целиком из кирпича-сырца,

укладывавшегося непосредственно на площадке. Иногда ядром пирамиды служила

естественная скала. Удивительно, что при этой более “дешевой” системе

строительства пирамид (наиболее употребительными строительными материалами

были в это время кирпич-сырец и песок) иные элементы убранства гробниц были

весьма дорогими в связи с все более широким применением алебастра и

кварцита.

К югу от Дашура, в местности Лишт, находятся окруженные мастабами знати

руины двух пирамид фараонов XII династии — Аменемхета 1 и Сенусерта 1, а

также две связанные с ними большие пирамиды. Аменемхет III, имевший свою

пирамиду в Дашуре, решил возвести себе еще одну — в местности Хавара, где

позже он и был похоронен. От пирамиды осталась только сердцевина, ранее же

целая эта постройка была облицована тонкими плитками полированного

известняка. Ее высота достигала 58 м, а угол подъема — 48°45'. К югу от

этой пирамиды сохранились развалины сооружения, которое было одним из

наиболее великолепных архитектурных памятников Египта — знаменитого

Лабиринта, вызывавшего у греческих путешественников еще больший восторг,

чем пирамиды. Ныне от него осталось лишь большое поле, засыпанное

известняковым щебнем и фрагменты колонн, ибо начиная с римского времени эта

постройка служила огромной каменоломней, откуда брали сырье для

известеобжигательных печей. Некоторые исследователи считают эти руины

остатками заупокойного храма Аменемхета III, однако, уже самые размеры их

площади (300 X 244 м), на которой поместились бы все вместе взятые огромные

храмы Карнака и Луксора, исключают правильность этого суждения.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого

периода художественного творчества, является отражением конкретной,

реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это

касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние

египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного

существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и

царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде

всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для

бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов

сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор

времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до

нынешнего времени памятники.

4.Изобразительное искусство.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его

каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм,

композиционного решения становятся обязательными для всех последующих

произведений определенного жанра, будь то портретная скульптура, рельеф,

роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую

эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на

те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы

будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со

скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в

которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского

искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу

(статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками,

положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского

писца Каи).

Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены

со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена

прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из

которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде

фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого

цвета, женских-желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и строгое

спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям

следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты

в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским

носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными

морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное

лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким

ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными

чертами.

«Жизненность» египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и

связана с представлением египтян о смерти как о временном расставании души

с телом, в которое она когда-нибудь возвратится—вот почему следует

сохранить тело(отсюда идея мумифицирования) и по возможности из готовить

его «дубликат», который душа узнает.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая

обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего

жиром, с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в

создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные

богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона

возвеличивается с еще большей наглядностью). Это повлекло за собой усиление

индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих

канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец

египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные

глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное

значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов

и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную

психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум

сочетаются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения,

отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность.

Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды,

воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур--характерные

стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства--

статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных

образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа

отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и

украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания

округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе «певицы Амона»

хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести

линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало время

правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая

столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько

крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона,

включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами

вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего

принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был

отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с

многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном

искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от

героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требование

простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в

чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько

скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью

трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер

утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до

гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф «Семья Эхнатона» на

пограничной стеле. В наиболее поздних произведениях уже нет гротесковых

преувеличений губ и носа, моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию,

представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде

его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в

Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников -

огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными

объемами. Вспомнились древние традиции египетского искусства - торжественно-

героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений,

утверждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок

гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

5.Язык. Письменность. Литература.

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти

4-тысячелетней истории народа и пошел пять последовательных стадий своего

развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства—язык

древнеегипетский; среднеегипетский—классический язык, называемый так

потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения,

считавшиеся в последствии образцами для подражания; новоегипетский язык(16-

8 вв. до н.э.); демотический язык(8 в. до н.э. –5 в. н. э.); коптский

язык(3-7 вв. н.э.). Несмотря на различные преемственности между этими

языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга

грамматической и лексической структурой(египтянин Нового царства с трудом

мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не

говоря о более древних эпохах).

Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины

Нила и за её пределы практически не выходил даже при создании великой

Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мёртвым(то

есть на нем не разговаривали) уже в 3 веке нашей эры, когда на смену ему

пришёл коптский язык.

Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной

деятельности древние египтяне создали своеобразную и сложную систему

письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные

движения человеческой души. Египетская письменность зародилась в конце 4

тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая

система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было

рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие

(например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде

соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более

частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали

упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные

понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью

набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков,

передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков,

поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили

название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики. К середине 2

тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось

около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря

органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих

смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих

понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только

простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки

отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов,

гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи), глиняные черепки

(остраконы), дерево (саркофаги, доски), кожаные свитки. Широкое применение

получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально

приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в

заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых

обычно достигала нескольких метров, известны свитки в 20 м и даже в 45 м

длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно

кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец

которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с

красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый

иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки

деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с

оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического

письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение

иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и

рукописного письма.

С 8 века до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько

знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что

убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало

распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики,

демотического (то есть народного) письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21

простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это

были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в

южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили

более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную

иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как

ее органическая часть.

Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных

писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и

художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью

литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное

совершенствование первоначально найденных литературных жанров и

художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей

культуры определялось характером социально-экономического развития страны,

политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление

литературного процесса зависело от общего характера религиозного

мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа.

Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная

зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их

посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в

египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,--всё это

диктовало главные идеи, систему художественных образов и приёмов многих

литературных произведений.

Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие

разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов,

позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от

которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время

трудовых про цессов(например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и

поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой

добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к 4 тысячелетию до н. э., когда

были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились

зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения,

биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена

Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется

содержательная сторона и художественное совершенство произведений.

Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются

произведения художественного высочайшего уровня («Рассказ Синухета»),

вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной

завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху

высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр

поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов

поучений является «Поучение Птахотепа», визира одного из фараонов V

династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями,

например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и

«Поучение фараона Аменемхета I»,в которых излагались правила управления

государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца

перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение

Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной

нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих

наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне

будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило,

такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена

народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и

политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового

царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение

Ипусера» и «Речение Неферти».

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных

сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали

настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов

других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и

чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и

Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе.

В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием

богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого

труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и

жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ

Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется

о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет,

опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам

Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает

высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному

Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет.

Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная

страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей

ценностью—такова основная идея этого классического произведения египетской

художественной литературы.

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в

возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения

всеми радостями земного бытия.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы,

А потому празднуй прекрасный день.

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Перевод А.

Ахматовой

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная

литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов,

религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из

обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях

Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Кроме разнообразия жанров, богатство идей и мотивов, тонкость их

разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные

метафоры, глубокая символика, образный язык. Всё это делает египетскую

литературу одним их интересных явлений мировой литературы.

Литература.

И. В. Рак «Египетская мифология»

Б. В. Тураев «История Древнего Востока»

К. Михайловский «Пирамиды и мастабы»

Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств»

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.