бесплатно рефераты
 

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-

Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество,

изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе -

усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас,

расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как

бы притормаживается, вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам

храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный

колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и

помещения, вырубленные в скале. К этому добавлялся нижний храмик (или

пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик

с главным заупокойным ансамблем. Дополнительными элементами этого

архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие

на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой

архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был

заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в

знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом

Ментухотепа I. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.

Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в

целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей

грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие

масштабы; богатейшие декорации, широкое использование скульптур (свыше 250

статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды, размещавшиеся и на

террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу

центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в

ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных

богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.). Основными элементами сложного и

гармонического целого были следующие объемные и пространственные

компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по

одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.

Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие

собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными

архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались

огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в

карнакском храме их 270, в луксорском - 151. Характерная черта этих колонн

- использование растительных материалов: колонны напоминают связки

гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских

архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В

большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до

н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая

- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой

по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего

папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор,

обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная,

обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси

(святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта

третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские

“заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко

освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал

сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно

освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское

храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели

пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего

Египта: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в

Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью

высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на

фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов

Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Пирамиды.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального

комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным

монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом

царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном

виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего

царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были

мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем,

что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие

скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении

этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили названия,

связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в написании

оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, “Гор обитает

на горизонте”, Хефрена — “Велик Хефрен”, а Микерина — “Божественен

Микерин”. Возможно, что греческое слово “пирамида” происходит от

египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту

пирамиды.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели

форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и

Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный

некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части

этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в

подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух

царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.

Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским

ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами,

напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре,

называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии,

первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид

вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно

расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими

обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа

гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой

ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность

Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных

работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В позднейшее же время Им-

хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки

отождествляли его с Асклепием.

Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а

также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших

царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней

столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных

здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум.

Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону

Фаюмского оазиса — района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего

царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении.

При III династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим

архитектурным комплексом, каким стала знаменитая ступенчатая пирамида

Джосера вместе с ее погребальным ансамблем. Археологические изыскания

велись здесь уже с начала XIX века. Новейшие исследования позволяют

предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе,

выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата

фараона Санахта, которого Манефон считает основателем III династии. Не

исключено, что сохранившаяся до сих пор пирамида Джосера, имеющая шесть

уступов, некогда облицованных блоками известняка (сохранились их остатки),

является лишь сердцевиной огромного первоначального сооружения. Ибо мы не

знаем, была ли эта облицовка окончательной наружной отделкой постройки или

же, как позже в Медуме, ее внутренней частью, поскольку проект придания

этой гробнице так называемой классической формы не был, по-видимому,

осуществлен. Пирамида в процессе строительства неоднократно расширялась —

окончательная площадь, которую она занимает, имеет размеры 140 х 118м;

высота пирамиды достигала около 60 м.

Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице

вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к

пирамиде также с северной стороны. У ее восточной стены находился сердаб,

выстроенный из блоков известняка, близких по размерам к блокам, которым

была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона,

находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера

помещалась под первоначальной мастабой, примерно по середине и, таким

образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Возможно, что внутри этой

камеры, выложенной красным ганитом, находился деревянный саркофаг. К

востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными

голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее.

Под пирамидой были обнаружены также подземные галереи с двумя алебастровыми

саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов, многие

из которых были разбиты камнями обрушившегося потолка коридора.

Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х

280м и был окружен расчлененной выступами стеной, напоминавшей стены

крепостных сооружений. Коме одного настоящего входа, эта ограда имела

тринадцать ложных дверей. К югу от пирамиды Джосера была обнаружена с такой

же планировкой погребальных камер; возможно, что она была сразу же задумана

как сооружение, непосредственно связанное с главной пирамидой, т.е. как так

называемый пирамида-саттелит. Ее наружные стены венчал фриз с изображением

кобр.

В пределах территории погребального ансабля находился также комплекс

молелен, посвященных царскому юбилею, называвшемуся “хебсед”. Они были

накрыты характерными выпуклыми крышами, поддерживаемыми каннелированными

полуколоннами. Стволы этих колонн не имели капителей, они были украшены

спускающимися с двух сторон рельефными листьями.

Имхотеп сумел гениально претворить в камне некоторые формы,

свойственные прежней архитектуре, главным строительным материалом которой

был кирпич-сырец и тростник. Колонны, вкопонованные в столбы главного

коридора, который вел в святилище, имеют каннелюры, напоминающие на первый

взгляд ионические колонны. В действительности же они являются

монументальным повторением в камне формы пучков тростника. Иные

полуколонны, украшающие стены, увенчаны капителями в виде раскрытых цветков

лотоса. Сама кладка стен из тщательно обтесанных продолговатых блоков

известняка напоминает технику кирпичной кладки. Архитектура Имхотепа,

имевшая значительные новаторские, творческие достижения, не лишена была,

однако, и недостатков. Применение в каменном зодчестве элементов,

характерных для сооружений из кирпича, тростника и дерева, не всегда было

удачным, поскольку архитектурные возможности нового материала т.е. камня не

были еще в то время полностью осознаны.

Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии

находится подле нынешнего селения Гизэ. Этот некрополь египтяне называли—

«на склоне высоты» [pic]. Три знаменитые пирамиды — усыпальницы Хеопса,

Хефрена и Микерина являются классическими примерами такого рода сооружений.

Их строители вполне овладели техническими и декоративными возможностями

камня — нового материала, введенного в монументальное строительство. Форма

этих пирамид берет свое начало в архитектуре Имхотепа, а одним из этапов ее

формирования была находящаяся в Медуме многократно перестраивавшаяся

пирамида Снофру, первого фараона IV династии (или его отца Хуни).

Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали позже одним из семи чудес света.

Угол наклона пирамиды Хеопса равен 51°52', Хефрена — 52°20', Микерина —

51°. При этом стоит обратить внимание на факт, что начиная с северной

гробницы в Дашуре пирамиды приобретают все более стройные, вытянутые

пропорции — угол подъема стен усыпальниц VI династии в Саккаре составляет

65° (пирамиды Тети и Пепи II), а в мероитскую эпоху гробницы имеют уже

форму высокой удлиненной вверх пирамиды. Когда речь заходит о пирамидах,

читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта

пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций

является результатом сложных математических рассчетов. Ее высота достигала

146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На

сооружение пирамиды понадобилось 2 590 000 м2 глыб камня, нагроможденных на

поверхности величиной около 54 000 м2 Облицовка ее наружных стен была по-

видимому покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское

название “раскрашенная пирамида”. Пирамиде Хеопса посвящена огромная

литература, которую часто трудно назвать научной. Авторы многих книг и

трудов старались открыть в цифрах, определяющих пропорции этой постройки,

мистический смысл. Иные считали ее творением цивилизации, прибывшей из

Атлантиды, превращенным позже в гробницу Хеопса. Множество недоразумений

возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой

главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого

помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над

камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для

того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды,

расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на четыре стороны

света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего

равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды

длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема

каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды. При

постройке гробницы Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного

цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек. Точные подсчеты количества

использованных строительных блоков и облицовки, размещения бригад рабочих и

т.п. подтверждают правильность сведений Геродота, более того — если бы мы

разрабатывали план осуществления такого сооружения, прибегая к помощи

кибернетики, мы пришли бы к именно таким оптимальным данным. Возведение

пирамиды, требовавшее большой концентрации рабочей силы, являвшееся при

этом чрезвычайно длительным процессом (20—30 лет), не могло обойтись без

некоторых переделок и отклонений от первоначального проекта, вводившихся в

процессе строительных работ. Следует не забывать о том, что пирамида Хеопса

является первой целиком законченной пирамидой, угол наклона стен которой

является наиболее правильным решением для конструкций такого типа.

Предполагается, что осуществление такой постройки могло вестись только по

планам и рисункам и что в процессе работ строители пользовались также

макетом, наподобие того, как это часто делается ныне при строительстве

крупных сооружений. Он решился выдвинуть даже гипотезу, которая сначала

может вызвать сомнение у каждого египтолога, согласно которой три, так

называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Большой

пирамиды, были макетами—моделями (в масштабе примерно 1 : 5), отражающими

три этапа изменений проекта Большой пирамиды.

Считают, что во время строительства пирамиды произошел некоторый

перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя большую галерею

протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало

отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды. Возможно, что с

целью передать давление огромной тяжести кладки при новом расположении

склепа, над его перекрытием была сооружена разгрузочная конструкция,

состоящая из пяти рядов гранитных блоковые пустотами между ними, задачей

которой было обеспечить, возможно, большую прочность гранитного потолка

склепа. После окончания постройки оказалось, однако, что сооружение этой

конструкции было недостаточной мерой для предохранения погребальной камеры.

Давление огромной каменной массы на неправильно расположенный склеп было

настолько велико, что его перекрытие треснуло. Трудно себе представить,

чтобы фараона могли похоронить в поврежденной погребальной камере. Вот

почему в ней так и не было обнаружено остатков царского саркофага.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент

целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение

которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная

процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на

ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому

каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть

церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него

вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии

проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального

двора и — со времени Микерина — пяти ниш, где устанавливали статуи пяти

фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником.

Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась

собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался

в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной

камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в

углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для

путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно

открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи

каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими

усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно

уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно

господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе

мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление

и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды.

У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные,

влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.