бесплатно рефераты
 

Киберпанк жив или исчезновение реальности

стилистическому царствованию фильма Скотта. Пригласив авангардного кутюрье

Жан-Поля Готье, а также дизайнеров Мёбиуса и Мезьера (французских

художников комиксов), Бессон оттолкнулся от известного правила Скотта –

«дизайн может быть сценарием»[ix].

Но «Пятый элемент» не опроверг существующего мнения, что единственным

классическим фильмом киберпанка является фильм Р. Скотта «Бегущий по лезвию

бритвы» (1982). Большинство же фильмов, выходящих на экраны под логотипом -

киберпанк, таковыми не являются. Это в первую очередь относится к таким

хитам как «Пятый элемент», «Матрица», «Джонни-Мненоник». И это скорее

кибертех с «розовым» концом. Между тем нужно заметить, что киберпанк

тотально повлиял на зрелищное кино в целом, где над идеями доминируют

спецэффекты. Но как различить простой фантастический фильм от его собрата,

но в жанре киберпанка? Фильм в жанре киберпанк отличает, прежде всего,

писсемистичесий конец, действие обычно развивается в далёком/близком

будущем, герой – человек со дна, не имеющий ни образования, ни работы, но

обладающий острым умом, огромным тщеславием и огромным самомнением.

Американское независимое кино не тяготеет к самому жанру, Голливуд с

пессимизмом панков и других нонконформистов не дружит. А киберпанки – это

явление нонконформизма, поэтому ему не место в голливудском мейнстриме.

В России фильмов в этом жанре вообще пока нет, но есть база для их

появления. Это сегодняшняя российская действительность «мрачно-

футуристического дизайна» и стремительное проникновение новых технологий.

Есть режиссёры, редакторы, писатели киберпанки, и, благодаря им, скоро

будем надеется на наших экранах появится качественный фильм – киберпанк.

Для создания такого фильма, прежде всего, разумеется, нужны люди.

Творческие работники, которые хотят и умеют работать над таким фильмом, и

администраторы, которые сумеют оценить такой фильм по достоинству. Здесь

полезно вспомнить новейшую историю советской фантастической литературы.

Литературная фантастика не смогла бы у нас достигнуть современного уровня,

если бы не нашлись авторы, осознавшие ее возможности и силу, и издатели,

осознавшие необходимость ее серьезной, проблемной, философской модификации.

Но писатели, режиссеры, сценаристы не решают всех проблем. Существует еще

проблема хронического непонимания возможностей киберпанка, косность

представлений, отсутствие традиций. Между тем, главная проблема –

технические возможности.

Есть не мало хороших, любимых фильмов в лучших традициях и жанрах

фантастического кино, но это не киберпанк. Должно измениться мировоззрение,

прежде чем туда придут технологии киберпанка.

Так, проникнув в различные виды искусств, киберпанк оказал влияние на

различные области художественной культуры, стал частью современной

культуры. А что касается кино, то он изменил мышление зрелищности, из

литературы и искусства он проник в жизнь, из жанра фантастики, утопии

превратился в антиутопию, в киберпанк, жанр, где самые фантастические

предсказания осуществимы, будущее компьютерных систем или отсутствии

такового…

Глава 3. После антиутопии

или невыносимая замкнутость бытия

Как только возникает литературное движение киберпанка, сразу же нашлись

его последователи – так появились субкультурные группы, отождествляющие

себя с литературными персонажами «киберпанковских» рассказов. Это были

многочисленные «хакеры» - маги компьютерного мира, «крэкеры» - взломщики

компьютерных сетей, «фрики» - борцы с телефонными линиями, «кифер-панки» -

знатоки криптографии и криптограмм, и другие. Возник и стиль «киберпанк» -

мода городских хипстеров, которые одевались во все «черное», слушали

«индастриал-поп», читали журнал «Мондо 2000» (что-то вроде нашего «Птюча»

для рэйверов») и обожали всякие электропримочки - были, в общем, форменными

«техно-фетишистами.

Киберпанки имеют свой собственный взгляд на мир, своё мировоззрение.

Оно коренным образом отличается от мировоззрения обычных людей. Более того,

киберпанки имеют свой манифест. В 1984 году «Манифест» создаётся Киртчевым.

По этому манифесту должен (если хочет действительно быть настоящим

пользователем системы) жить каждый киберпанк. Можно, прочитав всего лишь

выдержки из этого манифеста, понять, кто такие киберпанки, чего они хотят

от жизни, их цели, стремления, помыслы. Вот несколько таких выдержек: «Мы

электронные духи, группа свободомыслящих повстанцев. Киберпанки…Мы живем в

киберпространстве, мы везде, мы не знаем границ. И это наш манифест.

Манифест Киберпанка… Мы те самые, Другие. Технологические крысы, плывущие в

океане информации… Мы - это скромный школьник, сидящий за последней партой

в дальнем углу класса»[x].

Киберпанк – в настоящее время массовое явление молодежной культуры. Уже

сейчас мы имеем удовольствие наблюдать прикипевших к компьютерам, днюющих

и ночующих в Интернете молодых ребят-хакеров, которые называют себя

киберпанками. Они взламывают чужие пароли, проникают в закрытые системы,

рассылают вирусы и терроризируют агентства по борьбе с компьютерной

преступностью. Киберпанк действительно перестал быть жанром литературной

утопии. «Мы видим реальность в ином свете, - говорится там. - Мы видим

больше, чем обыкновенные люди. Они видят только то, что снаружи. Мы видим

то, что внутри…. Мы редко выходим из дома… Мы живем в киберпространстве, мы

везде, мы не знаем границ»[xi].

Между тем речь идет не только о молодежной моде, техника в целом меняет

мировоззрение современного человека, его социальную жизнь, условия работы,

его философию. Речь идет об ином существовании общества –

постиндустриальном.

Корпус того, что теперь называют "киберпанком", за последние несколько

лет вырос настолько, что можно выделить несколько наиболее характерных черт

этого явления. Кибрепанк, в частности, направление научно-фантастической

литературы, обладающее такими ярко выраженными чертами, как постгуманизм,

постиндустриализм и постнационализм. Постгуманизм - наиболее очевидный

компонент киберпанка. Типичное произведение жанра кишит хромированными

протезами, имплантированными органами, членами и чипами. Но эта сияющая

оболочка выбрасывает из себя желание трансценденции, отделения не души от

тела, а мысли от плоти, чтобы объединиться в едином ментальном пространстве

Матрицы (Гибсон, Стерлинг). Два фактора определяют состояние киберпанка -

киборгизация и симулякры, то есть те, что стремятся отразить несуществующую

реальность. Постиндустриальной общество - обозначение в социологии и

футурологии новой стадии общественного развития, следующей за

индустриальным обществом. В различных концепциях «постиндустриального

общества», выдвинутых в кон. 60-70-х гг. ХХ в. (Д. Белл, Г. Кан, З.

Бжезинский, А. Тюрин и др.), основой поступательного развития общества

считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и

профессиональное разделение труда. Ведущую роль в «постиндустриальном

обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают

главное место университетам, а бизнесмены ученым и профессиональным

специалистам. В 80-х гг. концепция постиндустриального общества» получает

развитие в теории «информационного общества» (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и

др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества

производства, распределения и потребления информации. Телекоммуникации все

изменят, так как сетевое присутствие сведет пространство и время в одну

точку – выхода/входа в Сеть.

Настоящей ценностью в мире киберпанка становится информация. Возможно,

то, что большинство героев жанра пронизаны криминалом, объясняется первой

заповедью хакера: информация должна быть свободна. Киберпанк живет в мире,

где катастрофа (война или неконтролируемое развитие технологии) дала начало

новому сообществу. В этом новом мире заправляют корпорации, которые

полностью подчиняют себе жизнь каждого своего служащего. Это уже не просто

экономическая сила это - Большой Брат[xii], это еще одна причина того, что

киберпанк пронизан криминалом - единственным способом существования для

сильной личности.

Лучшим теоретическим пособием для освоения мира киберпанка являются не

только работы Ж. Бодрийяра[xiii], но и первые страницы Wall Street

Journal(реальный журнал, издаваемый в США с 1986 года), где можно прочитать

о приватизации тюрем, общественных мест, свалок, школ и полиции. Экономисты

правого толка заполняют сотни страниц своих трудов вполне киберпанковскими

пророчествами. То есть, люди, даже никогда не слышавшие про киберпанк и

киберкультуру, своими поступками способствуют образованию нового мира.

Виртуальная реальность сегодня не столько имитирует, сколько симулирует

нашу реальную жизнь. В «окне» компьютера возникает реальность, но и «что-то

еще»[xiv]. Полный провоцирующий нас образ, который одновременно является не

подлинным. Техника обнаружила тенденцию к механическому подражанию природы.

Происходит универсальная виртуализация – все конструируется. К тому же

человеческое существование под влиянием экологических несчастий, ВИЧ

поставлено под сомнение. Человек утрачивает укорененность в реальной жизни.

Его контакт с миром осуществляется с помощью «мыши» компьютера. И возникает

вопрос, а может реальной жизни нет, есть окно гипертекста? Литература,

философия давно поставила проблему «исчезновения человека» (М. Фуко),

«исчезновении реальности» (Ж. Бодрийяр), киберпанк обострил эту проблему.

Возможности виртуального мира безграничны, но это ловушка

бесконечности. Сегодня стала популярной фраза Лакана «Если Бога нет, ничего

не дозволено». Если физической реальности нет, реальность исчезает –

исчезает и виртуальная реальность. Виртуальная реальность это язык нашего

сознания, он стал сложнее в общении с киберпространством. Но киберпанк

поставил серьезные социально-философские проблемы нашей жизни, нашего

существования – проблему человека, природы жизненных ценностей, гуманизма.

Киберпанк вернул нас к их осмыслению, предложил нам очередное испытание.

Заключение

Итак, 1984 год пройден, и теперь мы уже точно вступили в эпоху киберпанка.

Киберпанк возник не только как литературное явление, зафиксировавшее

переход от утопии к антиутопии. Киберпанк – это не только хакеры, крекеры и

скиферы, это очень ёмкое и глубокое философское понятие. Оно включает в

себя идеологию целого поколения, поколения «конца века». Если идти дальше,

то будущее не сможет существовать без киберпанка. Поэтому, я считаю, что

утверждение: “Киберпанк умер” - является необоснованным. Он не умер, он

просто чуть-чуть видоизменился, приспособился к условиям сегодняшней жизни.

Как можно это доказать? Очень просто. Взять к примеру статистику о

распространении интернета (Сети) по свету. За несколько лет она опутала

почти весь мир. Миллиарды людей сидят вечерами перед компьютерами в поисках

различной информации, они общаются через интернет, заводят знакомства,

находят друзей. Другой пример: сколько стало сейчас всевозможной литературы

в жанре киберпанк, в большинстве случаев она покупается подростками, но и

зрелые люди зачитываются ей. А фильмы, кино? Более того киберпанк поставил

сложные проблемы перед гуманитарной наукой философией, которая давно

отмечает ускользание человека и реальности, киберпанк вновь привлек

специалистов к обсуждению этой проблемы – проблемы человека и его

существования в окружающем мире.

Как можно говорить, что киберпанк умер, когда достаточно повнимательней

присмотреться и можно его обнаружить буквально везде. Нет, киберпанк не

умер, он “он просто так пахнет” (с). Нельзя недооценивать его значимость в

жизни людей. Повсеместная компьютеризация, масса научно-технической, научно-

фантастической литературы, компьютерные термины, употребляемые в

повседневной жизни…Киберпанк это не мимолётное явление в жизни общества.

Возможно, что он ещё не получил своего признания, но уже невозможно его

игнорировать. Определённо, с ним надо что-то делать. Но вот что? Принять

его как часть культуры прошедшего ХХ века, или отдать его будущему, XXI

веку? Тут не может быть однозначного ответа. Киберпанк целиком был детищем

ХХ века, но своё развитие и «мировое» признание он получит в веке XXI. Но,

несмотря на это, он был и будет частью, явлением культуры ХХ и XXI веков.

[xv] НФ – научная фантастика – особый вид художественной фантастики,

возникший в эпоху становления современной науки(17-18вв) и окончательно

сформировавшимся в 20 веке.

2 Футурология – от лат. Futurum-будущее и logos – знание – в широком

значении общая концепция будущего Земли и человечества в узком область

научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним

прогнозирования и прогностики.

3 См.: Бетке Б. Киберпанк.1980.

4 См.: Дозуа Г. Лучшие фантастический произведения 80-х годов. 1981.

5 См.: все его романы, повести, рассказы.

6 Виртуальная реальность(ВР) – реальность, существующая в определенный

момент, вне зависимости от условий.

7 Киберпространство(по словам Гибсона) – это графическое представление

данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в

общечеловеческую сеть.

8 См.: Артюх А. Blade Runner. Бегущие с киберпанковским дизайном //

Искусство кино. 1998. № 1.

9 См.: там же.

10 См.: Киртчев К. Манифест Киберпанков// www.cyberpunkmanivest.ru

11Там же.

12 См.: Жижек С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия //

Искусство кино.1998. №1-2.

13См.: Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство коно 1992, №10;Борийар

Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

14 См.: Жижек С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия //

Искусство кино.1998. №1-2.

Список литературы и источников

Источники

Бессон Л. Я боюсь, что начну повторяться // Искусство кино. 2000. №8.

Бодрийар Ж. Злой демон образов //Искусство кино 1992, №10.

Борийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Вочевски. Может мы Симулякры //Искусство кино., 2000, № 3.

Гибсон В. Нейромант. М., 1984.

Гибсон В. Граф ноль. М., 1997.

Гибсон В. Снятся ли андроидам электрические овцы. М., 1968.

Гибсон В. Джонни Мнемоник. М.,1981.

Гройс Б. Экранизация философии // Искусство кино. 2000. № 6.

Голынко-Вольфсон Д. Интервью // Максимка. 1998. Июль – сентябрь, № 2.

Генис А. Гипертекст – машина реальности // Иностранная литература. 1994.

№5.

Генис А. Глаз и слово //Иностранная литература., 1995, №4.

Жижек С. Матрица или две стороны извращения //Искусство кино., 2000, № 6.

Жижек С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия // Искусство

кино. 1998. № 1-2.

Коупленд Д. Поколение Х // Иностранная литература. 1998. № 3.

Лем С. Футурологический конгресс: повесть. СПб., 2000.

Павич М. Хазарский словарь. СПб., 1999.

Пекенелис В. Кибернетическая смесь. М., 1982.

Пелевин В. Поколение П. М., 1998.

Пелевин В. Принц Госплана. М., 1999.

Стерлинг Б. Схизматрица М.,1985.

Стерлинг Б. Киберпанк 90-е // Искусство кино. 1998. № 1.

Слотердайк П. Кибернетическая ирония //Искусство кино. 2000. № 6.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.,

1996.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; М., 1994.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Литература

Апанова Н.В. Словарь кибернетических терминов. Спб, 1988.

Артюх А. Blade runner. Будущее с киберпанковским дизайном // Искусство

кино. 1998. № 1.

Артюх А. Метафизика красной таблетки // Искусство. 1999. № 9.

Артюх А. Проект киберпанки в Сети // Искусство кино. 1999. № 11.

Арган Д.К. Современное искусство 1870-1970. М., 1999.

Зарубежная литература ХХ века. М., 2000.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Т.4. М., 1999.

Анти-мир русской культуры. М., 1996.

Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.

Визуальный век// Искусство кино. 2000.1-12.

Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. М., 1999.

Зарубежная литература ХХ века. М., 1998.

Зарубежная литература ХХ века. М., 1997.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Культурология ХХ века СПб., 1997.

Кино: 555 фильмов Европы: информация, рецензии, алфавитный указатель.

М.,1996.

Киносенсации: фильмы, люди, события. М., 1996.

Кузнецов С. Реальное кино в виртуальном мире // Искусство кино. 1999. № 3.

Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

Литературный гид. Постмодернизм: подобия и соблазны реальности

//Иностранная литература.1994.№ 1.

Немзер А.С. Литературные свединия: о русской прозе 90-е. М., 1998.

Первый век кино. М., 1997.

Паркинсон Д. Кино. М.,1996.

После времени. Французские философы постсовременности // Иностранная

литература.1994.№ 1.

Проект киберпанка в сети // http://city.cyberpunk.ru:10025/main.shtml

Руднёв В.Б. Словарь ХХ века. М.,1997.

Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература. М., 1999.

Словарь-справочник по современному искусству. М., 1999.

Степанян Н. Искусство России ХХ в. М., 1999.

Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная

литература.1994.№ 1.

Энциклопедический словарь живописи. М., 1997.

Энциклопедия живописи. М., 1997.

Якимович А. Утраченная Аркадия и разочарованный Орфей // Иностранная

литература. 1991. № 8.

Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях. (Культурная

парадигма авангарда и постмодерна) // Иностранная литература.1994.№ 1.

100 художников ХХ века. Челябинск, 1999.

-----------------------

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.