бесплатно рефераты
 

Иудаизм

начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая

пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий

споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в

том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают

Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-

проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и

глубоко образный Коран).

Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно

продолжались и в раввинистическую эпоху. Наибольший авторитет в этой

области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида

(1135 -1204), известного под именем Рамбам (представляет собой аббревиатуру

от полного имени - раббейну Моше бен Маймон). Деятельность Маймонида,

выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта,

где он служил Придворным врачом египетского султана. В числе других

сочинений им был создан обширный трактат "Мишне-Тора" (Повторение Торы) -

своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду.

По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева,

Маймонид "дал своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны,

целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой

- старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных

началах".

В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485

- 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический

кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов:

Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа

(домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский

раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими

обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух"

сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей

ортодоксального иудаизма.

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала

(буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами

мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских

общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в

Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть

сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению

каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из

основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога.

Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они

находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным

миром.

Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние),

почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что

ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в

1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе,

перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание

составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на

формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую

связано богословие хасидизма.

2.1 Тора и ее развитие в веках.

Здесь неоднократно упоминалась Тора, Мишна, Галаха, Агада, Талмуд,

Гмара, Мидраш. Поэтому мы сочли уместным дать краткий обзор развития Торы

во времени.

Прежде всего, следует различать два значения слова "Тора": в узком

значении Тора — это Пятикнижие, пять книг Моше-рабейну, в широком — все

книги Священного Писания, все законы, практика, обычаи и понятия, которые

составляют содержание иудаизма.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ТОРА.

Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и

Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а

также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Исраэля

вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот,

которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также

практика их применения передавались устно из поколения в поколение на

протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы

традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать

только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские

мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым

ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни.

Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.

Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное

положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним

единую книгу ТаНаХ.

ТаНаХ — аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим.

В Книги пророков входят записанные речи пророков Исраэля; это

уникальное явление в мировой истории. Их страстные призывы к справедливости

и братской любви во имя Бога и Его Торы находили отклик во все времена;

отзвуки их нашли свое отражение и в настоящей работе. Святые Писания,

включающие в себя Тегилим (Псалмы), Мишле (Притчи), Книгу Ийова и многие

другие, — это ответ великих обладателей Святого Духа на духовный призыв

Торы.

МИШНА.

В конце II в. н.э. раби Йегуда га-наси, предвидя длительное изгнание и

рассеяние еврейского народа, возглавил обработку, кодификацию и запись

Устного Закона. Этот труд был назван Мишной, что означает "повторение" или

"передача". Мудрецов Мишны называют танаим, а этот период — эпохой танаим.

ТАЛМУД.

Мишна сразу же стала предметом новых дискуссий. В ешивах Вавилонии

эти дискуссии продолжались в течение трех столетий. В конце V в. они были

подытожены, собраны в единую книгу и необыкновенно искусно отредактированы

и изданы равом Аши и равом Равиной II. Записи этих диспутов — Гмара

(завершение) вместе с Мишной, которую они разъясняют, составляют

Вавилонский Талмуд. Мудрецов Талмуда называют аморайм (разъяснители).

В середине IV в. из-за преследований христиан ешивы Эрец Исраэль

закрылись. Собранные в то время дискуссии живших в Эрец Исраэль амораим

составили Йерушалаимский Талмуд. В это время поддерживался тесный контакт

между двумя основными центрами еврейской жизни — Вавилонией (Междуречьем) и

Эрец Исраэль (Палестиной).

САВОРАИМ.

В течение полувека после составления Вавилонского Талмуда его текст

изучали последователи амораим — савораим (мыслители), которые добавили к

нему лишь некоторые завершающие штрихи.

Хотя Талмуд и был завершен, обсуждения содержащихся в нем положений

никогда не прекращались. Труд амораим и савораим продолжили вавилонские

геоним ("гаон" — гений) в период с 540 по 1040 г. Они положили начало

литературе респонса (посланий), в респонсах давались авторитетные ответы на

вопросы отдельных людей или общин.

РИШОНИМ.

Евреи, жившие в Европе под христианским владычеством, получили

название ашкеназим (от Ашкеназ, как в Торе названа Центральная Европа), а

тех, кто были под властью мусульман в Испании и Северной Африке, стали

называть сфарадим (сефарды, от Сфа-рад, как в Торе названа Испания).

С распространением еврейской диаспоры в Западной Европе (Испании,

Франции и Германии) и в Северной Африке там возникли центры изучения Торы.

Учители Торы этого времени известны как ришоним (ранние).

Период ришоним приходится на 1000-1500 гг. Среди многих выдающихся

галахических трудов, написанных в это время, выделяется Мишне Тора Рамбама

(1187).

АХАРОНИМ.

Начиная с 1500 г. мудрецов Торы называют ахароним (позднейшие).

Основным галахическим трудом этого времени стал, несомненно, Шулхан Арух,

созданный раби Йосефом Каро в 1567 г. в Эрец Исраэль. Со временем в эту

книгу вошли и замечания раби Моше Иссерлеса из Кракова (Польша),

выражавшего ашкеназийскую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Они были

включены в авторский текст (хотя Каро был сефардом). Написано и много

других галахических трудов; продолжал развиваться жанр респонса.

Ахароним занимались, в основном, применением принципов, изложенных в

Торе и Талмуде, к тем социально-экономическим условиям, в которых

оказывались евреи в те времена.

2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТОРЫ.

Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад,

актуальна и сегодня.

Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго

тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то

корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и

обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за

внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора

предстанет сегодня столь же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и

предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно

успешно применять при решении насущнейших проблем современного

человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные

вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом — как на

сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит

осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Божественное,

сознательное и подсознательное. Тора — это культура и цивилизация, которая,

будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших

современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более

возвышенному и совершенному.

Безусловно, мир, существовавший более трех тысячелетий тому назад,

очень мало похож на мир, в котором мы живем сегодня.

3. Вероучение иудаизма.

Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не

допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры "Шема",

которым начинается богослужение: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь

один! Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый

обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом

"Адонаи" (Владыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили

к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонаи". Из

этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция

"Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".

Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе

(Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог

избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский

завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам

авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, "тот факт, что народ

Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его... особыми

привилегиями, зато налагает на него особые обязательства". И далее: "Эта

ответственность - чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером

его неукоснительного соблюдения - выражается понятием "избранный народ".

Неевреи, принявшие иудаизм (герим), становятся полноправными членами

еврейской общины (мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки

распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является

нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять

сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет

деторождения во внутриконфессиональных браках).

Случаи принятия иудаизма народами, этнически не связанными с евреями, в

истории известны, но в целом прозелитизм не получил в иудаизме

значительного развития из-за учения о богоизбранности еврейского народа.

Исторически в иудаизме существовали две тенденции: национального

избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С

учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической

родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль (Земля Израиля), которая

считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться

через явление Мессии (от древнееврейского "машиах" - помазанник) -

"помазанника Божия". Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы)

означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на

царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил

совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям

в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только

восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ,

но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом

состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то

время как христиане признают Мессией Иисуса Христа ("Христос" - греческое

значение слова "помазанник"), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится

в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано вышеупомянутым

Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры: в существование Бога; в его

единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение

посредством молитвы; в пророков как выразителей воли Бога; в превосходство

Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе

Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в

приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения

позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн

- Игдал.

3.1. КОНЦЕПЦИЯ МИЦВЫ.

Мицва (мн. ч. — мицвот) означает повеление, или заповедь. Западный мир

не знаком с концепцией, согласно которой человек поступает определенным

образом потому, что это мицва. В своем поведении мы обычно исходим (если

исходим) из моральных соображений, соответствующих системе ценностей,

принятой в том обществе, где мы воспитывались и живем. Однако в

экстремальных ситуациях часто оказывается, что отстоять эту систему очень

трудно. Ее модель поведения ненадежна, поскольку она строится на принципах,

которые слишком расплывчаты, лишены рационального обоснования. Самым

убедительным примером ненадежности подобной системы "моральных ценностей"

является нацизм. Мы стали свидетелями того, как нация, которая гордилась

своей высокой культурой, всего за несколько лет перевернула свою мораль с

ног на голову, что имело катастрофические последствия. На протяжении всей

истории человечества великие мыслители, такие, как Платон, Спиноза, Кант,

Маркс, создали прекрасные этические системы, которые призывали человека

обуздать свое "я" ради блага общества. Все попытки воплотить их в жизнь

потерпели крах. Во-первых, великие философы не имели достаточного

авторитета. Во-вторых, они не принимали в расчет суровой действительности,

не считались с тем, каков человек на самом деле. Им не удалось разработать

конкретной программы, которая помогла бы из существа, целиком

сосредоточенного на самом себе и думающего лишь о своем благе, воспитать

человека, готового отказаться от собственных интересов ради высших идеалов.

Все соглашались, что вышеупомянутые системы прекрасны, но... для кого-

нибудь другого.

Система мицвот лишена этих недостатков. Идея мицвы вносит в нашу жизнь

мотивацию: мы поступаем так, а не иначе не потому лишь, что считаем это

правильным, а потому, что знаем: Бог хочет, чтобы мы поступали именно так.

Благодаря этому в нашу жизнь привносится некое новое, более высокое

измерение, которое производит революционное изменение в нашем отношении к

себе, к миру, к другим людям. Более того, мицвот действуют на многих

уровнях: они дают нам и общую жизненную ориентацию, и конкретные подробные

указания, касающиеся как отношений между людьми, так и отношений человека с

Богом, — высшей духовной реальностью, находящейся вне нас. Мицвот,

касающиеся отношений человека с Богом, включают в себя многие символические

действия, цель которых — изменить, улучшить нас как на сознательном, так и

на подсознательном уровне.

3.2. ПОРЯДОК И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ МИЦВОТ.

Традиционно Тора содержит 613 мицвот, если собрать их все вместе — и

предписывающие, и запрещающие. В ней много раз констатировано, что они

составляют единое целое, однако их общая схема не сразу становится ясной из

Письменной Торы. В течение многих веков делались различные попытки

классифицировать мицвот. В Мишне, представляющей собой авторитетное

изложение Устной Торы, выполненной раби Йегудой га-наси во втором веке

новой эры, мицвот сгруппированы в шесть разделов — сдарим /букв. порядки/,

с шестьюдесятью масехот, или трактатами. Мицвот сгруппированы по темам:

один седер содержит мицвот, касающиеся ведения сельского хозяйства в Эрец

Исраэль, другой — мицвот, относящиеся к шабат (субботе) и праздникам,

третий — мицвот, касающиеся гражданского законодательства, и так далее.

Этой классификации следует и Талмуд.

Тысячу лет спустя раби Моше бен Маймон (Рамбам, или Маймонид) создал

более подробную классификацию; он разделил мицвот Устного Закона на

четырнадцать основных групп. Через два столетия после него раби Яаков бен

Ашер (известный как автор "Тура") создал свод мицвот, ограничив его теми из

них, которые применимы в наше время (т. е. исключил из него законы служения

в Храме и связанные с этим галахот — установления). Он сократил число

основных групп до четырех, из которых первая ("Орах хайм" — "Образ жизни")

охватывает те мицвот, которые сопровождают еврея, начиная с момента, когда

он просыпается утром, и до отхода ко сну, на протяжении всего года, включая

шабат, праздники, дни радости и скорби. Остальные три категории мицвот —

это законы питания и все те, что связаны с продовольствием; затем

гражданские законы и, наконец, законы семейной жизни.

В настоящей работе мы в принципе придерживаемся обновленной

классификации раби Шимшона Рафаэля Гирша, данной им в книге "Хорев", где

мицвот сгруппированы согласно их функциям.

В соответствии с этой классификацией мицвот Торы, применимые в

настоящее время, можно разделить на пять групп.

ГРУППА 1: Справедливость по отношению к людям

Мицвот, составляющие основу социального законодательства Торы.

ГРУППА 2: Справедливость по отношению к окружающему миру

Мицвот, регулирующие использование нами окружающего мира и получение

удовольствия от его благ.

ГРУППА 3: Любовь и забота о людях

Мицвот, усиливающие чуткость осознания нужд людей.

ГРУППА 4: Обогащение окружающего мира

Мицвот, выполнение которых наполняет окружающий мир действиями,

угодными Богу.

ГРУППА 5: Жизнь духа

Мицвот, обращенные к уму и сердцу и способствующие сближению с

Богом,

Даже по этой схеме в данной классификации виден определенный порядок.

Мицвот первых двух групп имеют целью установление справедливых отношений

- сначала с другими людьми, а затем — со всем окружающим миром. Цель

мицвот третьей группы

- поднять уровень отношений с другими людьми от справедливости до

любви и заботы. Подобно этому мицвот четвертой группы обеспечивают наше

продвижение от справедливых отношений человека с окружающим миром к

духовному обогащению этого мира.

Наконец, пятая группа охватывает духовные качества, которые лежат в

основе всех мицвот и, по сути, являются их конечной целью.

Как уже упоминалось, мы следуем классификации мицвот раби Шимшона

Рафаэля Гирша. В большинстве случаев приводится и его объяснения этих

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.