бесплатно рефераты
 

Иудаизм

эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями

(толкователями) в талмудических школах (так называемых йешивах) городов

Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были

центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако

начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась

"Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.

Ведущую роль после этого стала играть еврейская община в Месопотамии,

существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при

сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый

авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны

(дословно "красота", "гордость") - ученые законоучители, возглавлявшие

йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.

После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только

сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех

евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С.

Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора объединялась

внутренней властью гаонов Вавилонии".

Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим.

Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII

- XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа

еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией

и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова "рабби" - мой

учитель).

На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное

воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям

как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам,

среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в

средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность

иудейской религии христианству и христианской цивилизации.

Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового

общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической

борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение

значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате

преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где

обстановка была более благоприятна.

Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании после

завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания коренным

населением захваченных арабами территорий) положение евреев в Испании резко

ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в

1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись

преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в

1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась

лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный

очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями

в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись

во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно

сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней

Франции.

С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни

складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины

подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов,

сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение

положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции

от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их

миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва,

западнорусские земли).

Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах

благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь

иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний

христианского населения Турции.

Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи

ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для

евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в

экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем

отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с

марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную

приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям

инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце

XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев

в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и

последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин,

на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям

европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). У его

истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии Мозес Мендельсон

(1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за ослабление системы

ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее сближение

иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так называемый

"реформированный иудаизм").

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы

секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее

неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная

самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев

Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке

затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.

К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев,

сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание

еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в

Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на

котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский

публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское

государство".

В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в

Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская

организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об

"избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не

религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые

разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до

социалистических.

В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в

странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста

(катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской

Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть

европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную

культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных

цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей

традиционной еврейской культуры погибло больше.

Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили,

однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной

истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме

возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль)

и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее

наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление

еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре .

1.1. Этническая картина современного иудаизма.

К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире

составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее

многочисленное еврейское население было в США (5,7 млн. человек) и Израиле

(3,4 млн. человек). Третью по численности территориальную группу еврейской

диаспоры представляли евреи СССР (свыше 1,7 млн. человек). Единство

иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского

народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным

фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры.

Вместе с тем уникальными особенностями этой национально-монотеистической

религии явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с

гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее

приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской

идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного

укоренения на местах. Следствием этого стало разнообразие этнических групп

евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности.

Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском

народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг

которых сформировался в средневековой Германии в IX - XII веках (Ашкеназ -

название Германии в средневековой раввинской литературе), а впоследствии

сместился на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, Россия). В среде

ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе

смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и

древнееврейской письменности.

Ашкеназская субэтническая группа стала основой (с разной степенью участия

других групп евреев) нынешних еврейских общин большинства стран Европы,

США, Латинской Америки (Аргентина) и Южной Африки. Ашкеназы - наиболее

ассимилированная группа среди евреев, поскольку движение хаскала и

"реформированный иудаизм" зародились именно в Германии. Поэтому не

случайно, что подавляющее большинство нынешних европейских и американских

евреев считают родными языками языки стран проживания.

Основной этнокультурный очаг восточно-европейских евреев, охватывавший

территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим еврейским

типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой,

именуемой на идиш "голдене кейт" ("золотая цепь"), был практически

полностью уничтожен гитлеровцами. Уцелевшие носители традиционной еврейской

культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль.

Другая значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в

средневековой Испании в период арабского господства, получила название

сефардов (Сфарад - наименование Испании в средневековой раввинской

литературе). После изгнания в 1492 г. они расселились, главным образом, в

странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в

Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе

староиспанского.

Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в

противоположность европейским евреям. Это не вполне точно, так как

восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных

общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей

Эфиопии, "черных евреев" Индии, китайских иселони. До образования Израиля

наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских

стран: Марокко, Йемена, Египта. До установления в 1979 г. исламско-

фундаменталистского режима значительная еврейская община проживала в Иране.

После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население

которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства,

начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной

общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и

литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс

этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и

выходцы из Европы - все еще сохраняют обособленность в религиозном плане,

имея двух самостоятельных главных раввинов: ашкеназского и сефардского.

2 . Священные книги иудаизма.

Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ

(это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных

частей: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен

Ветхому Завету христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV

- V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.

Если спросить человека "с улицы", что для него означает иудаизм, девять из

десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание,

траурный обряд.

Но все это лишь малая часть иудаизма — системы, которая охватывает все

стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные

взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между

начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство,

взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм

— это искусство жить во всех его проявлениях. Законы, которые регулируют

отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют

правила питания или порядок службы в синагоге. Все части Торы,

взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого

общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию

Бога.

Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное

общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все

человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых

обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей

универсальной цели:

Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод

не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых

иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как

христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных

на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли.

Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их

каноническими, а православные - нет.

Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э.

Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами

масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил

название "Масоретский канон".

По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый

отдел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой

частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход

(Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В

европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых

называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери,

Дейтерономия. Второй отдел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на

старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий отдел -

Кетувим (Писания) вошли 13 книг.

Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев,

причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов,

так и их графической основе. ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом,

в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки

справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки

изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики

еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно.

Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга

почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора

в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные

стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена.

Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на

еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).

В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом

Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма,

именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений

законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая

историческая ступень его формирования - толкования текстов ТаНаХа, так

называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую

эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу

(мидрашим).

Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы •

законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы,

в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый

Иерусалимский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начала 1 века

н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В

конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен

Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после

чего получил название Мишна (Повторение).

Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов:

Зераим (Посевы) - аграрное законодательство; Моэд (Праздники) - праздничный

ритуал; Нашим (Жены) -брачное законодательство; Незикин (Повреждения) -

уголовные законы; Кодашим (Святыни) - порядок богослужения; Тегарот

(Чистоты) - ритуальная чистота. В совокупности тексты этих разделов

охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно

регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня

рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в

мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с

Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот

("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической

форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие

еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э.

В III-V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен

третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара

(Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии

к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских школ составила Иерусалимский

Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке.

В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд

Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его

формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у

иудеев более высокий авторитет, чем Иерусалимский, поскольку он почти в

четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и

тщательнее откомментирован.

Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна -

Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и

Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом

истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада -

притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада

является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.

Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию

еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную

неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной

своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди

неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой

объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и

отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов

Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.